Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Гимназия»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД
.
Рабочая программа
элективного курса
«Практикум по информатике»
11 класс
1 год
(срок реализации)
Разработчики:
Редругина О.В.,
учитель информатики и математики.
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 29.08.2024г.
г. Костомукша
2024
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по информатике» разработана в соответствии
с нормативными правовыми и инструктивными документами:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Информатика»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Информатика»;
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Цели курса: Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к ЕГЭ
по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы общего образования.
Задачи курса:
сформировать у обучающихся представление о процедуре сдачи единого государственного экзамена
по информатике;
обобщить и систематизировать теоретический материал по базовым разделам школьной
информатики;
отработать стандартные алгоритмы решения задач по информатике.
познакомить обучающихся с нетрадиционными алгоритмами решения задач;
проанализировать тексты программ заданий контрольно-измерительных материалов единого
государственного экзамена;
научить грамотно оформлять решения задач.
Общая характеристика курса
Структура программы представляет собой семь логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность
знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания
для обучающихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление
базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах. Для текущего контроля обучающимся
предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная
часть заданий выполняется обучающимся самостоятельно.
Место в учебном плане
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в 11
классе.
2. Планируемые результаты
Изучение данного курса даёт возможность достижения обучающимися следующих
результатов:
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
информатики и общественной практики ее применения;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности с применением информатики и информационных
технологий;
2
формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности на основе развитой мотивации учебной
деятельности и личностного смысла изучения информатики, заинтересованности в приобретении и
расширении знаний по информатике и информационным технологиям и способов действий,
осознанности в построении индивидуальной образовательной траектории;
формирование осознанного выбора будущей профессии, ориентированной на применение
математических и статистических методов и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношения к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
формирование логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные
высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач,
формулировка проблем, работа над исследовательским проектом и др.).
Метапредметные:
развитие способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской, проектной
деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
развитие умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развитие умения находить необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать
информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять
информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической),
обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или
коммуникативными задачами;
формирование навыков осуществления познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыков разрешения проблем; формирование способности и готовности к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
овладение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной
научной картины мира;
формирование представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших
свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах
искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить
математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
формирование представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития
компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных
систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
формирование представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых
принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и
права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения
надёжного функционирования средств ИКТ;
формирование понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
3
получение опыта построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения
экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации
результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; развитие умения оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; формирование представлений о
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
формирование представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение
пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах
данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
развитие навыков алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания
алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и
текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения
стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких
программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня, представлениями о базовых
типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования;
умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая
тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной
задачи и документирования программ.
3. Содержание
Информация и ее кодирование.
Методы измерения количества информации. Технологии передачи информации, кодирования
графики и звука. Кодирование и декодирование информации. Системы счисления и двоичное
представление информации.
Основы логики.
Таблицы истинности. Логические выражения и логические схемы. Законы преобразования
логических выражений.
Алгоритмизация и программирование.
Алгоритм и исполнитель. Алгоритм исполнителя с фиксированным набором команд.
Основные конструкции языка программирования. Анализ алгоритма, содержащего цикл и
ветвление.
Рекурсивный алгоритм. Работа с массивами. Процедуры и функции.
Формальное исполнение алгоритма. Исправление ошибок в программах. Способы обработки
числовых последовательностей.
Моделирование. Аппаратное и программное обеспечение.
Типы информационных моделей.
Адресация в компьютерной сети. Поиск информации в Интернет.
Теория игр. Камни. Числовые последовательности. Символьные последовательности.
Технологии обработки и передачи информации.
Файловая система организации данных.
Технология хранения, поиска информации в базах данных. Технология обработки информации в
электронных таблицах.
4
4. Тематическое планирование
№
Содержание
Кол-во
часов
5
1
Информация и ее
кодирование.
2
Основы логики.
4
3
Алгоритмизация и
программирование.
3
4
Аппаратное и
программное
обеспечение.
Моделирование.
12
5
Технологии обработки
и передачи
информации.
6
6
Повторение.
4
Характеристика основных видов
деятельности ученика
Содержательное обобщение изученного материала по
теме «Информация и ее кодирование». Разбор заданий
из демонстрационных тестов. Тренинг с
использованием заданий с краткой формой ответа.
Содержательное обобщение изученного материала по
теме «Основы логики». Разбор заданий из
демонстрационных тестов. Тренинг с использованием
заданий с краткой формой ответа.
Содержательное обобщение изученного материала по
теме «Алгоритмизация и программирование». Разбор
заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с
использованием заданий с краткой и развернутой
формой ответа.
Содержательное обобщение изученного материала по
темам: «Моделирование», «Теория игр», «Основные
устройства информационных и коммуникационных
технологий» и «Программные средства
информационных и коммуникационных технологий».
Разбор заданий из демонстрационных тестов. Тренинг
с использованием заданий с краткой формой ответа.
Содержательное обобщение изученного материала по
темам:
«Технология обработки текстовой, графической и
звуковой информации», «Технология обработки
информации в электронных таблицах», «Технология
хранения, поиска и сортировки информации в базах
данных», «Телекоммуникационные технологии».
Разбор заданий из демонстрационных тестов. Тренинг
с использованием заданий с краткой формой ответа.
Разбор ошибок и корректировка методов и способов
решения заданий по пройденным темам.
5. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
К.Ю. Поляков и Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровень».
Издательство «Просвещение», 2022;
К.Ю. Поляков и Е.А. Еремин. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень».
Издательство «Просвещение», 2022;
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по
программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на
сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов, помещенный в
коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru).
5