Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ «1» сентября 2023 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг» (учебный предмет) 1 – 4 классы____ (классы) ______4 года_____ (сроки реализации) Разработчики: Учителя начальных классов Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. 2023 г. 1. Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель». Направленность программы: общекультурная Рабочая программа рассчитана на младших школьников и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории. Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса литературного чтения. Актуальность программы Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача внеурочной деятельности библиотекаря. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка, помогают ориентироваться в мире детских книг. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно это касается научно- познавательных книг. Как следствие, он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятиях по внеурочной деятельности в библиотеке. Особенности программы Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Программа определяет мероприятия, которые познакомят учащихся с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей. Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Цель программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению и пользованию библиотекой. Задачи: Знакомство с основными правилами пользования библиотекой и работы с книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации; раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека; представление о книге как о художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России; формирование умений и навыков работы с книгой; формирование основ культуры работы с информацией, что включает умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки; развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме; развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения; развитие творческой и познавательной активности, развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело; формирование умения работы по проведению массовых мероприятий; воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой; К концу освоения данного курса обучающиеся должны: знать основные правила пользования библиотекой и книгой; понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой; уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги; вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись, используя библиографические пособия, и составлять простые библиографические списки; уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска; обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты; ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности: Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностноориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг ко другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе; приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Метапредметные результаты: Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступленияв устной и письменной форме; представлять результаты своей деятельности в различных формах; умение структурировать знания; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности. Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение; умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий. Предметные результаты: воспитание чувства гордости за литературные достижения своей страны, родного края; сформировать уважительно – ценностное отношения к книге; освоение элементарных правил ухаживания за книгой; освоение доступных способов изучения литературы и истории создания книги; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 2. Общая характеристика учебного предмета Содержание программы «В мире книг» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения. Программа знакомит с произведениями, представляющие различные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: чтение (громкое чтение по ролям); беседа; обсуждение; видеопросмотры; литературные игры; викторины; театрализация. Центральным звеном в работе по формированию читательской самостоятельности младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»). Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по описанию. 3. Описание места учебного предмета Настоящая программа рассчитана на 2 часа в месяц в каждом классе: 16 часов в 1 классе, по 17 часов во 2-4 классах. Всего 67 часов. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения, явление национальной культуры. Обучение чтению как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи. Кружок «В мире книг» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. На занятиях учащиеся знакомятся с нравственными ценностями своего народа и человечества, что способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. 5. Содержание учебного предмета 1 класс Здравствуй, книга (1 ч) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (1 ч) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книгасборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Народная мудрость. Книги-сборники (1 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева (1 ч) Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира (2 ч) Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок» Книги русских писателей-сказочников (2 ч) Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Детские писатели (2ч) Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы. Произведения детских писателей на страницах журналов. Сказки зарубежных писателей (2 ч) Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Дети — герои книг (1 ч) Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о животных (1 ч) Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». Планируемые УУД: — находить книгу в открытом библиотечном фонде; — выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; — сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; — формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; — характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; — сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; — слушать и читать книгу, понимать прочитанное; — пользоваться аппаратом книги; — овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); — систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. 2 класс Книга, здравствуй (1 ч) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей — любитель чтения (1 ч) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». Книги о твоих ровесниках (2 ч) Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (2 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Писатели-сказочники (3 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Книги сказок народов мира. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги о детях (3 ч) Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч) Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Защитникам Отечества посвящается (1 ч) Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг (2 ч) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Планируемые УУД: — знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; — ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде); — пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; — заполнять каталожную карточку; — систематизировать книги по авторской принадлежности; — составлять список прочитанных книг; — выделять особенности учебной книги; — работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; — аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв); — классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру. 3 класс История книги. Библиотеки (1 ч) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники. Басни и баснописцы (1 ч) Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Книги о родной природе (1 ч) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л.Н. Толстого для детей (1 ч) Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Животные — герои детской литературы (2 ч) Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). Дети — герои книг (3 ч) Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Книги зарубежных писателей (2 ч) Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Книги о детях войны (2 ч) Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Газеты и журналы для детей (1 ч) Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). Планируемые УУД: — работать с книгой-сборником басен И. Крылова; — сравнивать басни по структуре и сюжету; — выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; — собирать информацию для библиографической справки об авторе; — составлять таблицу жанров произведений писателя; — выполнять поисковую работу по проекту; — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; — находить по каталогу нужную книгу; — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; — писать отзыв о книге или героях книги; — пользоваться библиографическим справочником; — рассматривать и читать детские газеты и журналы; — находить нужную информацию в газетах и журналах; — собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»; — готовить материал для классной и школьной газеты; — пользоваться электронными газетами и журналами. 4 класс Страницы старины седой (1 ч) Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или книжный магазин. Крупицы народной мудрости (2 ч) Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. Мифы народов мира (1 ч) Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Русские писатели-сказочники (4 ч) Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателяхсказочниках (проектная деятельность). «Книги, книги, книги…» (2ч) Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. Книги о детях и для детей (4 ч) Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурскроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Словари, справочники, энциклопедии (1 ч) «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. Родные поэты (1 ч) Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Итоговое занятие (1 ч) Планируемые УУД: — составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; — различать виды и типы книг; — писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; — знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; — пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке; — писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; — пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; — составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; — задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; —выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры; — собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.); — работать с детскими газетами и журналами. 6. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению Проведение занятий курса по программе предполагает следующий результат: · проявление устойчивого интереса к чтению книг; · расширение словарного запаса; · знание детских писателей и их произведений; · навыки драматизации литературных произведений; · развитие техники чтения. Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения: личностные универсальные действия: использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений; регулятивные универсальные действия: – целеполагание – постановка учебной задачи; – планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения; – контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений; – коррекция смысловых и речевых ошибок; познавательные универсальные действия: – применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей; – классифицирование художественных произведений по заданному основанию; – анализ предложенного текста; – синтез – составление целого текста из частей; – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; коммуникативные учебные действия: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; – постановка вопросов для поиска и сбора информации; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. 7.Тематическое планирование по классам 1 класс № Тема Форма проведения 1 Здравствуй, книга! Беседа. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?» 2 Книги о Родине и родной Культура самостоятельной работы с природе выбранной книгой – рассматривание, чтение или слушание. 3 Народная мудрость. Знакомство с книгами. Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». 4 По страницам книг В. Сутеева Игра «По страницам сказок В. Сутеева». 5-6 Сказки народов мира Конкурс «Герои народных сказок» 7-8 Книги русских писателейИнсценирование отдельных историй. сказочников Творческая работа «Встреча с Буратино» 9-10 Детские писатели Чтение книг С. Маршака, К. Чуковского, Е. Чарушина 11-12 Сказки зарубежных писателей Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов 13-14 15 16 1 2 3-4 5-6 7-9 10-12 13-14 15 16-17 1 2-4 5 6 7 8-9 10-12 13-14 из выбранной книги Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови» Дети — герои книг Игра «Диалоги героев». Конкурс юмористических стихов. Книги о животных Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Творческая работа: сочинение «Мой маленький друг». 2 класс Книга, здравствуй! Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Книгочей — любитель чтения Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь» Книги о твоих ровесниках Презентация книг о детях-ровесниках. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг» Крупицы народной мудрости. Проект «Живой цветок народной мудрости» Книги-сборники Писатели-сказочники Выставка книг с литературными сказками. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность) Книги о детях Чтение книг Книги о тех, кто подарил нам Чтение книг о маме. Рукописная книга жизнь «Семья» Защитникам Отечества Выставка книг детских писателей о посвящается защитниках Отечества. Встреча с участниками Великой Отечественной войны, которые живут рядом. По страницам любимых книг Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Оформление еженедельника «Летнее чтение» 3 класс История книги. Библиотеки Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. По дорогам сказок. Сказки Рассматривание, чтение и сравнение книг. народные и литературные Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» Книги-сборники. Басни и Конкурс чтецов. Инсценирование басен баснописцы Книги о родной природе Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга Книги Л.Н. Толстого для Проектная деятельность по группам: «Сказки детей Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого» Животные — герои детской Отзыв о прочитанной книге. Реклама книги литературы «Заинтересуй друга!» Дети — герои книг Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?» Книги зарубежных писателей Список книг зарубежных писателей для детей. Книги-сборники стихотворений для детей 15-16 Книги о детях войны 17 Газеты и журналы для детей 1 Страницы старины седой 2-3 Крупицы народной мудрости 4 5-8 9-10 11-14 15 Мифы народов мира Русские писатели-сказочники «Книги, книги, книги…» Книги о детях и для детей Словари, справочники, энциклопедии 16 17 Родные поэты Итоговый урок Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах) Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти» Создание классной газеты или журнала 4 класс Экскурсия в типографию или книжный магазин. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» Конкурс-кроссворд «Мифологические герои» Литературная игра Проект «Русские баснописцы» Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты» Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Технические средства обучения В каждом классе начальной школы имеется: 1. Компьютер 1 2. Мультимедийный проектор 1 3. Магнитофон 1 4. Колонки 2 5. Интерактивная доска starboard HITACHI 1 6. Документ-камера DYMO MimioView 1 Список литературы -Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому — книга[Текст].-М.: Школьная библиотека, -Бражников А.И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению[Текст]А.И. Бражников; общ. Ред. И послесл. О.Громовой.-М.: Чистые пруды, 2006.-32с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып.6(12)). -Дети и книга: Простые приемы привлечения к чтению[Текст]/под ред.О. Громовой.М.: Чистые пруды.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». -Кузменкова Е. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет [Текст]/Е. Кузменкова, Г. Рысина.-М.: Чистые пруды, -Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс -Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, -Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение -Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М. -Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб.пособие для студ. Пед. Вузов. – М. Издательский центр «Академия»