Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся с ЗПР «Я дружу с английским»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
__________/И.В. Осипенко/
«1» сентября 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по английскому языку для обучающихся с ЗПР
«Я дружу с английским»
3 – 4 классы____
(классы)
_____2 года_____
(сроки реализации)
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Разработчик:
Учитель английского языка
Н.В.Вязовская

Обсуждена и согласована на заседании
методического объединения учителей иностранного
(английского) языка
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

Костомукша
2023 г.

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Я дружу с английским» …….. 5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я дружу с английским»…………………………………………………………. 5
Личностные результаты …………………………………………………. 5
Метапредметные результаты ……………………………………………. 6
Предметные результаты …………………………………………………. 7
Тематическое планирование …………………………………………………….. 8

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Я дружу с
английским» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) опирается на требования к результатам освоения
ФАОП для обучающихся с ОВЗ в части Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ЗПР, а также программой воспитания с учётом
концепции и историко-культурного стандарта.
Рабочая программа курса раскрывает цели
образования, развития и воспитания, обучающихся средствами курса «Английский в фокусе» в 3 - 4
классах, описывает характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с
ЗПР (вариант 7.2) место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Преимуществом курса является постепенное усложнение материала, его многократное
предъявление в письменном и устном виде, работа с мелкой моторикой рук обучающихся.
Актуальность курса объясняется его направленностью на стимулирование языкового и общего
речевого развития обучающихся, что способствует повышению коммуникативной компетентности и
облегчению социализации обучающихся с ЗПР, для которых овладение учебным предметом
«Иностранный (английский) язык» представляет большую сложность. Это связано с недостатками на
всех уровнях речевого функционирования на родном языке и особенностями становления и развития
коммуникативных умений, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и
знаково-символической (замещающей) функции мышления, спецификой памяти школьников. У
обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время
происходит становление навыка звукобуквенного анализа, очевидные трудности, обучающиеся с ЗПР
испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словеснологического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение правил
правописания и формирования грамматических понятий.
В
процессе изучения английского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к иностранному языку, стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках обучающиеся получают практико-ориентированные умения по применению
правил общения на английском языке и правил речевого этикета, учатся ориентироваться в целях,
задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения
коммуникативных задач. Содержание курса ориентировано на развитие языковой способности,
разных видов речевой деятельности, освоение обучающимися системного устройства языка и развитие
устной и письменной коммуникации. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются
практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР достигается за
счет четких и простых по структуре инструкций к выполняемой деятельности, большей
практикоориентированности заданий, подкрепленности наглядностью и практическими действиями, а
также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее,
применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости, организующей и
направляющей помощи педагога и др.), соблюдении требований к организации образовательного
процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР. При изучении учебного материала курса у обучающихся с ЗПР
будут развиваться процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, будет происходить коррекция
недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукобуквенного
состава слова, наблюдения за буквенным изображением слова и его транскрипцией, объяснение
значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления
логического (понятийного) мышления.
В начальной школе закладывается база для последующего иноязычного образования
обучающихся, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую
ответственность данному этапу общего образования.
3

Построение программы курса имеет нелинейный характер и основано на концентрическом
принципе: освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и
закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Программа учитывает специфику познавательного развития обучающихся с ЗПР и содержит
темы, которые будут изучаться обучающимися в 3 классе более широко, удерживая преемственность
в освоении программного материала между классами.
Программа устанавливает распределение учебного материала, основанного на логике развития
предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей, обучающихся с ЗПР, а
также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса.
Цели изучения курса «Я дружу с английским»:
Для обучающихся с ЗПР изучение иностранного языка имеет, прежде всего, коррекционноразвивающие цели, связанные с формированием жизненных (социальных) компетенций, расширении
представлений о разнообразии социального и природного мира, формировании коммуникативных
навыков.
Общие цели курса можно разделить на образовательные, развивающие, воспитательные.
Образовательные цели включают:
- формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции с учётом
возрастных возможностей и потребностей младшего школьника с ЗПР;
- расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми
языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c отобранными темами общения;
- освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных способах
выражения мысли на родном и иностранном языках;
- использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ,
обобщение и др.).
Развивающие цели включают:
- осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и межкультурного
взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира и
культуры других народов;
- становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого развития;
- развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения при получении и
передаче информации в условиях дефицита языковых средств;
- формирование регулятивных действий: планирование последовательных «шагов» для
решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности; установление причины
возникшей трудности и/или ошибки, корректировка деятельности с помощью педагога;
- становление способности к оценке своих достижений в изучении иностранного языка, мотивация
совершенствовать свои коммуникативные умения на иностранном языке.
Параллельное изучение
родного языка и языка других стран и народов позволяет заложить основу для формирования
гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну,
помочь лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность и проявлять интерес к
языкам и культурам других народов, осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых
национальных ценностей.
Вклад курса «Я дружу с английским» в реализацию воспитательных целей обеспечивает:
- понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях
взаимодействия разных стран и народов;
- формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей
приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности
представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет
и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
- воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с детским пластом
культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
4

- воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других народов;
- формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к
предмету «Иностранный язык».
МЕСТО КУРСА «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю в 3 – 4 годы обучения (3
класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа). Количество учебных недель в году – 34.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ»
3 класс:
Модуль 1: Школьные деньки (12 ч)
Повторение английской фонетики, основных грамматических конструкций. Знакомство с
указательными местоимениями. Учимся писать мини-рассказы.
Модуль 2: С утра до вечера (9 ч)
Работа с текстом в форме диалога. Составление плана тему «Досуг». Изучение грамматической
конструкции Настоящего простого времени. Работа с текстом в формате «Интервью».
Модуль 3: Мир нашего детства (9 ч)
Отработка навыков чтения вслух. Знакомство с прилагательными на тему «Одежда». Работа с
грамматической конструкции глагола «Быть». Работа с текстом в формате «Из личного дневника».
Модуль 4: Мы и окружающий мир (4 ч)
Роль окружающей среды в жизни человека. Отработка глагола «Быть» в прошедшем времени.
4 класс:
Модуль 1: Здравствуй, школа! (12 ч)
Составление диалогов по теме «Школа». Отработка грамматического материала (глаголы в
прошедшем времени). Составление рассказа по картинке (описание). Работа с текстом.
Модуль 2: Наш веселый день (9 ч)
Знакомство с английскими сказками. Составление рекламного проспекта. Знакомство со школьными
музеями. Составление аннотации.
Модуль 3: Забавные истории (9 ч)
Составление инструкции к любимой игре. Знакомство с Англией. Моя малая Родина. Составление
рассказов о своей стране.
Модуль 4: В моем мире (4 ч)
Роль английского языка в современном мире. Народные игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я
ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
Становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с некорректным использованием средств языка).
5

Эстетического воспитания:
Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, организованных педагогическими работниками.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной); соблюдение правил безопасного поиска в информационной
среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к
физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения на иностранном языке при
направляющей и организующей помощи педагогического работника.
Трудового воспитания:
Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда.
Экологического воспитания:
Бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
Первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
Сравнивать под руководством педагогического работника объекты, принимать участие в определении
основания для сравнения, устанавливать аналогии под руководством педагогического работника;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку под руководством педагогического
работника; с помощью учителя определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма и по направляющим вопросам; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма, с опорой на схемы;
формулировать запрос на дополнительную информацию, при необходимости обращаться за помощью
к педагогическому работнику; под руководством педагогического работника устанавливать причинноследственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы с помощью педагогического работника.
Базовые исследовательские действия:
Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов и с его помощью; с помощью педагогического
работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать под руководством педагогического работника несколько вариантов решения задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев и после предварительного
обсуждения); проводить по предложенному плану наблюдение по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина следствие); формулировать выводы
и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования) с помощью педагогического работника;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях после предварительного обсуждения под руководством педагогического работника.
Работа с информацией:
Принимать участие в коллективном поиске и выбирать источник получения информации; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
6

предложенного педагогическим работником способа её проверки и при направляющей помощи; с
направляющей помощью педагогического работника, по аналогии создавать схемы, таблицы для
представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
Общение:
После коллективного обсуждения с комментариями педагогического работника воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение, используя клишированные фразы и изученный языковой
материал; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей под руководством
педагогического работника; создавать после коллективной подготовительной работы устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) по плану, аналогии.
Совместная деятельность:
Формулировать с опорой на образец краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков под руководством педагогического
работника; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа под руководством педагогического работника свой вклад в
общий результат.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
Проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие, при необходимости
обращаться за помощью к педагогическому работнику; следовать алгоритму учебных действий,
удерживать ход его выполнения, представлять результаты с помощью педагогического работника;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата под руководством
педагогического работника; соотносить действия с планом с визуальной опорой; выстраивать
последовательность выбранных действий, ориентируясь на алгоритм, план;
Самоконтроль:
Устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности с помощью
педагогического работника; корректировать после совместного анализа свои учебные действия для
преодоления ошибок, при необходимости обращаться за помощью; находить ошибку, допущенную
при работе с языковым материалом с опорой на эталон (образец) при указании на наличие ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты по данному курсу внеурочной деятельности должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в типичных ситуациях и реальных жизненных условиях,
отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в
совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
метапредметной (учебно-познавательной).
Коммуникативные умения
Говорение
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в
стандартных ситуациях неофициального общения, применяя клишированные фразы, с вербальными
и/или зрительными опорами в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета,
принятого в стране/странах изучаемого языка (не менее 2 реплик со стороны каждого собеседника)
под руководством педагогического работника, монолог (3 предложения);
Аудирование
7

В целом воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников вербально/невербально
реагировать на услышанное с помощью педагогического работника.
Чтение
Подобрать простые подписи к картинкам, понимать, в какой ситуации выражения могут
использоваться.
Письмо
выбирать и копировать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено, используя
слова для справок, с направляющей помощью педагогического работника.
Языковые знания и навыки, фонетическая сторона речи
изучить все буквы алфавита, узнавать в тексте и читать вслух простые слова, изученные в рамках темы;
различать на слух и правильно произносить с помощью педагогического работника слова и фразы/
предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей (простые случаи).
Графика, орфография и пунктуация
Правильно писать буквы английского алфавита, используя визуальную поддержку; правильно писать
изученные слова, используя визуальную поддержку; правильно расставлять знаки препинания (точка,
вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения) с помощью педагогического
работника.
Лексическая сторона речи
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 50-60 лексических единиц (слов,
словосочетаний, речевых клише) по изучаемым темам при поддержке педагогического работника,
используя смысловые опоры.
Грамматическая сторона речи
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий,
специальный, вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) под руководством
педагогического работника (Ilike,Idon'’like,Doyoulike…?I have got… I haven’t got… Have you got…?
This is… Thisisn’t … Isthis…? ). Существительные во множественном числе, образованные по правилу
(a book — books;) с визуальной опорой; распознавать и употреблять в устной и письменной речи
личные местоимения и формы глагола to be c этими местоимениями; распознавать и употреблять в
устной и письменной речи количественные числительные.
Социокультурные знания и умения
Владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета, принятыми в англоязычной
среде, в некоторых ситуациях общения после предварительного обсуждения (приветствие, прощание,
знакомство, просьба, выражение благодарности, извинение, поздравление с днём рождения).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета
Школьные дни

Количество
часов

Программное содержание

Характеристика
деятельности обучающихся

12

Отработка
заданий
на
английскую
фонетику.
Закрепление
основных
английских грамматических
конструкций. Знакомство с
лексикой по теме «Школа».
Составление мини-рассказа о
своих интересах. Знакомство
с
модальным
глаголом
«Can».
Знакомство
с

Восприятие речи на слух
фонетических звуков.
Применение упражнений
«Послушай - повтори».
Применение зрительный
опорных схем,
грамматических структур.
Выполнение заданий на
соотнесение английских слов.
8

2

С утра до вечера

9

3

Мир нашего
детства

9

4

Мы и
окружающий
мир

4

Общее количество
часов по программе

грамматической
конструкцией «У меня есть».
Интересы
британских
школьников.
Досуг.
Грамматическая
конструкция «Я люблю. Я не
люблю». Мой лучший день
рождения. Знакомство с
настоящим
простым
временем. Профессии.

Использование лексических и
грамматических игр по теме.
Чтение с полным охватом
содержания. Расстановка
предложений в правильном
порядке. Использование
грамматических игр.
Введение лексических единиц
с опорой на наглядность и
отработки в чтении.
Выполнение грамматических
заданий с опорой на схему.
Составление текста на тему
«Мой пап работает…»,
используя карточкиподсказки с новыми
лексическими единицами.
Времена года. Введение Восприятие текста на слух.
лексики на тему «Одежда». Выполнение упражнений на
Грамматическая
соотнесение услышанного с
конструкция «Быть». Мой картинкой. Выделение из
любимый рецепт.
потока речи слова на
определенную тему.
Выполнение грамматических
заданий с опорой на схему.
Составление рецепта
приготовления мороженого
на основе схемы. Соединение
предложений с помощью
простых союзов. Работа с
текстом в формате «Из
личного дневника». Работа
над проектом «Опиши климат
своей страны».
Введение темы
Введение лексических единиц
«Окружающая среда».
с опорой на наглядность и
Грамматическая
отработки в чтении.
конструкция «Быть» в
Составление мини-диалогов
прошедшем времени.
на тему «Времена года.
Погода». Выполнение
грамматических заданий с
опорой на схему. Отработка
грамматической конструкции
на знакомой лексике.

34

9

4 класс
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета
Здравствуй,
школа!

Количество
часов

Программное
содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

12

Школа. Закрепление и
введение лексических
на тему «Школа». «Чем
я занимался летом».
Досуг. Наводим
порядок дома. Подарки
и сувениры. Наши
любимые места.
Знакомство со
сказками. Очевидноеневероятное. Школьные
экскурсии. Школьные
музеи. Наш школьный
хор и кружки.
Приключения в
рассказах. Мои
компьютерные
приключения.

Диалоги. Ответы на вопросы.
Рассказ по картинке. Работа с
текстом. Игра. Составление и
оформление выставки. Выставка
фотографий. Интерактивная
экскурсия.

2

Наш веселый
день

9

3

Забавные
истории

9

Разнообразные игры.
Активные игры.
Инструкция к любимой
игре. Любимые книги.
Любимые журналы и
комиксы. Истории об
Англии. Игры народов
мира.

4

В моем мире

4

Истории родной
страны. Народные
игры.

Чтение сказок и историй с
полным охватом содержания.
Составление рассказа по
картинке с опорой на карточкиподсказки с отработанной
лексикой. Проведение
интерактивной экскурсии.
Составление рекламного
проспекта. Организация и
проведение выставки
фотографий. Составление
диалогов по схеме. Составление
аннотации к компьютерной игре.
Проведение беседы на тему
«Какие игры мне нравятся».
Составление рейтинговой
таблицы. Составление
диалогических высказываний.
Составление письменного
рассказа о книге, используя
пройденные грамматические
конструкции. Составление
комикса. Проведение
интерактивной экскурсии.
Выполнение группового проекта
по составлению комикса о Робин
Гуде. Проведение беседы об
играх народах мира по простому
шаблону.
Упражнения на чтение:
поставить предложения в
логическом порядке, закончить
предложение, найти начало
предложения, выбрать
необходимое слово для
определенного предложения.
Проведение игры. Проведение
конкурса проектов «Народная
10

игра». Проведение урока-беседы
«Роль английского языка в
современном мире».
Общее количество
часов по программе

34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».