Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся с ЗПР «Я дружу с английским»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
__________/И.В. Осипенко/
«1» сентября 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по английскому языку для обучающихся с ЗПР
«Я дружу с английским»
3 – 4 классы____
(классы)
_____2 года_____
(сроки реализации)
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Разработчик:
Учитель английского языка
Н.В.Вязовская

Обсуждена и согласована на заседании
методического объединения учителей иностранного
(английского) языка
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

Костомукша
2023 г.

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Я дружу с английским» …….. 5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я дружу с английским»…………………………………………………………. 5
Личностные результаты …………………………………………………. 5
Метапредметные результаты ……………………………………………. 6
Предметные результаты …………………………………………………. 7
Тематическое планирование …………………………………………………….. 8

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Я дружу с
английским» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) опирается на требования к результатам освоения
ФАОП для обучающихся с ОВЗ в части Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ЗПР, а также программой воспитания с учётом
концепции и историко-культурного стандарта.
Рабочая программа курса раскрывает цели
образования, развития и воспитания, обучающихся средствами курса «Английский в фокусе» в 3 - 4
классах, описывает характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с
ЗПР (вариант 7.2) место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Преимуществом курса является постепенное усложнение материала, его многократное
предъявление в письменном и устном виде, работа с мелкой моторикой рук обучающихся.
Актуальность курса объясняется его направленностью на стимулирование языкового и общего
речевого развития обучающихся, что способствует повышению коммуникативной компетентности и
облегчению социализации обучающихся с ЗПР, для которых овладение учебным предметом
«Иностранный (английский) язык» представляет большую сложность. Это связано с недостатками на
всех уровнях речевого функционирования на родном языке и особенностями становления и развития
коммуникативных умений, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и
знаково-символической (замещающей) функции мышления, спецификой памяти школьников. У
обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время
происходит становление навыка звукобуквенного анализа, очевидные трудности, обучающиеся с ЗПР
испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словеснологического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение правил
правописания и формирования грамматических понятий.
В
процессе изучения английского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к иностранному языку, стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках обучающиеся получают практико-ориентированные умения по применению
правил общения на английском языке и правил речевого этикета, учатся ориентироваться в целях,
задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения
коммуникативных задач. Содержание курса ориентировано на развитие языковой способности,
разных видов речевой деятельности, освоение обучающимися системного устройства языка и развитие
устной и письменной коммуникации. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются
практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР достигается за
счет четких и простых по структуре инструкций к выполняемой деятельности, большей
практикоориентированности заданий, подкрепленности наглядностью и практическими действиями, а
также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее,
применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости, организующей и
направляющей помощи педагога и др.), соблюдении требований к организации образовательного
процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР. При изучении учебного материала курса у обучающихся с ЗПР
будут развиваться процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, будет происходить коррекция
недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукобуквенного
состава слова, наблюдения за буквенным изображением слова и его транскрипцией, объяснение
значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления
логического (понятийного) мышления.
В начальной школе закладывается база для последующего иноязычного образования
обучающихся, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую
ответственность данному этапу общего образования.
3

Построение программы курса имеет нелинейный характер и основано на концентрическом
принципе: освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и
закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Программа учитывает специфику познавательного развития обучающихся с ЗПР и содержит
темы, которые будут изучаться обучающимися в 3 классе более широко, удерживая преемственность
в освоении программного материала между классами.
Программа устанавливает распределение учебного материала, основанного на логике развития
предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей, обучающихся с ЗПР, а
также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса.
Цели изучения курса «Я дружу с английским»:
Для обучающихся с ЗПР изучение иностранного языка имеет, прежде всего, коррекционноразвивающие цели, связанные с формированием жизненных (социальных) компетенций, расширении
представлений о разнообразии социального и природного мира, формировании коммуникативных
навыков.
Общие цели курса можно разделить на образовательные, развивающие, воспитательные.
Образовательные цели включают:
- формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции с учётом
возрастных возможностей и потребностей младшего школьника с ЗПР;
- расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми
языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c отобранными темами общения;
- освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных способах
выражения мысли на родном и иностранном языках;
- использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ,
обобщение и др.).
Развивающие цели включают:
- осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и межкультурного
взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира и
культуры других народов;
- становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого развития;
- развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения при получении и
передаче информации в условиях дефицита языковых средств;
- формирование регулятивных действий: планирование последовательных «шагов» для
решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности; установление причины
возникшей трудности и/или ошибки, корректировка деятельности с помощью педагога;
- становление способности к оценке своих достижений в изучении иностранного языка, мотивация
совершенствовать свои коммуникативные умения на иностранном языке.
Параллельное изучение
родного языка и языка других стран и народов позволяет заложить основу для формирования
гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну,
помочь лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность и проявлять интерес к
языкам и культурам других народов, осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых
национальных ценностей.
Вклад курса «Я дружу с английским» в реализацию воспитательных целей обеспечивает:
- понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях
взаимодействия разных стран и народов;
- формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей
приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности
представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет
и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
- воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с детским пластом
культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
4

- воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других народов;
- формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к
предмету «Иностранный язык».
МЕСТО КУРСА «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю в 3 – 4 годы обучения (3
класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа). Количество учебных недель в году – 34.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ»
3 класс:
Модуль 1: Школьные деньки (12 ч)
Повторение английской фонетики, основных грамматических конструкций. Знакомство с
указательными местоимениями. Учимся писать мини-рассказы.
Модуль 2: С утра до вечера (9 ч)
Работа с текстом в форме диалога. Составление плана тему «Досуг». Изучение грамматической
конструкции Настоящего простого времени. Работа с текстом в формате «Интервью».
Модуль 3: Мир нашего детства (9 ч)
Отработка навыков чтения вслух. Знакомство с прилагательными на тему «Одежда». Работа с
грамматической конструкции глагола «Быть». Работа с текстом в формате «Из личного дневника».
Модуль 4: Мы и окружающий мир (4 ч)
Роль окружающей среды в жизни человека. Отработка глагола «Быть» в прошедшем времени.
4 класс:
Модуль 1: Здравствуй, школа! (12 ч)
Составление диалогов по теме «Школа». Отработка грамматического материала (глаголы в
прошедшем времени). Составление рассказа по картинке (описание). Работа с текстом.
Модуль 2: Наш веселый день (9 ч)
Знакомство с английскими сказками. Составление рекламного проспекта. Знакомство со школьными
музеями. Составление аннотации.
Модуль 3: Забавные истории (9 ч)
Составление инструкции к любимой игре. Знакомство с Англией. Моя малая Родина. Составление
рассказов о своей стране.
Модуль 4: В моем мире (4 ч)
Роль английского языка в современном мире. Народные игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я
ДРУЖУ С АНГЛИЙСКИМ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
Становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с некорректным использованием средств языка).
5

Эстетического воспитания:
Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, организованных педагогическими работниками.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной); соблюдение правил безопасного поиска в информационной
среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к
физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения на иностранном языке при
направляющей и организующей помощи педагогического работника.
Трудового воспитания:
Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда.
Экологического воспитания:
Бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
Первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
Сравнивать под руководством педагогического работника объекты, принимать участие в определении
основания для сравнения, устанавливать аналогии под руководством педагогического работника;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку под руководством педагогического
работника; с помощью учителя определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма и по направляющим вопросам; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма, с опорой на схемы;
формулировать запрос на дополнительную информацию, при необходимости обращаться за помощью
к педагогическому работнику; под руководством педагогического работника устанавливать причинноследственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы с помощью педагогического работника.
Базовые исследовательские действия:
Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов и с его помощью; с помощью педагогического
работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать под руководством педагогического работника несколько вариантов решения задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев и после предварительного
обсуждения); проводить по предложенному плану наблюдение по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина следствие); формулировать выводы
и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования) с помощью педагогического работника;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях после предварительного обсуждения под руководством педагогического работника.
Работа с информацией:
Принимать участие в коллективном поиске и выбирать источник получения информации; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
6

предложенного педагогическим работником способа её проверки и при направляющей помощи; с
направляющей помощью педагогического работника, по аналогии создавать схемы, таблицы для
представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
Общение:
После коллективного обсуждения с комментариями педагогического работника воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение, используя клишированные фразы и изученный языковой
материал; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей под руководством
педагогического работника; создавать после коллективной подготовительной работы устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) по плану, аналогии.
Совместная деятельность:
Формулировать с опорой на образец краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков под руководством педагогического
работника; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа под руководством педагогического работника свой вклад в
общий результат.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
Проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие, при необходимости
обращаться за помощью к педагогическому работнику; следовать алгоритму учебных действий,
удерживать ход его выполнения, представлять результаты с помощью педагогического работника;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата под руководством
педагогического работника; соотносить действия с планом с визуальной опорой; выстраивать
последовательность выбранных действий, ориентируясь на алгоритм, план;
Самоконтроль:
Устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности с помощью
педагогического работника; корректировать после совместного анализа свои учебные действия для
преодоления ошибок, при необходимости обращаться за помощью; находить ошибку, допущенную
при работе с языковым материалом с опорой на эталон (образец) при указании на наличие ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты по данному курсу внеурочной деятельности должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в типичных ситуациях и реальных жизненных условиях,
отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в
совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
метапредметной (учебно-познавательной).
Коммуникативные умения
Говорение
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в
стандартных ситуациях неофициального общения, применяя клишированные фразы, с вербальными
и/или зрительными опорами в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета,
принятого в стране/странах изучаемого языка (не менее 2 реплик со стороны каждого собеседника)
под руководством педагогического работника, монолог (3 предложения);
Аудирование
7

В целом воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников вербально/невербально
реагировать на услышанное с помощью педагогического работника.
Чтение
Подобрать простые подписи к картинкам, понимать, в какой ситуации выражения могут
использоваться.
Письмо
выбирать и копировать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено, используя
слова для справок, с направляющей помощью педагогического работника.
Языковые знания и навыки, фонетическая сторона речи
изучить все буквы алфавита, узнавать в тексте и читать вслух простые слова, изученные в рамках темы;
различать на слух и правильно произносить с помощью педагогического работника слова и фразы/
предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей (простые случаи).
Графика, орфография и пунктуация
Правильно писать буквы английского алфавита, используя визуальную поддержку; правильно писать
изученные слова, используя визуальную поддержку; правильно расставлять знаки препинания (точка,
вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения) с помощью педагогического
работника.
Лексическая сторона речи
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 50-60 лексических единиц (слов,
словосочетаний, речевых клише) по изучаемым темам при поддержке педагогического работника,
используя смысловые опоры.
Грамматическая сторона речи
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий,
специальный, вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) под руководством
педагогического работника (Ilike,Idon'’like,Doyoulike…?I have got… I haven’t got… Have you got…?
This is… Thisisn’t … Isthis…? ). Существительные во множественном числе, образованные по правилу
(a book — books;) с визуальной опорой; распознавать и употреблять в устной и письменной речи
личные местоимения и формы глагола to be c этими местоимениями; распознавать и употреблять в
устной и письменной речи количественные числительные.
Социокультурные знания и умения
Владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета, принятыми в англоязычной
среде, в некоторых ситуациях общения после предварительного обсуждения (приветствие, прощание,
знакомство, просьба, выражение благодарности, извинение, поздравление с днём рождения).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета
Школьные дни

Количество
часов

Программное содержание

Характеристика
деятельности обучающихся

12

Отработка
заданий
на
английскую
фонетику.
Закрепление
основных
английских грамматических
конструкций. Знакомство с
лексикой по теме «Школа».
Составление мини-рассказа о
своих интересах. Знакомство
с
модальным
глаголом
«Can».
Знакомство
с

Восприятие речи на слух
фонетических звуков.
Применение упражнений
«Послушай - повтори».
Применение зрительный
опорных схем,
грамматических структур.
Выполнение заданий на
соотнесение английских слов.
8

2

С утра до вечера

9

3

Мир нашего
детства

9

4

Мы и
окружающий
мир

4

Общее количество
часов по программе

грамматической
конструкцией «У меня есть».
Интересы
британских
школьников.
Досуг.
Грамматическая
конструкция «Я люблю. Я не
люблю». Мой лучший день
рождения. Знакомство с
настоящим
простым
временем. Профессии.

Использование лексических и
грамматических игр по теме.
Чтение с полным охватом
содержания. Расстановка
предложений в правильном
порядке. Использование
грамматических игр.
Введение лексических единиц
с опорой на наглядность и
отработки в чтении.
Выполнение грамматических
заданий с опорой на схему.
Составление текста на тему
«Мой пап работает…»,
используя карточкиподсказки с новыми
лексическими единицами.
Времена года. Введение Восприятие текста на слух.
лексики на тему «Одежда». Выполнение упражнений на
Грамматическая
соотнесение услышанного с
конструкция «Быть». Мой картинкой. Выделение из
любимый рецепт.
потока речи слова на
определенную тему.
Выполнение грамматических
заданий с опорой на схему.
Составление рецепта
приготовления мороженого
на основе схемы. Соединение
предложений с помощью
простых союзов. Работа с
текстом в формате «Из
личного дневника». Работа
над проектом «Опиши климат
своей страны».
Введение темы
Введение лексических единиц
«Окружающая среда».
с опорой на наглядность и
Грамматическая
отработки в чтении.
конструкция «Быть» в
Составление мини-диалогов
прошедшем времени.
на тему «Времена года.
Погода». Выполнение
грамматических заданий с
опорой на схему. Отработка
грамматической конструкции
на знакомой лексике.

34

9

4 класс
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета
Здравствуй,
школа!

Количество
часов

Программное
содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

12

Школа. Закрепление и
введение лексических
на тему «Школа». «Чем
я занимался летом».
Досуг. Наводим
порядок дома. Подарки
и сувениры. Наши
любимые места.
Знакомство со
сказками. Очевидноеневероятное. Школьные
экскурсии. Школьные
музеи. Наш школьный
хор и кружки.
Приключения в
рассказах. Мои
компьютерные
приключения.

Диалоги. Ответы на вопросы.
Рассказ по картинке. Работа с
текстом. Игра. Составление и
оформление выставки. Выставка
фотографий. Интерактивная
экскурсия.

2

Наш веселый
день

9

3

Забавные
истории

9

Разнообразные игры.
Активные игры.
Инструкция к любимой
игре. Любимые книги.
Любимые журналы и
комиксы. Истории об
Англии. Игры народов
мира.

4

В моем мире

4

Истории родной
страны. Народные
игры.

Чтение сказок и историй с
полным охватом содержания.
Составление рассказа по
картинке с опорой на карточкиподсказки с отработанной
лексикой. Проведение
интерактивной экскурсии.
Составление рекламного
проспекта. Организация и
проведение выставки
фотографий. Составление
диалогов по схеме. Составление
аннотации к компьютерной игре.
Проведение беседы на тему
«Какие игры мне нравятся».
Составление рейтинговой
таблицы. Составление
диалогических высказываний.
Составление письменного
рассказа о книге, используя
пройденные грамматические
конструкции. Составление
комикса. Проведение
интерактивной экскурсии.
Выполнение группового проекта
по составлению комикса о Робин
Гуде. Проведение беседы об
играх народах мира по простому
шаблону.
Упражнения на чтение:
поставить предложения в
логическом порядке, закончить
предложение, найти начало
предложения, выбрать
необходимое слово для
определенного предложения.
Проведение игры. Проведение
конкурса проектов «Народная
10

игра». Проведение урока-беседы
«Роль английского языка в
современном мире».
Общее количество
часов по программе

34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».