Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по биологии»
10 класс
классы
1 год
срок реализации
Разработчик:
Почепко Г.А., учитель биологии
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025г.
г. Костомукша – 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии» разработана в соответствии с
требованиями и на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Биология»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология»;
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия»;
Программы среднего полного общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы.
Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс обеспечивает единство образовательного пространства за счет преемственности,
интеграции.
Основу структурирования содержания курса составляют ведущие системообразующие идеи –
отличительные особенности представителей живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в
соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология растений, грибов,
лишайников; Биология Животных; Анатомия и физиология человека; Клетка; Организм; Вид;
Экосистемы.
Принцип системности и последовательности позволяет сохранить соотношение между
теоретическими положениями и практической составляющей курса.
Программа элективного курса обеспечивает удовлетворение индивидуальных запросов,
обучающихся; расширение и систематизация знаний в биологической области знаний,
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся.
Цель изучения практикума по биологии – системное и осознанное освоение биологических
знаний, овладение методами познания и исследования в естественнонаучной области, применения
полученных знаний для понимания окружающего мира. Повторение и закрепление знаний школьного
курса биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, а также наиболее сложным темам
общей биологии.
Основные задачи
формирование научного мировоззрения, биологического мышления для понимания роли
биологии в познании природы и ее закономерностях;
развитие мотивации обучающихся к продолжению естественно- научного образования и
выбора профессиональной деятельности,
активизация познавательной деятельность школьника, повышение информационной и
коммуникативной компетентности.
Место элективного курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе (1час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные:
формирование чувства гордости за вклад российских учены в развитие мировой
биологической науки;
формирование умения управлять познавательной деятельностью;
развитие способности к решению практических задач, умению находить способы взаимодействия с
окружающими в учебной и внеурочной деятельности;
формирование биологической и экологической культуры;
Метапредметные:
освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных
учебных действий (УУД)
Регулятивные
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные
искать и находить обобщенные способы решения задач;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды;
координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
Предметные:
знание биологических теорий, законов, принципов, гипотез; единства живой и неживой
природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных,
используя биологические теории, законы; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины
наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций; взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия видов,
защиты окружающей среды; места и роли человека в природе; родство человека с млекопитающими
животными, роль различных организмов в жизни человека. Повторение и обобщение знаний. Решение
задач; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных
заболеваний, иммунитета у человека;
роль гормонов и витаминов в организме. Умение устанавливать взаимосвязи:
строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза;
решать задачи разной сложности по цитологии, генетике. (составлять схемы скрещивания.
3. Содержание программы
1.
Биология бактерий, грибов, лишайников 2 часов
Основные понятия ботаники, принципы классификации живых организмов.
Царство Бактерии. Общая характеристика. Классификация. Строение прокариотической клетки.
Жизнедеятельность. Многообразие бактерий. Формы клеток. Роль бактерий в природе и хозяйственной
деятельности человека.
Царство Грибы. Общая характеристика. Сравнение грибов с животными и растениями. Строение и
жизнедеятельность грибов. Размножение грибов. Классификация. Дрожжевые грибы. Плесневые грибы.
Шляпочные грибы. Грибы паразиты. Микориза. Значение грибов в природе и жизни человека.
Отдел Лишайники. Характеристика лишайников как симбиотических организмов. Строение тела
лишайников. Морфологические типы слоевища. Особенности размножения. Специфические свойства
лишайников.
2.
Растения 3 часа
Царство Растения Подцарство Низшие растения. Водоросли. Строение тела водорослей. Хроматофор.
Размножение водорослей. Основная характеристика отделов: Зеленые водоросли, Бурые водоросли,
Красные водоросли. Значение водорослей.
Подцарство Высшие растения. Характеристика Высших растений. Ткань. Основные группы
тканей растительного организма. Образовательные ткани (меристемы) и основные ткани. Покровные
ткани: эпидерма, пробка. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Механические и выделительные ткани.
Органы. Классификация органов высших растений. Вегетативные и генеративные органы. Споровые и
семенные растения. Эволюционное древо растений.
Отдел Моховидные. Строение и цикл развития мхов на примере Кукушкина льна. Преобладание
гаметофита в жизненном цикле – пример тупиковой ветви в эволюции. Особенности мхов рода Сфагнум.
Роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Местообитание. Строение папоротников. Размножение
папоротников. Цикл развития. Роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и в эволюции.
Отдел Голосеменные. Особенности семенных растений. Преимущество семени над спорой.
Строение хвойных. Цикл развития голосеменных на примере Сосны обыкновенной. Роль голосеменных
в природе и хозяйственной деятельности человека.
Отдел Покрытосеменные. Особенности покрытосеменных, обеспечивающие господствующее
положение данной группы. Многообразие и распространение покрытосеменных. Цикл развития. Двойное
оплодотворение. Образование семени и плода. Роль в природе и хозяйственное значение. Классификация
цветковых растений
Сравнительная характеристика класса Двудольные и Однодольные растения. Основные признаки
семейств. Анатомия, морфология и физиология цветковых растений. Особенности строения и
физиологические функции вегетативных и генеративных органов.
3.
Животные 3 часов
Зоология – наука о животных Значение животных в природе и жизни человека. Родство и отличие
животных и растений. Классификация животных. Подцарство Простейшие. Особенности строения и
процессов жизнедеятельности. Раздражимость.
Многообразие и значение простейших.
Подцарство Многоклеточные.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип – гидра. Среда
обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие
клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и
половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и значение.
Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви, общая характеристика и классификация типов. Цикл
развития и смена хозяев. Многообразие паразитических червей и борьба сними.
Ароморфозы кольчатых червей.
Тип Моллюски. Общая характеристика и классификация типа. Значение моллюсков
Класс Двустворчатые. Беззубка. Образ жизни и внешнее строение. Особенности процессов
жизнедеятельности. Морские двустворчатые. Значение двустворчатых моллюсков.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Классы Ракообразные, Паукообразные и
Насекомые. Особенности процессов их жизнедеятельности. Роль членистоногих в природе, их
практическое значение, сохранение видового многообразия.
Тип Хордовые. Общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения животных
Класса Ланцетники, Надкласса Рыбы, Класса Земноводные, Класса Пресмыкающиеся, Класса Птицы,
Класса Млекопитающие. Многообразие позвоночных животных их природное и хозяйственное значение
и охрана.
4.
Человек 6 часов
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Системы органов
особенности строения и физиология.
Нервная система. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга: продолговатого,
среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария
мозга. Анализаторы.
Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы.
Высшая нервная деятельность.
Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей
нервной деятельности.
Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Гормоны гипофиза, щитовидной железы,
поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме. Эволюция
эндокринной системы.
Опорно - двигательный аппарат. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные,
полуподвижные, суставы. Движение в суставах. Состав, строение(макроскопическое) и рост костей в
толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга.
Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц.
Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное
постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение
переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты,
их строение и функции. Малокровие. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет.
Лимфатическая система. Строение и основные функции. Кровообращение. Органы кровообращения:
сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия
сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам.
Пульс. Кровяное давление. Депо крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Дыхательные движения. Внешнее дыхание и
жизненная емкость легких. Понятие о гуморальной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты, роль в
пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.
Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервногуморальной регуляции желудочного сокоотделения.
Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление
органических веществ в клетках. Ферменты. Ассимиляцияи диссимиляция. Витамины и их значение для
организма.
Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение почки. Нефрон. Образование мочи.
Регуляция работы почек. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.
Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма.
Гигиена кожи и одежды.
Развитие человеческого организма. Воспроизводство организмов. Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского
организмов.
5.
Эволюция систем органов 2 часа
6.
Цитология 7 часов.
Учение о клетке.
Строение и функции прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки;
организация метаболизма у прокариота, место и роль прокариот.
Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Включения, их значение и роль в
метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры
клеточного ядра.
Обмен веществ в клетке. Обмен веществ и превращения энергии в клетке – основа всех проявлений
ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический
обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена.
Фотосинтез. Хемосинтез.
Жизненный цикл клеток. Клетки в многоклеточном организме. Жизненный цикл клеток.
Митотический цикл; интерфаза, редупликация ДНК; митоз.
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирусы – внутриклеточные паразиты на
генетическом уровне. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.
Клеточная теория. Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной
теории; современное состояние клеточной теории строения организмов.
Размножение организмов.
Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения; митотическое
деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных
организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Половое размножение. Половое размножение растений и животных. Гаметогенез. Периоды
образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток.
Особенности сперматогенеза и овогенеза. Развитие половых клеток у высших растений; двойное
оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
7.
Генетика и селекция 3 часа.
Закономерность и изменчивость. История развития генетики. Основные закономерности
наследственности. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное
скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон
расщепления. Полигибридное скрещивание, третий закон Менделя – закон независимого наследования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана.
Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная
система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Основные
закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая
изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Комбинативная изменчивость.
Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в
пределах вида. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Статические закономерности модификационной
изменчивости.
Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения культурных растений
Методы селекции растений и животных; Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая
инженерия. Достижения и основные направления современной селекции.
8.
Жизненный циклы растений и животных 2 часа.
Индивидуальное развитие организмов.
Жизненный цикл - совокупность фаз развития организма от оплодотворённой яйцеклетки до стадии
зрелости, когда организм становится способным дать начало следующему поколению. В простейшем
случае жизненный цикл включает только одно поколение: от зиготы до взрослого организма, в более
сложных — несколько поколений. Сложные жизненные циклы высших растений, чередование
поколений: половое (гаметофит) и неполовое (спорофит) Жизненные циклы животных пресноводная
гидра, планария молочно-белая, бычий цепень, печеночный сосальщик, речной рак, дождевой червь,
птицы, рептилии и млекопитающие.
Эмбриональное развитие животных. Основные закономерности дробления; образование
однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша
– гаструлы. Первичный органогенез.
Постэмбриональное развитие животных. Формы постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз.
Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Жизненные
циклы растений.
Общие закономерности онтогенеза. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков
(закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и Ф.Мюллер). Работы А.Н. Северцова об
эмбриональной изменчивости.
Проблемы устойчивого развития 2 часа
Антропогенной деятельность, которая приводит к негативным изменениям в экосистемах,
истощению ресурсов, биологическому вторжению чужеродных видов и изменению климата. Эти
проблемы требуют решения, чтобы обеспечить устойчивое будущее для планеты. Загрязнение
окружающей среды из-за промышленной деятельности, транспорта, сельского хозяйства и бытовых
отходов Атмосферное загрязнение — выбросы вредных веществ (пыль, газы, аэрозоли) приводят к
9.
образованию смога, кислотным дождям, парниковому эффекту. Загрязнение водных ресурсов — сброс в
водоёмы сточных вод, промышленных отходов, нефти и других химических веществ приводит к
деградации водных экосистем, гибели рыбы и других водных организмов. Загрязнение почвы —
засорение почвы бытовыми отходами, химическими удобрениями, пестицидами снижает её плодородие,
накапливает токсичные вещества в растениях.
Нерациональное использование природных ресурсов — человечество использует ресурсы
быстрее, чем они могут восстановиться. Это приводит к уменьшению количества и качества ресурсов.
Истощение лесов — потеря жизненно важных деревьев, которые являются источником пищи, укрытия и
кислорода. Истощение водных ресурсов — нехватка питьевой воды и увеличение количества засолённых
земель. Истощение почвы — эксплуатация земли для сельского хозяйства без органического удобрения
и регулярного повышения плодородия почв Увеличение концентрации парниковых газов (углекислый
газ, метан, закись азота) в атмосфере, что приводит к глобальному потеплению. Некоторые причины:
сжигание ископаемого топлива (уголь, нефть, газ) для производства энергии, транспорта и
промышленности, вырубка лесов, которые играют роль естественных поглотителей углекислого газа.
Последствия изменения климата: повышение температуры, таяние ледников и повышение уровня
моря, экстремальные погодные явления, изменение экосистем.
4. Тематическое планирование
№п/п Темы
1
Модуль 1. Бактерии, грибов, лишайников
Кол-во
часов
2
Модуль 2. Растения
3
2
Модуль 3. Животных
5
3
Модуль 4. Человека
6
4
Модуль 5. Эволюция систем органов
2
5.
Модуль 6. Эволюция систем органов животных
2
6.
Модуль 7. Цитология
7
7.
Модуль 8. Генетика и селекция
3
8.
Модуль 9. Жизненный циклы растений и животных
2
9. Модуль 10. Проблемы устойчивого развития
ИТОГО
2
34
5. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Литература для учащихся
1.
Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М.и др. Биология. 10 – 11 классы: учеб. для
общеобразовательных организаций: углубленный уровень: в 2-х ч., ч. 1 / под ред. В.К Шумного., Г.М.
Дымшица. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
2.
Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М.и др. Биология. 10 – 11 классы: учеб. для
общеобразовательных организаций: углубленный уровень: в 2-х ч., ч. 2 / под ред. В.К Шумного., Г.М.
Дымшица. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
3.
Захаров, В.Б. Биология. Общая биология. 10 кл. Углубленный уровень: учебник / В.Б. Захаров, С.Г.
Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2015. – 349с.
4.
Захаров, В.Б. Биология. Общая биология. 11 кл. Углубленный уровень: учебник / В.Б. Захаров, С.Г.
Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2015. – 343с.
Литература для учителя
1.
Агафонова, И. Б. Сивоглазов, В. И. Биология животных. Учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Профильное обучение – М.: Дрофа, 2006. – 121с.
2.
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. Биология. Учебное
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Профильное обучение: сборник
2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа,2006. Повторение и обобщение знаний.
3.
Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки.
Т.3. – М.: Мир, 1994. – С. 7 –149.
4.
Анатомия человека: Учебник для вузов. Курепина М.М., Ожигова А.П., "Владос" – 2002, 384стр.
5.
Билич Г. Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: В 4 т. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.:
Издательство Оникс, 2010. – 544 с.
6.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994. –415с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Перечень интернет – ресурсов
http://anatomyonline.ru– анатомический словарь онлайн;
http://miranatomy.ru– материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.
http://www.anatomus.ru– анатомия человека в иллюстрациях;
www.zooland.ru– «Кирилл и Мефодий. Животный мир»
www.herba.msu.ru– «Херба» – ботанический сервер МГУ им. М. В. Ломоносова
www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm– «Редкие и исчезающие животные России»
www.biodan.narod.ru– «БиоДан. Новости биологии»
www.zoomax.ru –«Животные»
http://school – collection.edu.ru/ – коллекция материалов по биологии.