Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ «1» сентября 2023 г. Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся с ЗПР «Я дружу с английским» 3 – 4 классы____ (классы) _____2 года_____ (сроки реализации) (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Разработчик: Учитель английского языка Н.В.Вязовская Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей иностранного (английского) языка Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Костомукша 2023 г. Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3 Содержание курса внеурочной деятельности «Я дружу с английским» …….. 5 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я дружу с английским»…………………………………………………………. 5 Личностные результаты …………………………………………………. 5 Метапредметные результаты ……………………………………………. 6 Предметные результаты …………………………………………………. 7 Тематическое планирование …………………………………………………….. 8 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Я дружу с английским» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) опирается на требования к результатам освоения ФАОП для обучающихся с ОВЗ в части Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, а также программой воспитания с учётом концепции и историко-культурного стандарта. Рабочая программа курса раскрывает цели образования, развития и воспитания, обучающихся средствами курса «Английский в фокусе» в 3 - 4 классах, описывает характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР (вариант 7.2) место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования. Преимуществом курса является постепенное усложнение материала, его многократное предъявление в письменном и устном виде, работа с мелкой моторикой рук обучающихся. Актуальность курса объясняется его направленностью на стимулирование языкового и общего речевого развития обучающихся, что способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР, для которых овладение учебным предметом «Иностранный (английский) язык» представляет большую сложность. Это связано с недостатками на всех уровнях речевого функционирования на родном языке и особенностями становления и развития коммуникативных умений, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления, спецификой памяти школьников. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звукобуквенного анализа, очевидные трудности, обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словеснологического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение правил правописания и формирования грамматических понятий. В процессе изучения английского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к иностранному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках обучающиеся получают практико-ориентированные умения по применению правил общения на английском языке и правил речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач. Содержание курса ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности, освоение обучающимися системного устройства языка и развитие устной и письменной коммуникации. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР достигается за счет четких и простых по структуре инструкций к выполняемой деятельности, большей практикоориентированности заданий, подкрепленности наглядностью и практическими действиями, а также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости, организующей и направляющей помощи педагога и др.), соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. При изучении учебного материала курса у обучающихся с ЗПР будут развиваться процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, будет происходить коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукобуквенного состава слова, наблюдения за буквенным изображением слова и его транскрипцией, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления. В начальной школе закладывается база для последующего иноязычного образования обучающихся, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую ответственность данному этапу общего образования. 3 Построение программы курса имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе: освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи. Программа учитывает специфику познавательного развития обучающихся с ЗПР и содержит темы, которые будут изучаться обучающимися в 3 классе более широко, удерживая преемственность в освоении программного материала между классами. Программа устанавливает распределение учебного материала, основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей, обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. Цели изучения курса «Я дружу с английским»: Для обучающихся с ЗПР изучение иностранного языка имеет, прежде всего, коррекционноразвивающие цели, связанные с формированием жизненных (социальных) компетенций, расширении представлений о разнообразии социального и природного мира, формировании коммуникативных навыков. Общие цели курса можно разделить на образовательные, развивающие, воспитательные. Образовательные цели включают: - формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции с учётом возрастных возможностей и потребностей младшего школьника с ЗПР; - расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; - освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных способах выражения мысли на родном и иностранном языках; - использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ, обобщение и др.). Развивающие цели включают: - осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира и культуры других народов; - становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого развития; - развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения при получении и передаче информации в условиях дефицита языковых средств; - формирование регулятивных действий: планирование последовательных «шагов» для решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности; установление причины возникшей трудности и/или ошибки, корректировка деятельности с помощью педагога; - становление способности к оценке своих достижений в изучении иностранного языка, мотивация совершенствовать свои коммуникативные умения на иностранном языке. Параллельное изучение родного языка и языка других стран и народов позволяет заложить основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, помочь лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность и проявлять интерес к языкам и культурам других народов, осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых национальных ценностей. Вклад курса «Я дружу с английским» в реализацию воспитательных целей обеспечивает: - понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях взаимодействия разных стран и народов; - формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения; - воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с детским пластом культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры своего народа; 4 - воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других народов; - формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык». МЕСТО КУРСА «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа курса рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю в 3 – 4 годы обучения (3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа). Количество учебных недель в году – 34. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ» 3 класс: Модуль 1: Школьные деньки (12 ч) Повторение английской фонетики, основных грамматических конструкций. Знакомство с указательными местоимениями. Учимся писать мини-рассказы. Модуль 2: С утра до вечера (9 ч) Работа с текстом в форме диалога. Составление плана тему «Досуг». Изучение грамматической конструкции Настоящего простого времени. Работа с текстом в формате «Интервью». Модуль 3: Мир нашего детства (9 ч) Отработка навыков чтения вслух. Знакомство с прилагательными на тему «Одежда». Работа с грамматической конструкции глагола «Быть». Работа с текстом в формате «Из личного дневника». Модуль 4: Мы и окружающий мир (4 ч) Роль окружающей среды в жизни человека. Отработка глагола «Быть» в прошедшем времени. 4 класс: Модуль 1: Здравствуй, школа! (12 ч) Составление диалогов по теме «Школа». Отработка грамматического материала (глаголы в прошедшем времени). Составление рассказа по картинке (описание). Работа с текстом. Модуль 2: Наш веселый день (9 ч) Знакомство с английскими сказками. Составление рекламного проспекта. Знакомство со школьными музеями. Составление аннотации. Модуль 3: Забавные истории (9 ч) Составление инструкции к любимой игре. Знакомство с Англией. Моя малая Родина. Составление рассказов о своей стране. Модуль 4: В моем мире (4 ч) Роль английского языка в современном мире. Народные игры. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: Становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с некорректным использованием средств языка). 5 Эстетического воспитания: Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, организованных педагогическими работниками. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения на иностранном языке при направляющей и организующей помощи педагогического работника. Трудового воспитания: Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда. Экологического воспитания: Бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: Первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: Сравнивать под руководством педагогического работника объекты, принимать участие в определении основания для сравнения, устанавливать аналогии под руководством педагогического работника; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку под руководством педагогического работника; с помощью учителя определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма и по направляющим вопросам; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма, с опорой на схемы; формулировать запрос на дополнительную информацию, при необходимости обращаться за помощью к педагогическому работнику; под руководством педагогического работника устанавливать причинноследственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы с помощью педагогического работника. Базовые исследовательские действия: Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов и с его помощью; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать под руководством педагогического работника несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев и после предварительного обсуждения); проводить по предложенному плану наблюдение по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования) с помощью педагогического работника; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях после предварительного обсуждения под руководством педагогического работника. Работа с информацией: Принимать участие в коллективном поиске и выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании 6 предложенного педагогическим работником способа её проверки и при направляющей помощи; с направляющей помощью педагогического работника, по аналогии создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: Общение: После коллективного обсуждения с комментариями педагогического работника воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение, используя клишированные фразы и изученный языковой материал; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей под руководством педагогического работника; создавать после коллективной подготовительной работы устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) по плану, аналогии. Совместная деятельность: Формулировать с опорой на образец краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков под руководством педагогического работника; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать после совместного анализа под руководством педагогического работника свой вклад в общий результат. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация: Проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие, при необходимости обращаться за помощью к педагогическому работнику; следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения, представлять результаты с помощью педагогического работника; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата под руководством педагогического работника; соотносить действия с планом с визуальной опорой; выстраивать последовательность выбранных действий, ориентируясь на алгоритм, план; Самоконтроль: Устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности с помощью педагогического работника; корректировать после совместного анализа свои учебные действия для преодоления ошибок, при необходимости обращаться за помощью; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом с опорой на эталон (образец) при указании на наличие ошибки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты по данному курсу внеурочной деятельности должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной). Коммуникативные умения Говорение Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения, применяя клишированные фразы, с вербальными и/или зрительными опорами в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (не менее 2 реплик со стороны каждого собеседника) под руководством педагогического работника, монолог (3 предложения); Аудирование 7 В целом воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников вербально/невербально реагировать на услышанное с помощью педагогического работника. Чтение Подобрать простые подписи к картинкам, понимать, в какой ситуации выражения могут использоваться. Письмо выбирать и копировать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено, используя слова для справок, с направляющей помощью педагогического работника. Языковые знания и навыки, фонетическая сторона речи изучить все буквы алфавита, узнавать в тексте и читать вслух простые слова, изученные в рамках темы; различать на слух и правильно произносить с помощью педагогического работника слова и фразы/ предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей (простые случаи). Графика, орфография и пунктуация Правильно писать буквы английского алфавита, используя визуальную поддержку; правильно писать изученные слова, используя визуальную поддержку; правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения) с помощью педагогического работника. Лексическая сторона речи Распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 50-60 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) по изучаемым темам при поддержке педагогического работника, используя смысловые опоры. Грамматическая сторона речи Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) под руководством педагогического работника (Ilike,Idon'’like,Doyoulike…?I have got… I haven’t got… Have you got…? This is… Thisisn’t … Isthis…? ). Существительные во множественном числе, образованные по правилу (a book — books;) с визуальной опорой; распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения и формы глагола to be c этими местоимениями; распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные. Социокультурные знания и умения Владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета, принятыми в англоязычной среде, в некоторых ситуациях общения после предварительного обсуждения (приветствие, прощание, знакомство, просьба, выражение благодарности, извинение, поздравление с днём рождения). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс № п/п 1 Наименование разделов и тем учебного предмета Школьные дни Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся 12 Отработка заданий на английскую фонетику. Закрепление основных английских грамматических конструкций. Знакомство с лексикой по теме «Школа». Составление мини-рассказа о своих интересах. Знакомство с модальным глаголом «Can». Знакомство с Восприятие речи на слух фонетических звуков. Применение упражнений «Послушай - повтори». Применение зрительный опорных схем, грамматических структур. Выполнение заданий на соотнесение английских слов. 8 2 С утра до вечера 9 3 Мир нашего детства 9 4 Мы и окружающий мир 4 Общее количество часов по программе грамматической конструкцией «У меня есть». Интересы британских школьников. Досуг. Грамматическая конструкция «Я люблю. Я не люблю». Мой лучший день рождения. Знакомство с настоящим простым временем. Профессии. Использование лексических и грамматических игр по теме. Чтение с полным охватом содержания. Расстановка предложений в правильном порядке. Использование грамматических игр. Введение лексических единиц с опорой на наглядность и отработки в чтении. Выполнение грамматических заданий с опорой на схему. Составление текста на тему «Мой пап работает…», используя карточкиподсказки с новыми лексическими единицами. Времена года. Введение Восприятие текста на слух. лексики на тему «Одежда». Выполнение упражнений на Грамматическая соотнесение услышанного с конструкция «Быть». Мой картинкой. Выделение из любимый рецепт. потока речи слова на определенную тему. Выполнение грамматических заданий с опорой на схему. Составление рецепта приготовления мороженого на основе схемы. Соединение предложений с помощью простых союзов. Работа с текстом в формате «Из личного дневника». Работа над проектом «Опиши климат своей страны». Введение темы Введение лексических единиц «Окружающая среда». с опорой на наглядность и Грамматическая отработки в чтении. конструкция «Быть» в Составление мини-диалогов прошедшем времени. на тему «Времена года. Погода». Выполнение грамматических заданий с опорой на схему. Отработка грамматической конструкции на знакомой лексике. 34 9 4 класс № п/п 1 Наименование разделов и тем учебного предмета Здравствуй, школа! Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся 12 Школа. Закрепление и введение лексических на тему «Школа». «Чем я занимался летом». Досуг. Наводим порядок дома. Подарки и сувениры. Наши любимые места. Знакомство со сказками. Очевидноеневероятное. Школьные экскурсии. Школьные музеи. Наш школьный хор и кружки. Приключения в рассказах. Мои компьютерные приключения. Диалоги. Ответы на вопросы. Рассказ по картинке. Работа с текстом. Игра. Составление и оформление выставки. Выставка фотографий. Интерактивная экскурсия. 2 Наш веселый день 9 3 Забавные истории 9 Разнообразные игры. Активные игры. Инструкция к любимой игре. Любимые книги. Любимые журналы и комиксы. Истории об Англии. Игры народов мира. 4 В моем мире 4 Истории родной страны. Народные игры. Чтение сказок и историй с полным охватом содержания. Составление рассказа по картинке с опорой на карточкиподсказки с отработанной лексикой. Проведение интерактивной экскурсии. Составление рекламного проспекта. Организация и проведение выставки фотографий. Составление диалогов по схеме. Составление аннотации к компьютерной игре. Проведение беседы на тему «Какие игры мне нравятся». Составление рейтинговой таблицы. Составление диалогических высказываний. Составление письменного рассказа о книге, используя пройденные грамматические конструкции. Составление комикса. Проведение интерактивной экскурсии. Выполнение группового проекта по составлению комикса о Робин Гуде. Проведение беседы об играх народах мира по простому шаблону. Упражнения на чтение: поставить предложения в логическом порядке, закончить предложение, найти начало предложения, выбрать необходимое слово для определенного предложения. Проведение игры. Проведение конкурса проектов «Народная 10 игра». Проведение урока-беседы «Роль английского языка в современном мире». Общее количество часов по программе 34 11