ЭК. Практикум по русскому языку -10

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
10 классы
классы
1 год
срок реализации

Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025г.

г. Костомукша – 2025

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на
основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Элективный курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить
знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.
Данный элективный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно
оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру
и содержание, продолжить формирование навыка написания сочинения-рассуждения
(рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее
характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации,
стилистики.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные
связи с литературой.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням
сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается
актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной
стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого,
кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает
образовательные потребности учащихся.
Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять психолого-эмоциональное
напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно
готовиться к экзаменационным испытаниям. В программу курса включены тестовые задания,
аналогичные заданиям КИМов. Практикум построен на основе КИМов, сгруппированных по
орфограммам. Для сильных учащихся предусмотрены задания повышенной сложности, а
также сборник заданий, аналогичный заданиям КИМов от 20 до 40 упражнений.
Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции
учащихся.
Задачи:
 выявить уровень подготовки каждого учащегося и группы в целом по русскому языку;
 скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
 выработать траекторию подготовки каждого учащегося в подгруппе, согласно
мониторингу;
 отработать наиболее «трудные» темы;
 обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5-9 кл.)
согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
 подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
2. Содержание курса
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ – и ПРИ- . Гласные И и Ы
после приставок.
Части речи. Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Распределение
существительных по родам.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и
аббревиатуры.
Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход
прилагательных из одного разряда в другой.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на – ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён
прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных.
Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор
числительных. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.
Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных
числительных.
Местоимения.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений
3. Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения практикума учащиеся должны:
знать / понимать
 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
 применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии
и синтаксису в практике правописания;
 соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебного элективного курса «Практикум по русскому языку»
обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
личностных:
 сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
 осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую
культуру.



осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики.
метапредметных:
 умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные
приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях
общения выбирать успешные речевые стратегии.
 владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
 умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
 умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
предметных:
 сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
 освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
 владение знаниями о языковой норме, её функциях и
вариантах; практическое овладение основными
нормами современного литературного языка.
4. Тематическое планирование
№ п/п

Название раздела

1

Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку. Демонстрационная версия
Орфография
Морфология
Практика

2
3
4

Количество
часов
2

10
20
2

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Учебник «Русский язык 10-11 класс» И.В. Гусарова. Москва. Издательский центр
«Вентана-Граф» 2018 г.

2. ЕГЭ-2021, Русский язык, Рекомендации по оцениванию заданий, Цыбулько И.П.,
Атександров В.Н., Арутюнова Е.В., 2025
3. ЕГЭ 2020, Русский язык, Методические рекомендации, Цыбулько И.П.
4. Комплексная работа с текстом: сборник заданий. 9-11 классы. – М. ВАКО, 2020г.
5. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение»,
2025.-320 с.
6. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т.,
Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2025.-352 с.
7. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся.
Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320
с. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1211.htm
8. ЕГЭ, Русский язык, Типовые экзаменационные варианты, Цыбулько И.П., 2026
9. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по
русскому языку подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

6. Календарно-тематическое планирование
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности
ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Орфография. Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии:
правописание корней. Знакомство с заданиями КИМ ЕГЭ по орфографии, разбор
заданий, решение теста.
Правописание приставок. Состав слова и способы словообразования.
Правописание приставок пре-/приТрудные случаи правописания приставок. Практическое занятие. Трудные случаи
правописания приставок. Практическое занятие.
Буквы о-е-ѐ после шипящих и ц в корне слова.
Буквы о-е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и
прилагательных.
Буквы е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах глаголов, причастий.
Орфографический практикум
Правописание окончаний существительных. Окончания и-е в сущ. 1,2,3, склонений,
сущ. на - ий,-ия,-ие.
Правописание суффиксов существительных. Суффиксы - чик-/-щик-, -енк/инк-,
ечк/ичк-, -оньк/енькМорфологические нормы употребления существительных. Склонение одушевленных
и неодушевленных существительных: как колебания признака проявляется в
окончании слова. Несклоняемые существительные.
Образование форм множественного числа имен существительных. Образование форм
мн.ч. им.пад. в мужском роде, род.пад. в среднем и женском родах.
Употребление имен прилагательных, степеней сравнения прилагательных и наречий.
Синтаксическая роль этих частей речи.
Род имен существительных. Варианты падежных окончаний. Склонение
существительных разных склонений. Вариантные окончания в род. и пред. падежах.
Морфологические нормы употребления имени прилагательного. Разряды имен
прилагательных. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Правописание суффиксов имен прилагательных –ев-/-ив-, -чив-, -лив-, -оват-/-еват, еньк- и т.д.
Правописание суффиксов -к- и -скПравописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и наречий.
Правописание -н- и -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
Работа с тестами ЕГЭ.
Правописание слитное и раздельное частицы и приставки не. Не с различными частями
речи.
Различение не и ни: приставки и частицы.
Практическое занятие: частицы.
Разряды числительных. Склонение, правописание числительных.
Правописание собирательных числительных.
Практическая работа.

30
31
32
33
34

Употребление числительных. Переход числительных в другие части речи.
Морфологическая характеристика слов.
Разряды местоимений.
Употребление местоимений. Образование форм личных местоимений при склонении.
Итоговый тест.
Итоговый тест.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».