Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ Приказ № 252-ОД от «2» сентября 2024 г. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английский) (для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2) (учебный предмет) 3 - 4 классы____ (классы) ______2 года_____ (срок реализации) (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей иностранного языка Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. г. Костомукша 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР учебного предмета Иностранный язык (английский) составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, разработанная с ориентировкой на содержание ФАОП ЗПР (вариант 7.2). В результате изучения иностранного языка у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Основной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудирования, говорения, чтении и письме. Рабочая программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательным способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия м пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, программа предусматривает предъявление материала небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Задачи: - формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; - расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения; - развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка; - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, языковым портфелем, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в группе. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; - выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности: - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); - увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - наглядно-действенный характер содержания образования; - развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; - обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)» Иностранный язык как учебный предмет характеризуется: - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому). В результате изучения иностранного языка у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» входит в обязательную часть учебного плана. Изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский)» начинается с 3-го класса. На изучение материала отводится в 3 - 4 классах по 1 часу в неделю, 34 учебных часа в год. Общий объем учебного времени составляет 68 часа за два года обучения. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГОИЙСКИЙ)» Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: формирование основ гражданской идентичности личности на основе: - осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям; - навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности: - способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие умения учиться, а именно: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметное содержание речи Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание, поздравление, ответ на поздравление, благодарность, извинения (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, характер. Мой день (распорядок дня). Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Мои любимые сказки. Выходной день, каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на отдельную тему 3 класс Кол-во часов 4 часа 4 класс Кол-во часов Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета) 1 час 8 часов Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, характер. Мой день (распорядок дня). Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество). 16 часов 7 часов Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Мои любимые сказки. Выходной день, каникулы. 4 часа 10 часов Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер. 5 часов Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. 4 часа 9 часов Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). ИТОГО: 34 часа 34 часа 68 часов за два года обучения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать: Иностранный язык: 1) приобретение начальных элементарных навыков восприятия устной и письменной речи на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для восприятия на элементарном уровне устной и письменной речи на иностранном языке, 3) сформированность основ дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности Говорение 1. Диалогическая форма Уметь вести: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и учебнотрудового общения; диалограсспрос (запрос информации и ответ на него) с опорой на картинку и модель, объем диалогического высказывания 2-3 реплики с каждой стороны. 2. Монологическая форма Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, характеристика (персонажей) с опорой на картинку (небольшой объем). Аудирование Воспринимать на слух и понимать: речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное. Чтение Читать (использовать метод глобального чтения): вслух читать слова изучаемой лексики и понимать небольшие диалоги, построенные на изученном языковом материале; находить необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). Письмо Знать и уметь писать буквы английского алфавита. Владеть: умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения. Языковые средства и навыки пользования ими Графика, каллиграфия, орфография. Буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Апостроф. Фонетическая сторона речи. Произношение и различение на слух звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Ритмикоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объѐме 300 лексических единиц для усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: what, who, when, where, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (I speak English.), составным именным (He is big. She can skate.) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Run, please.) форме. Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределѐнным, определѐнным артиклем. Местоимения: личные и притяжательные. Количественные числительные (до 10). Наиболее употребительные предлоги: in, on, at. Социокультурная осведомлённость. В процессе обучения иностранному языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п 1 2 Наименование разделов и тем учебного предмета Раздел 1. Знакомство Количество часов Программное содержание Основные виды деятельности 4 часа Приветствие класса. Знакомство с учебником. Беседа о мире английского языка. Развитие навыков говорения. Знакомится, приветствовать друг друга. Развитие навыков письма. Различать и называть буквы английского алфавита. Воспроизводить их. Раздел 2. Я и мои друзья 4 часа Коммуникативные умения: ведение диалога этикетного характера: приветствие (в разное время суток), начало и завершение разговора (формальное/неформальное), знакомство с собеседником, нормы вежливости; ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации (имя, фамилия); сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника; создание с опорой на ключевые слова, устных монологических высказываний: рассказ о себе (имя, фамилия); понимание на слух речи учителя и одноклассников; вербальная/невербальная реакция на услышанное (при непосредственном общении); Языковые знания и навыки: буквы английского алфавита (корректное называние букв английского алфавита); написание букв английского алфавита в буквосочетаниях и словах; счет от 1 до 5. Коммуникативные умения: диалограсспрос: запрашивание интересующей информации (по теме «Мои друзья»); создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных монологических высказываний: описание внешности друга; восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей («Мои друзья»); Правильно произносить числительные до 10. Развитие навыков говорения. Правильно произносить лексику урока. Развитие навыков говорения. Графически воспроизводить буквы по образцам и самостоятельно называть их. Расспрашивание 3 Раздел 3. Моя школа 4 Раздел 4. Я и моя семья 5 часов 1 час смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией; с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации в рамках изучения темы «Мои друзья». Языковые знания и навыки: чтение новых слов согласно основным правилам чтения английского языка; различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений; лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц по теме «Мои друзья»; счет от 1 до 10. Коммуникативные умения: диалограсспрос: запрашивание интересующей информации (по теме «Моя школа»); создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных монологических высказываний; предлоги места (in, on, near, under); восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей («Моя школа»); смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией; с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации в рамках изучения темы «Моя школа». Языковые знания и навыки: чтение новых слов согласно основным правилам чтения английского языка; различение на слух и адекватное, распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц по теме «Моя школа» (школьных письменных принадлежностей); распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи. Цвета. Коммуникативные умения: ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации (члены семьи, их возраст, профессия); сообщение фактической информации о себе (мой дом, моя комната) и своих родственниках (простое предложение), ответы на вопросы собеседника; создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных монологических высказываний: рассказ о себе, члене семьи, собеседника о нем самом, в ходе вежливого элементарного диалогарасспроса (что умеет/не умеет). Развитие навыков говорения. Графически воспроизводить буквы по образцам и самостоятельно писать их. Знакомство с лексикой «Школьные принадлежности». Восприятие текста на слух с опорой на иллюстрацию. Знакомство с лексикой на тему «Цвета». Знакомство с лексикой «Семья». Правильное произношение новых лексических единиц. Графически воспроизводить буквы по образцам самостоятельно писать их, называть их. 5 Раздел 5. Мир вокруг меня 4 часа 6 Раздел 6. Мир моих увлечений. 16 часов друге и т.д. (имя, фамилия), своем доме, квартире, комнате; аудирование с пониманием основного содержания темы раздела «Моя семья». Языковые знания и навыки: распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи «Моя семья». Коммуникативные умения: ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника (по теме «Дикие и домашние животные»); создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных монологических высказываний: описание любимого животного; восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; чтение с пониманием запрашиваемой информации, нахождение в прочитанном тексте и понимание запрашиваемой информации фактического характера с опорой и без опоры на иллюстрации, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (по теме раздела); Языковые знания и навыки: чтение новых слов согласно основным правилам чтения с использованием полной или частичной транскрипции; употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания «Дикие и домашние животные» (название диких и домашних животных, части тела, имена прилагательные для описания животных), а также лексических единиц, изученных ранее; множественное число существительных Коммуникативные умения: ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника (по теме «Мой питомец»); восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; чтение с пониманием запрашиваемой информации, нахождение в прочитанном тексте и Познакомиться с правилом множественного числа имен существительных. Восприятие на слух текста с опорой на картинку. Развитие навыков говорения. Знакомство с лексикой «Спортивные игры». Воспроизводить наизусть буквы, знать из последовательность в алфавите. Восприятие текста на слух с опорой на картинку. Развитие навыков говорения. Знакомство с правилом чтения гласной буквы Ii в закрытом слоге. понимание запрашиваемой информации фактического характера с опорой и без опоры на иллюстрации, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (по теме раздела); создание подписей к картинкам, фотографиям с пояснением, что на них изображено («Мой питомец»). создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных монологических высказываний: описание питомца; ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации (любимое литературное произведение/герой/персонаж), ответы на вопросы собеседника; пересказ с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации основного содержания прочитанного текста; понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на услышанное (при непосредственном общении). Языковые знания и навыки: чтение новых слов согласно основным правилам чтения с использованием полной или частичной транскрипции (новые лексические единицы, имена собственные); различение на слух и адекватное, без ошибок произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей; правильное написание изученных слов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Знакомство с правилом чтения гласной буквы Aa в закрытом слоге. Развитие навыков чтения. Формирование грамматических навыков. Притяжательный падеж существительных. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания правил чтения. Отдавать распоряжения и вежливо выражать просьбу. Читать вслух и про себя и понимать короткие тексты, содержащие знакомый материал. Кратко высказываться об артисте театра, опираясь на модель, описывая его характер. Читать небольшое сообщение, основанное на знакомом материале. 34 ЧАСА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем учебного предмета Раздел 1. Я и мои друзья. Количество часов 10 часов Программное содержание Коммуникативные умения: ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника (мой питомец); создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных монологических высказываний: описание Основные виды деятельности Рассказывать о себе и своем друге, сообщая имя, возраст, что умеет делать. Отвечать на вопросы анкеты, викторины. Составить представление о правилах поведения за столом, принятых в 2 Раздел 2. Я и моя семья. 8 часов животного (мой питомец); аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение, определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте с опорой и без опоры на иллюстрации и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки; описание человека, внешности и одежды, черт характера реального человека; краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания (моя семья); восприятие и понимание на слух учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативнойзадачей: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (при опосредованном общении); ведение диалога – побуждения к действию: обращение к собеседнику с просьбой, вежливое согласие выполнить просьбу; приглашение собеседника к совместной деятельности (совместное приготовление любимого блюда); создание рассказа/сообщения (повествование) с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации (рецепт любимого блюда);.Языковые знания и навыки: различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмикоинтонационных особенностей, в том числе соблюдение правила отсутствия ударения на служебных словах; интонации перечисления; чтение новых слов согласно основным правилам чтения с использованием полной или частичной транскрипции, по аналогии; распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи (моя семья); Коммуникативные умения: ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника (мое хобби, занятия спортом); создание с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации устных англоязычных странах и использовать их в диалогическом общении. Расспрашивать партнера о том, что любит есть, предложить угощение, поблагодарить/отказаться от предложенного угощения. Составить меню на завтрак/обед. Рассказывать о различных занятиях в разные дни недели. Вести этикетный диалог «В магазине». Читать тексты с полным пониманием. Рассказывать о своем домашнем животном. Работа над проектом «Меню школьных завтраков для учеников лесной школы» Читать и понимать текст, построенный на знакомом языковом материале. Давать рекомендации/, употребляя модальный глагол must. Составлять словосочетания с 3 Раздел 3. Мир вокруг меня. 9 часов монологических высказываний (любимый вид спорта); аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте с опорой и без опоры на иллюстрации и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки; написание электронного сообщения личного характера с опорой на образец (рассказ другу о своем любимом занятии/виде спорта). Языковые знания и навыки: распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка; употребление в письменной и устной речи модального глагола. Коммуникативные умения: ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника (описание погодных явлений, любимой погоды); создание устных монологических высказываний в рамках тематического содержания речи по образцу; пересказ основного содержания прочитанного текста с опорой на ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации; чтение с пониманием основного содержания текста с опорой и без опоры на иллюстрации, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки; написание электронного сообщения личного характера с опорой на образец; ведение диалога этикетного характера: поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление (с днем рождения); выражение извинения; ведение диалога – побуждения к действию: приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливоесогласие/несогласие на предложение собеседника; монологическое сообщение (повествование) с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации (по теме «Мой день рождения/мой прошедший день рождения»); понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/ невербальная реакция на услышанное (при непосредственном общении); написание с опорой на образец much/many/a lot of. Читать текст, заменяя рисунки словами. Вести счет от 1 до 20. Соотносить картинки и предложения. Читать письмо вслух и выбирать необходимую информацию. Исправлять ошибки в предложениях, опираясь на содержание прочитанного текста. Выполнять лексикограмматические упражнения. Выполнение проектной работы на новогоднюю тематику. Читать и понимать текст, содержащий отдельные незнакомые слова. Составлять предложения о временах года, используя образец. Правильно произносить и образовывать порядковые числительные. Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. Соотносить вопросы и ответы. Выполнение лексикограмматических упражнений. 4 Раздел 4. Мир моих увлечений. 7 часов поздравления с праздниками (с днём рождения). Языковые знания и навыки: ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложения; вычленение некоторых звукобуквенных сочетаний при анализе изученных слов; правильное написание изученных слов; распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи (мой день рождения); порядковые числительные (образованные с помощью суффикса -th, исключения). различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмикоинтонационных особенностей, в том числе соблюдение правила отсутствия ударения на служебных словах; интонации перечисления; Коммуникативные умения: Ведение диалога с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (рассказ о своем распорядке дня и домашних обязанностях); ведение диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации; сообщение фактическойинформации, ответы на вопросы собеседника; создание устных монологических высказываний в рамках тематического содержания речи по образцу (мой день/мое расписание/мои домашние обязанности); пересказ основного содержания прочитанного текста с опорой на ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации; аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте с опорой и без опоры на иллюстрации и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки; заполнение простых анкет и формуляров с указанием личной информации (любимые занятия, расписание) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Работа с лексикой «Части тела». Восстанавливать текст, содержащий изученный материал. Произносить и различать на слух звуки английского языка. Восстанавливать текст, вставляя в него пропущенные слова. Читать текст вслух, заменяя рисунки словами. Читать несложный текст, содержащий отдельные новые слова, дополняя его необходимой информацией. Образовывать множественное число имен существительных. Составлять собственные высказывания с опорой на образец/незаконченные предложения. Языковые знания и навыки: чтение новых слов согласно основным правилам чтения с использованием полной или частичной транскрипции, по аналогии; правильное написание изученных слов; правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знака в конце предложения; запятой при обращении и перечислении; правильное использование знака апострофа в сокращённых формах глагола-связки; наречия времени; обозначение даты и года; обозначение времени (5 o’clock; 3 am, 2 pm) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ЧАСА