Утверждено:
мназия>)
осипенко/
2025 r.
R/ьнtr
о'сa
АооП
УЧЕБНЫЙ ПЛДН
образования обучающихся
с умствеНной отсталостью (интеллектуальньши нарушениями) (Вариант
1)
на 2025-2026 учебный год
(обучение на дому)
Учебные предметы
(учебные курсы)
обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевqя практика
математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное искчсство)
Адаптивная физическая культчра
Труд (технология)
итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимальпо допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) в соответствии с сапитарными
правилами и нормами
Внеурочная деятельЕость
Количество часов в неделю
Всего
I
п
пI
Iv
1,5/1,5
2/l
2,5/0,5
\4
t,5/2,5
212
212
17
2,5/1,5
2,5l1,5
212
18
2
э
J
2
J
2
2
0,25l0,75
0,5/0,5
7
2
J
2
J
2
0,5/0,5
0,5/0,5
0,5/2,5
6
l/-
0,5/0,5
0,5/0,5
0,5/0,5
0,5/2,5
0,5/0,5
20
I
доп.
2
2
з
a
J
2
2l
l
2l
llI
ll-
l/|
lll
ll-
1l
7
0,5/2,5
l5
20
0,25l0.75
20
3
l02
3
3
9
111
7
2l
2l
,а
23
23
10
10
10
10
10
6
6
50
6
6
6
30
J
a
з
J
J
J
15
1
Развитие психомоторики и сенсорных
1
1
1
1
2
2
5
2
2
2
10
!ругие направления внеурочной
4
4
4
4
4
20
обязательная нагрузка обyчающегося
Часы самостоятельной работы
обучающегося
Всего к финансированию
10
10
11
11
10
13
10
13
10
13
б1
10
10
10
50
Коррекционно-ра:tвивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
Ритмика
процессов
деятельности
10
1 обучаlощийся
10
1 обучающийся
1 обучающийся
50
Пояснительная записка к учебному плану
адаптироВанноЙ основноЙ общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант
на 2025- 202б учебный (обучение на дому)
1)
учебный план является нормативным правовым актом, разработан на основе
ФедеральныЙ закон от 29.|2.2012 Ns273-ФЗ (об образовании в Российской Федерации> в
последней редакции (включая Федераrrьный закон от 24.09.2022 }lЪ 371- ФЗ "о внесении
изменений в Федеральный закоЕ "об образовании в Российской Федерации" и статью 1
Федераrrьного закона "об обязательньIх требованиях в Российской Федерации'');
-
-
от |9.|2,2ol4 Ns1598 коб утверждении федерального
образовательного стандарта начального общего образования обуrающихся с ограниченными
возможностями здоровья));
- ПрикаЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.I|.2O22 Np l02з ''об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обуrающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован
2t.03.2023 М 72654);
- Постановпение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28J92020 г" Nq 28 "Об утверждении санитарньж правил сп 2.4. 3648-20 "СаЪитарноэпидемиологические требования
организациям воспитания
обуrения, отдьIха и
оздоровления детей и молодежи", зарегистрированного Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 года, регистрационный Jф61573;
- АдаптированнаJI основная общеобразовательн€ш программа образования обуrающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) мБоу кго
ПрикаЗ МинобрнаукИ РоссиИ
к
И
кГимназия>>
УчебныЙ пдаН опредеJUIеТ общие рамки принимаемых решений при разработке
содержаниЯ образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основньтх механизмов его
реализации. В
соответстВии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения
АооП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуttльными нарушениями) в
теченио 9-13 пет годовой и недельньй уrебные планы могут быть представлены в 4-х
вариантах:
1 вариант
2 вариант
З вариант
4 вариант
V-Ж классы (9 лет);
- I-IV;
подготовительный первый (I 1 )- IV; V-IХ классы (10 лет);
- I-IV; V-IX; Х-ХП (12 лет);
- подготовительный первый (I 1 Ш; V-Ж; х-хII (13
лет).
)выбор вариантов сроков обучения Организация осущоствляет
самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности
у них готовности
к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей.
на каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающаjI область. Содержание всех уrебньrх предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-рЕlзвивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательньIх потребностей этой
категории обуrающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обуrающихся в структуру учебного ппана входит и коррекционнорtввивающая область. Учебный план состоит из двух частей
обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
обязательная часть учебного ппана отражает содержание образования) которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образованйя обуlающихся
с
умственной отста.rrостью (интеллектучtльными нарушениями) :
-формироВание жизЕенных компетенцийо обеспечивающих овладение системой социальньж
отношений и социаJIьное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социаJIьное
окружение;
-формирование основ духовно-нравственного рtlзвития Об1..rающихся, приобщение их к
общекульТурным, национальным и этнокультурным цеЕностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
основными задачами реапизации учебных предметов <Русский язык)), <<Чтение>,
<речевая практика) являются: овладение грамотой, основными
речевыми формами и
правилами их практического применения; развитие устной и письменной коммуникации,
способности к осмыслеЕному чтению и письму; овладение способностью пользоваться
устной
и письменной речью для решения, соответствующих возрасту житейских задач; рtввитие
способности к словесному самовыраж9нию на уровне, соответствующему возрасту и
раjlвитию
ребенка.
задачами реализации учебного предмета <математикa>) являются: овладение началами
матоматикИ (понятиеМ числа, вычислениями, решением арифметических Зrlдач и др.);
при решении,
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространСтва, времени, температурЫ и ДР. в различньIх видах практической деятельности);
рtввитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
изучение учебного предмета кмир природы и человек) реализуется через решение
следующих задач: овладение представлениями об окружающем миро и основными знаниями о
живой и неживой природе; развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе; формирование представлений о мире дпя осмыспенной и самостоятельной
организаЦии безопасной жизНи в коЕкретньЖ природнЫх и климатических
условиях; рtlзвитие
активности, любознательности и р€вумной предприимчивости во взаимодействии с живой и
неживой природы.
Содержание уrебньтх предметов <Музыка> и <Изобразительное искусствоD связано с
решением следующих задач: накопление первоначальных впечатлений от разньж видов
искусстВ (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и полrIение
доступного опыта художественного творчества; освоение доступной культурной среды,
дающеЙ ребенкУ впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к
посещению музеев, театров, концертоВ; развитие опыта восприятия и способности полгIать
удовольствие от произведений разньтх видов искусств, выделение собственных предпочтений в
восприятии искусства; формирование простейших эстетических ориеЕтиров (красиво и
некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни
и прЕцlдника; развитие опыта самовыражения в рtl:!ньж видах искусства.
главньгми задачами реЕrлизации учебного предмета кАдаптивная физическая культура)
овладение способностью пользоваться математическими знаниями
являются: овладение ребенком основными представлениями о собствsнном теле,
возможностях и ограничениях его физических функций; овладение умениями поддерживать
здоровый И безопасный образ жизЕи, соответстВующий возрасту, потребноiтям и
ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами; овпадение умеЕиями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно
дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и
сна; развитие основньтх физических качеств; формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья; коррокция недостатков познавательной сферы и психомоторного
рtlзвития; ра:}витие и совершенствование эмоционЕrльно-волевой сферы; воспитание
нравственных качеств и свойств личности.
Решение задач реаJIизации содержания уrебного предмета кТруд (технология)>
осуществляется через: овладение основами трудовой деятельности, необходимой в
различных
жизненньIх сферах' овладение технологИями, необХодимымИ для полнОценной коммуникации,
соци€lJIьного и трудового взаимодействия; овладение трудовыми
умениями, необходимыми в
ра:}ных жизненньIх сферах, овпаденио умением адекватно применять доступЕые технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия; формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечеЕия, социального развития и
помощи близким.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечиваеТ реализацию особых (специфических) образовательньD( потребностей,
xapaкTepнbD( длЯ данноЙ групrrЫ обуrающихся, а также индивидуальных потребностей
Часть, формируемаJI участниками образовательньIх отношений, в 1
классах отсутствует.
ЧаСТЬ Учебного ппана, формируемая участниками образовательЕых отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерньж для данной группы обучающихся, а также индивидуаJIьных потребностей
каждого обучающегося.
таким образом, часть учебного плана, формируемЕuI участникtlми образовательных
отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие рtlзличные интересы
обучаlощихся, В том числе этнокультурные; увеличение учебньтх часов, отводимых на
изrIение отдельных уrебных предметов обязательной части; введение учебных курсов,
обеспечивающих удовJIетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (ипи) физическом ра:}витии; вводение учебньтх курсов для
факультативного изучения отдельньж учебных предметов.
содержание коррекционно-развиваrощей обпасти учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Выбор
коррекционньж индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может
ОСУЩеСТВЛяТЬся общеобразовательноЙ организацией сап4остоятельно, исходя
из
психофизических особенностей обуrаrощихся с умственной отстЕIлостью на основании
рекомендациЙ психопогО-медико-ПедагогическоЙ комиссиИ и индивИдуа-тtьноЙ ПРОГРаП,IМЫ
реабилитациИ инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей
области, не rIитывается при определении максимttльно допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
ОРГаНизация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социЕtпьное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) явпяется неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организаЦии предоСтавляюТ обуrающИмся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их ра3витие. Чередование учебной и внеурочной деятельности в ptlп,Ikax
реаJIизации Аооп определяет образовательнЕuI организация. .щля рtввития потенциала тех
обучающихся С умственной отстаrrостью (интеллоктуt}льными нарушениями), которые в силу
особенностей своего психофизического рЕIзвития испытывают трудности в усвоении
отдельньтх уrебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуttльные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы
образования).
ФОРМОй промежуточной аттестации является годоваlI отметка по всем предметам,
включенным в индивидуальный учебный план обуrающихся.
Обучение )цаIцихся 1-9, I0-t2 классов на дому организуется в режиме пятидневной
недели. Образовательнм недельная нагрузка равномерно распределяется в течение всей
учебной недели, при этом объем максимаrrьной допустимой нагрузки в течение дня
следующий: для обучающихся I классов не превышает 4 уроков; для обуrающихся II _ ш
классов - не более 5 уроков; для обучающихся V - VI классов - не более 5 уроков; для
обуrающихся VII - IX классов - не более 5 уроков. для обуrающихся х_ хII классов не
более 5 уроков Расписание уроков составляется индивиду€lJIьно для каждого ученика.
основным принципом организации обуrения на дому является обеспечение щадящего режима
проведения занятий. Каждый обучающийся имеет индивидуальный график учебньгх занятий.
ОДНОй иЗ важнейших составляющих организации обучения на дому является
самостоятельнаJI работа обучающегося на Дому, выполняомая по заданию педагогического
работника, под его руководством. Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому
определяется В соответствии с рабочей програiuмой по учебному предмоту и направлено на
КаЖДОгО обУчающегося.
дополнительном и
расширение
и
1
углубление
практических
знаний
и
умений
по
данному
учебному
предметуl
нЕ}
усвоение межпредметных связей.
ИНдивидУальное обучение детей на дому осуществляется, согласно представленным
ДОКУМентЕlп4 (медицинским заключением врачебноЙ комиссии, заключением территориальной
психолого_медико-педагогической комиссии)
по
адаптированной основной
Общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отстtIлостью
(интеллекТуальными нарушениями) (вариант
учащихся с УО.
1) и учебно-методическим комплексапd
для
Количество учебньтх занятий по предметIIым областям дJUI обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуаJIьными нарушониями) (вариант 1) за 9 уrебных лет
составляет не более 8 377 часов, за 12 уrебньIх лет - не более 1 1 845 часов, за 13
учебных лет не более 12 538 часов.
Устанавливается продолжительность 1 занятия в первом и первом дополнительном
классе 35 минут, при этом:
0,5 - часовые занятия проводятся по 1 часу один
рtr} в 2 учебные недепи;
1,5 - часоВые занятияпроводятсяпо2часав 1 неделю, по 1часуво 2 неделю;
2,5 - часовые 3анятия проводятся по 3 часа d 1 неделю, по 2 часу во 2
уrебную неделю.