Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ «1» сентября 2023 г. Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» (учебный предмет) 1 (1 дополнительный) – 4 классы____ (классы) ______5 года_____ (сроки реализации) Разработчики: Учителя начальных классов Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» для 1-4 классов разработана на основе авторскойпрограммы по «Художественному творчеству» авт. Проснякова Т.Н., Н.А. Цирулик, а также в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования, одной из целей которого является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Актуальность выбора определена следующими факторами: Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Работа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, плани рованию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творческие способности - это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. В результате многолетних экспериментальных исследований установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. В реализации данной программы ставлю перед собой следующие задачи: - научить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; - развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников; - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора, флориста и других. Ужев начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Так же у ребёнка развиваются все качества необходимые для хорошей учёбы. На занятиях кружка у ребёнка формируются такие навыки как: усидчивость, память, воображение, логическое мышление, мотивацию к познанию чего-то нового, умение планировать свои действия, контролировать себя в выполнении задач, работать вместе с коллективом, помогать соседу и не боятьсяпросить помощи у преподавателя. А все эти качества впоследствии помогают ребёнку преодолеть многие сложности на уроках в образовательной деятельности. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа не предполагает бального оценивания. Она рассчитана на успех всех детей без исключения. В программе предполагаются такие задания, с которыми может справиться любой, пусть даже иногда с помощью преподавателя. Цель программы развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству. Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи: Образовательные Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями . Обучать шитью мягкой игрушки, выполнению аппликации из лоскутков ткани. Обучать художественному моделированию из бумаги. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. Развивающие Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опытучащихся. Воспитательные Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами,изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста1(1 дополнительный) – 4 классы, 1 раз в неделю. 1 класс и 1 дополнительный - по 33 ч, 2-4 классы – по 34 ч. Между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Продолжительность занятие 40 минут. В течение занятия проводится физкультминутка для профилактики нарушения зрения и осанки. Программа предусматривает различные формы и методы работы: Форма проведения занятия – кружок. Методы работы: практические упражнения, практические работы, практикумы; использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; эстафета творческих дел, конкурс, выставка презентация; Виды занятий: комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности; занятия–путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме; конкурсы; занятия–игры; выставки, экскурсии. Ожидаемые результаты. 1. Укрепление физических и психологических сил детей. 2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий. 3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. 4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой. 5. Формирование способности применять теоретические знания на практике. Подведение итогов работы Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, какодного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполненияпоставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: • • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять необходимую взаимопомощь Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, вт.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательскойзадачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах дляприкладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различныхматериалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новымифункциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.) Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятийпо предложенной программе: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническоемышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалахдля прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различныхматериалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; сформировать навыки работы с информацией. Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для выставок, подарков родителям, близким, друзьям. Тематический план 1 класс № п/п Тема занятия Техника, материалы 1 Вводное занятие. Техника безопасности на Презентация занятиях. Коллективная аппликация «Дерево дружбы» 2 Свойства бумаги и картона. Проведение опытов. Сравнение свойств Беседа «История создания бумаги» 3 Обрывная аппликация «Осенний пейзаж» Аппликация 4 Аппликация из геометрических фигур. 5 Аппликация. Открытка ко дню пожилого человека. Лепка из пластилина. Свойства пластилина. 6 Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Проведение опытов. Сравнение свойств. 8 Лепка из пластилина. Животные, которых мы Вспомнить правила работы с знаем. пластилином. Выполнение поделки. Закладка для книг «Сердечки» Бумагопластика 9 Что такое «оригами»? «Лисичка» Оригами 10 Оригами «Аквариум» Оригами 11 Оригами «Самолет» Оригами 12 Поделки из соленого теста. Ёжик. Солнышко. Правила работы с соленым те- стом. 13 Правила работы с соленым те-стом. 15 Поделки из соленого теста. Ваза с цветами. (Лепка) Поделки из подручного материала. Цветиксемицветик. Чудо-елочка. 16 Аппликация «Снежинка-смешинка» Аппликация 17 Аппликация «Снежинка-смешинка» Аппликация 18 Варежка с узором Аппликация 19 Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» Шитье. 20 Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» Шитье. 21 Поделки из ватных дисков. Гусеница. Выполнение поделки из ватных дисков. 22 Поделки из ватных дисков. Цветы. Выполнение поделки из ватных дисков. 23 Пластилинография «Любимые животные» Моделирование 24 Пластилинография «Любимые животные» Моделирование 25 Плетение из полос «Золотая рыбка» Аппликация 26 Плетение из полос «Золотая рыбка» Аппликация 27 Плетение из ниток. Косичка. 28 Плетение из ниток. Кулон. 29 Виды бисера. Свойства бисера. Правила плетения косички из ниток. Выполнение аппликации. Правила плетения косички из ниток. Выполнение поделки. Проведение опытов. Сравнение свойств. 30 Поделки из бисера. Бабочка. Выполнение поделки 7 14 Выполнение поделки из салфеток. Моделирование, вырезание. 31 Поделки из бисера. Цветок. Выполнение поделки 32 Одуванчик из ватных палочек Моделирование, аппликация 33 Итоговое занятие. Выставка работ. Тематический план 1 (дополнительный) класс № п/п Тема занятия 1 Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Техника, материалы Презентация 2 Композиция «Осень в лесу» Аппликация. Коллективная работа Аппликация. Коллективная работа Моделирование 3 Композиция «Осень в лесу» 4 Аппликация «Кленовый лист» 5 Лепка из пластилина. Животные, которых мы знаем. 6 Фантазии из «ладошек» Вспомнить правила работы с пластилином. Аппликация, вырезание. 7 Фантазии из «ладошек» Аппликация, вырезание. 8 Беседа «Флористика». Картины из листьев. 9 Плетение из ниток. Кулон. 10 Плетение из ниток. Кулон. 11 Оригами «Елка» Беседа «Флористика». Картины из листьев. Правила плетения косички из ни ток. Правила плетения косички из ниток. Оригами 12 Чудо-елочка. Моделирование, вырезание. 13 Новогодний ангелок. Бумагопластика. 14 Елочная игрушка «Шар из бумаги» Моделирование 15 Аппликация 16 Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки» Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» 17 Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» Шитье 18 Куколка-оберег из ткани. Изделие из ткани 19 Куколка-оберег из ткани. Изделие из ткани 20 Рисование пластилином Рисунок 21 Рисование пластилином Рисунок 22 Коллективная работа «Корзина с цветами» Аппликация 23 Поделки из бисера. Змейка. 24 Поделки из бисера. Оберег. 25 Поделки из бисера. Коллективная работа «Незабудки» 26 Пластилинография «Шарик» Шитье Пластилинография 27 Пластилинография «Шарик» Пластилинография 28 Кошка на пружинке Моделирование 29 Поделка из салфеток «Медведь» Моделирование 30 Мышки на сыре Моделирование, аппликация 31 Аппликация «Кактус» Аппликация 32 Аппликация «Радужная рыба» Аппликация 33 Итоговое занятие. Выставка работ. 2 п/п класс Разделы программы, темы занятий Техника. Материалы. Оригами 2 3 Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Оригами «Мухоморчики» Обрывная аппликация «Осеннее дерево» Объемная аппликация «Цветочный калейдоскоп» 4 Аппликация «Прогулка под дождем» 5 «Зайцы на полянке» объемная аппликация Оригами, рисование,аппликация Аппликация 6 Газета на день Учителя Комбинированная техника 7 Оригами «Двухтрубный пароход» Оригами 8 Оригами «Объемное сердце» Оригами 9 Оригами «Самолет» Оригами 10 Аппликация «Зимний пейзаж» Оригами 11 Моделирование «Рождественский Ангел» Оригами 12 Гирлянда на елку Моделирование 13 Новогоднее украшение «Шарик» Моделирование 14 Рождественская открытка Смешанная техника 15 Закладка для книги «Новогодний олень» Оригами 16 Плетение из полос бумаг «Сова» Моделирование 17 Аппликация «Сердечное дерево» Моделирование 18 Аппликация «Цветочное дерево» Моделирование 19 Плетение из пряжи «Солнышко» Шитье 20 Открытка «Мишка» Аппликация 21 Оригами «Весенняя корзинка» Оригами 22 Цыпленок из помпонов Работа с текстилем 23 Пасхальная открытка Смешанная техника 24 Курочка с цыплятами Аппликация 1 Аппликация Аппликация 25 Аппликация «Матрешка» Лоскутная техника 26 Лягушка с элементами оригами Оригами 27 Фоторамка из пряжи «Сердце» Работа с текстилем 28 Плетеное сердце из бумаги Моделирование 29 Первые цветы Пластилинография 30 Весенняя композиция Пластилинография 31 Лепка из солёного теста 32 Лепка из солёного теста 33 Изготовление объемной иг рушки. Собачка. 34 Выставка работ 3 класс п/п Разделы программы, темы занятий Техника. Материалы. 2 Вводное занятие. Техника безопасности на уроке. Объемная аппликация «Осенний зонтик» Объемная аппликация «Кленовый лист» 3 Бумагопластика «Цветочный калейдоскоп» 4 Ромашки на день Учителя 5 Цветы из салфеток 6 Фоторамка с элементами оригами 7 Аппликация «Осенние совушки» Аппликация 8 Снежинка из полос бумаги Моделирование 9 Работа с тканью «Снеговик» Шитье 10 Работа с тканью «Снеговик» Шитье 11 Объемный шар из кругов Аппликация 12 Объемный шар из кругов Аппликация 13 Пластилинография «Зимний пейзаж» Пластилинография 14 Пластилинография «Зимний пейзаж» Пластилинография 15 Панно из пряжи «Цветок» 16 Панно из пряжи «Цветок» 17 Оригами «Калейдоскоп из бумаги» 18 Оригами «Калейдоскоп из бумаги» Оригами 19 Открытка на 23 февраля с элементами оригами Оригами 20 Овечка из помпона 1 Аппликация Аппликация Бумагопластика Аппликация Моделирование Оригами Работа с текстильным материалом Работа с текстильным материалом Оригами Работа с текстильным материалом 21 Аппликация «Масленица» Аппликация 22 «Солнышко» техника «гармошка» 23 Оригами «Радужная поделка» Оригами 24 Оригами «Радужная поделка» Оригами 25 Что такое фетр? Как работать с фетром Шитье 26 Топиарий «Цветок и кашпо» из фетра Шитье 27 Соединение всех деталей в готовое изделие Шитье 28 Пасхальное яйцо из фетра Шитье 29 Пасхальное яйцо из фетра Шитье 30 Сова из фетра Шитье 31 Лягушка из фетра Шитье Моделирование 32 Пластилинография «Весна» Пластилинография 33 Пластилинография «Перелетные птицы» Пластилинография 34 Пластилинография «Перелетные птицы» Пластилинография 4 класс № п/п 1 Тема Техника, материалы Вводное занятие. Техника безопасностина занятиях. Объемная аппликация «Мухомор» Аппликация 2 Объемная аппликация «Мухомор» Аппликация 3 Гиацинт из бумаги. Модульное оригами Оригами 4 Оригами 5 Модульное оригами «Цветок на день Учителя» Оригами «Тюльпан» 6 Аппликация «Осенние совушки» Аппликация 7 Пластилинография «Осенний пейзаж» Пластилинография 8 Пластилинография «Осенний пейзаж» Пластилинография Оригами 9 Воздушная снежинка Моделирование 10 Аппликация из салфеток «Зимние узоры» Аппликация 11 Аппликация «Новогодний шар на елку» Аппликация 12 Колокольчики. Гирлянда на новыйгод. 13 Поделки из одноразовых тарелок. 14 Розы из яичных лотков. Правила работы с бросовым материалом. Конструирование игрушек. Правила работы с бросовым материалом. 16 Рождественская открытка «Вифлеемская звезда» Снеговик из флиса 17 Снеговик из флиса Шитье 18 Котенок из фетра Шитье 19 Заяц с мягкими ушами из фетра Шитье 20 Медвежонок из фетра Шитье 21 Медвежонок из фетра Шитье 22 Объемная аппликация «Мышь и сыр» 15 23 Топиарий, торцевание 24 Прихватка для мамы 25 Пасхальное яйцо из фетра Смешанная техника Шитье Аппликация Аппликация Шитье 26 Пасхальная открытка Аппликация 27 Пасхальная открытка Аппликация 28 Мягкая игрушка «Мышь» из флиса Шитье 29 Мягкая игрушка «Мышь» из флиса Шитье 30 Пластилинография «Весна» Пластилинография 31 Пластилинография «Первые цветы» Пластилинография 32 Пластилинография «Первые цветы» Пластилинография 33 34 Выставка работ Подведение итогов