Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
10 классы
классы
1 год
срок реализации
Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025г.
г. Костомукша – 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на
основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Элективный курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить
знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.
Данный элективный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно
оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру
и содержание, продолжить формирование навыка написания сочинения-рассуждения
(рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее
характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации,
стилистики.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные
связи с литературой.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням
сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается
актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной
стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого,
кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает
образовательные потребности учащихся.
Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять психолого-эмоциональное
напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно
готовиться к экзаменационным испытаниям. В программу курса включены тестовые задания,
аналогичные заданиям КИМов. Практикум построен на основе КИМов, сгруппированных по
орфограммам. Для сильных учащихся предусмотрены задания повышенной сложности, а
также сборник заданий, аналогичный заданиям КИМов от 20 до 40 упражнений.
Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции
учащихся.
Задачи:
выявить уровень подготовки каждого учащегося и группы в целом по русскому языку;
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
выработать траекторию подготовки каждого учащегося в подгруппе, согласно
мониторингу;
отработать наиболее «трудные» темы;
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5-9 кл.)
согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
2. Содержание курса
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ – и ПРИ- . Гласные И и Ы
после приставок.
Части речи. Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Распределение
существительных по родам.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и
аббревиатуры.
Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход
прилагательных из одного разряда в другой.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на – ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён
прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных.
Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор
числительных. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.
Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных
числительных.
Местоимения.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений
3. Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения практикума учащиеся должны:
знать / понимать
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии
и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебного элективного курса «Практикум по русскому языку»
обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
личностных:
сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую
культуру.
осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики.
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные
приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях
общения выбирать успешные речевые стратегии.
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
предметных:
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и
вариантах; практическое овладение основными
нормами современного литературного языка.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
1
Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку. Демонстрационная версия
Орфография
Морфология
Практика
2
3
4
Количество
часов
2
10
20
2
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Учебник «Русский язык 10-11 класс» И.В. Гусарова. Москва. Издательский центр
«Вентана-Граф» 2018 г.
2. ЕГЭ-2021, Русский язык, Рекомендации по оцениванию заданий, Цыбулько И.П.,
Атександров В.Н., Арутюнова Е.В., 2025
3. ЕГЭ 2020, Русский язык, Методические рекомендации, Цыбулько И.П.
4. Комплексная работа с текстом: сборник заданий. 9-11 классы. – М. ВАКО, 2020г.
5. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение»,
2025.-320 с.
6. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т.,
Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2025.-352 с.
7. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся.
Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320
с. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1211.htm
8. ЕГЭ, Русский язык, Типовые экзаменационные варианты, Цыбулько И.П., 2026
9. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по
русскому языку подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
6. Календарно-тематическое планирование
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности
ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Орфография. Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии:
правописание корней. Знакомство с заданиями КИМ ЕГЭ по орфографии, разбор
заданий, решение теста.
Правописание приставок. Состав слова и способы словообразования.
Правописание приставок пре-/приТрудные случаи правописания приставок. Практическое занятие. Трудные случаи
правописания приставок. Практическое занятие.
Буквы о-е-ѐ после шипящих и ц в корне слова.
Буквы о-е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и
прилагательных.
Буквы е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах глаголов, причастий.
Орфографический практикум
Правописание окончаний существительных. Окончания и-е в сущ. 1,2,3, склонений,
сущ. на - ий,-ия,-ие.
Правописание суффиксов существительных. Суффиксы - чик-/-щик-, -енк/инк-,
ечк/ичк-, -оньк/енькМорфологические нормы употребления существительных. Склонение одушевленных
и неодушевленных существительных: как колебания признака проявляется в
окончании слова. Несклоняемые существительные.
Образование форм множественного числа имен существительных. Образование форм
мн.ч. им.пад. в мужском роде, род.пад. в среднем и женском родах.
Употребление имен прилагательных, степеней сравнения прилагательных и наречий.
Синтаксическая роль этих частей речи.
Род имен существительных. Варианты падежных окончаний. Склонение
существительных разных склонений. Вариантные окончания в род. и пред. падежах.
Морфологические нормы употребления имени прилагательного. Разряды имен
прилагательных. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Правописание суффиксов имен прилагательных –ев-/-ив-, -чив-, -лив-, -оват-/-еват, еньк- и т.д.
Правописание суффиксов -к- и -скПравописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и наречий.
Правописание -н- и -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
Работа с тестами ЕГЭ.
Правописание слитное и раздельное частицы и приставки не. Не с различными частями
речи.
Различение не и ни: приставки и частицы.
Практическое занятие: частицы.
Разряды числительных. Склонение, правописание числительных.
Правописание собирательных числительных.
Практическая работа.
30
31
32
33
34
Употребление числительных. Переход числительных в другие части речи.
Морфологическая характеристика слов.
Разряды местоимений.
Употребление местоимений. Образование форм личных местоимений при склонении.
Итоговый тест.
Итоговый тест.