Учебный план АООП НОО с ЗПР (Вариант 7.2) на 2025-2026 учебный год

Утверждено:
назия))

ипенко/
2025 г.

О;r!
lоёa

е-}rк"^.^Ф
УЧЕБНЫЙ ПЛДН

Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования с ЗПР (вариант 7.2)
па 2025-202б учебный год
2К класс
Предметные области
обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Основы религиозных культур и
светской этики
Искусство
технология
Физическая культура

Учебные предметы
Классы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
математика
Окружающий мир
Основы религиозньш
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
Трул (технология)
Физическая культура (Адаптивнм
физическая культура)

Итого
часть, формируемая участниками образовательных отношений
Край,вкоторомяживу
Школа развития речи
Максимально допустимая недельная нагрузка
Учебные недели
Всего учебных часов в год

количество часов
в неделю

2к
5

4
4
2

1

1
1

J

2l
,,
1
1

23

з4

782

Пояснительная записка к учебному плану
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Учебный
план
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического
развития (Вариант 7.2) составлен в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
ст.79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023
"Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с ОВЗ» (Зарегистрировано в Минюсте России 21 марта
2023 г. N 72654)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
Учебный план, реализующий АООП НОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;

- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса в выборе
видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии и т. д.).
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области:
«Русский язык и литературное чтение» (учебные предметы: «Русский язык» 5 часов в 1-2
классах, 4 часа в 3 – 4 классах, «Литературное чтение» по 4 часа в 1-3 классах, 3 часа в 4
классе); «Иностранный язык» (учебный предмет: «Иностранный язык-английский» с 3
класса по 1 часу); «Математика и информатика» (учебный предмет «Математика» по 4
часа в 1-4-х классах); «Обществознание и естествознание» (учебный предмет
«Окружающий мир» – 2 часа в 1-4 классах); «Основы религиозных культур и светской
этики» (один из модулей по выбору родителей (иных законных представителей) вводится
в 4 классе 1 час); «Искусство» (учебный предмет «Музыка» по 1 часу в 1-4 классах,
«Изобразительное искусство» по 1 часу в 1-4 классах), «Технология» (учебный предмет
«Труд (Технология)» по 1 часу в 1-4 классах), «Физическая культура» (учебный предмет
«Физическая культура (Адаптивная физическая культура)» по 3 часа в 1-4 классах).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. В 1 классе и в 1 дополнительном классе эта часть
отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и/или физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например, элементарная компьютерная грамотность и др.);
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные (например, история и культура родного края и др.).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется
по
направлениям
развития
личности
(духовно­нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса.
является
Коррекционно-развивающая
область
обязательной
частью
внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими, психокоррекционными и
предметными занятиями) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Внеурочная деятельность
(включая корекционноразвивающую область)
Коррекционноразвивающие занятия
(логопедические и
психокоррекционные)

Занятия

Основные задачи реализации
содержания

Логопедические
Совершенствование движений.
Психокоррекционные Коррекция отдельных сторон
психической деятельности и
личностной сферы. Формирование
учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния,
формирование позитивного
отношения к своему "Я",
повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности,
формирование навыков
самоконтроля. Развитие речевой
деятельности, формирование
коммуникативных навыков,
расширение представлений об
окружающей действительности.
Формирование и развитие различных
видов устной речи (разговорнодиалогической, описательноповествовательной). Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической
системности, формирование
семантических полей. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР (вариант 7.2) составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой уровне общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе, в 1 дополнительном классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе, в 1 дополнительном
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в

первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия
отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с
ЗПР.
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения:
- оценивания результатов освоения обучающимися АООП НОО обучающихся с ЗПР в
виде оценки предметных знаний (предметные результаты).
- определение уровня сформированности универсальных учебных действий
(метапредметные результаты).
Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В систему оценки предметных результатов входят:
- опорные знания по предметам, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты,
методы, понятийный аппарат;
- предметные учебные действия.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ строится с
учётом уровневого подхода.
Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных
действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач.
Повышенный уровень достижений - свидетельствует о полном усвоении опорной
системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а
также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые
представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных
действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»).
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных
предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
- способность работать с информацией;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Этапы и сроки проведения контрольных мероприятий:
- стартовая диагностика (1 класс) – сентябрь;
- входной контроль (2-4 классы) – сентябрь;
- промежуточный контроль (2-4 классы) - октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март;

- итоговый контроль (1-4 класс) – май.
Для отслеживания и фиксации уровня усвоения предметных знаний и умений,
уровня сформированности универсальных учебных действий используются следующие
формы:
- стартовая диагностика (стартовая диагностика позволяет определить уровень готовности
к обучению;
- входной контроль (входная работа (проводится в начале сентября) позволяет определить
актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить
«зону ближайшего развития». Неудовлетворительные отметки в журнале не
фиксируются).
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего
образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей
обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной
программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
В 1 и 1 (дополнительном) классах в течение года, используется безотметочная
система оценивания школьников. Безотметочная система оценивания представляет собой
систему работы учителя и обучающихся, в котором отсутствует пятибалльная форма
отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732
часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне начального общего
обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционноразвивающее направление.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».