муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
костомукшского городского округа''гимназия''
МБоУ кго "Гимназия ''
СОГЛАСОВАНО
МО
принято
на заседании
учителей музыки, ИЗО,
технологии, физической
культуры, ОБЗР, доп.
образования
Протокол Jtlbl
Педагогическим советом
Протокол JФl
от 26.08.2025 г.
Щиректор_МБО,
<<ГимнайА>>
мо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В МиРЕ МУЗыкАЛьных ЗВУкоВ>>
для обучающихся 1-4 классов
г. Костомукша, 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире музыкальных звуков»
предназначена для обучающихся 1-4-х классов. Реализуется в рамках занятий внеурочной
деятельности, направленных на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии.
Цель программы - расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о
музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие
воображения, творческих способностей, способности передавать свои впечатления от
прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формирование эстетических
вкусов и идеалов детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в
музыкальную деятельность.
Цель реализуется в конкретных задачах:
расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, жанрах,
стилях вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
воспитывать у обучающихся уважение к певческим традициям, духовному наследию
предыдущих поколений;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и
восприимчивость, навыки ансамблевого пения, творческое воображение;
сформировать вокальную и сценическую культуру обучающихся, как неотъемлемую
часть их общей духовной культуры;
помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками вокальной
деятельности;
содействовать популяризации детской школьной музыкальной студии, через активную
концертную исполнительскую деятельность.
Реализация воспитательного потенциала музыкальной студии «В мире музыкальных
звуков» осуществляется через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Рабочая программа музыкальной студии «В мире музыкальных звуков» направлена на
обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной
образовательной программы НОО за счет расширения информационной, предметной,
культурной среды, формирования личностных и метапредметных универсальных учебных
действий, необходимых для дальнейшего обучения на уровне основного общего образования,
обеспечивает преемственность программ начального общего образования и основного общего
образования; реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной
деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Срок
реализации программы 4 года. Программа рассчитана на 135 часов и предусматривает
следующее распределение: 1 классы - 33 часа, 2-4 классы - 34 часа. Продолжительность
занятий: 1 класс- 35 минут, 2-4- классы - 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2
Содержание курса внеурочной деятельности
«В мире музыкальных звуков»
1 класс
Звуки, которые нас окружают
Руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами
поведения в студии, охрана голоса, проводит инструктаж обучающихся. В конце занятия
проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные
игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка,
пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить
последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами.
Импровизация на музыкальных инструментах.
Разбудим голосок
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового
аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос - одежда нашей речи». Работа над звукоизвлечением. В быту различают голоса
сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки,
приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В
голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо
напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый,
особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать,
совершенствовать.
Развитие и охрана голоса
«Исполнительский язык музыки». Развитие диапазона голоса. Работа над
художественным образом произведения. Включены музыкальные игры, развивающие
голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие
рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные
образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально
реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев.
У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается
логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для
яркости образа формируется чувство вкуса.
Музыка вокруг тебя
Знакомство с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даѐт музыкальное
искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами,
экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах,
представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном
искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных
навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться
со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Фольклор
Знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского
народа и народными инструментами, всѐ это расширяет неразрывную связь искусства с
3
жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками,
песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Творчество
Музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки,
скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие
мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. Знакомство с
нотами. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально
реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес
к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У
детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве.
Радуга талантов
Выступление перед школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками
музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария
учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные
исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации,
костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий.
Работа над концертным репертуаром. Подготовка к выступлению. Прогонные и генеральные
репетиции, выступление.
2 класс
Звуки, которые нас окружают
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной
деятельности, правилами поведения в студии, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце
занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных
способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и
шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и
музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах. «Звуки
становятся музыкой». Игры и упражнения направлены на развитие музыкальных
способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и выделять различные звуки
по группам.
Развитие и охрана голоса
Развитие диапазона голоса. Гигиена голоса. Акустика голосового аппарата. Строение
голосового аппарата и его работа в пении. Развитие показателей певческого
голосообразования. Атака звука. Работа артикуляционного аппарата. Проводится вокальнохоровая работа над художественным образом произведения. Включены музыкальные игры,
развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять
небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру
музыкальные образы.
Разбудим голосок
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Звучащий мой голос». Разучивание детских песен. Работа над музыкальной сказкой
«Бременские музыканты». «Голос - нежнейший и тончайший инструмент», которым должен
владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать,
совершенствовать. Работа над звукоизвлечением. В быту различают голоса сильные - слабые,
4
высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая
классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила,
объем, чистота, характер окраски.
Музыка вокруг тебя
Раздел «Музыка вокруг тебя» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом
искусства; дать понятие, что даѐт музыкальное искусство в формировании личности. Он
включает в себя беседы «Композитор-исполнитель-слушатель», «Музыка-здоровье-жизнь»,
«Музыка и ты», встречи с музыкантами. Экскурсия в Томскую филармонию. Участие детей в
концерте для родителей «Мир музыки». «Музыкальные загадки», «Я хочу услышать музыку».
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков,
сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Фольклор
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками
русского народа и народными инструментами, всѐ это расширяет неразрывную связь
искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами:
сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. ансамбль. народный
оркестр. «Тайны народного оркестра».
Творчество
В раздел включены музыкальные игры русского народа. «Национальный хоровод
России», развивающие голосовой аппарат, Дети учатся создавать различные по характеру
музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки,
эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику
поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений,
воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий
оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на
прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Радуга талантов
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед
школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок.
Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор
музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются
главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются
декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных
партий. Работа над концертным репертуаром. Подготовка к выступлению. Прогонные и
генеральные репетиции, выступление.
3 класс
Звуки, которые нас окружают
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной
деятельности, правилами поведения в студии, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце
занятия проводится музыкальная игра.
«Звуки, живущие в единстве». «Звукоряд». «Хоровое сольфеджио». Знакомство с
нотами. Дети учатся определять на слух звукоряд в отличие от других последовательностей
звуков. Петь с названием нот. Играть на фортепиано звукоряд от ноты «до». Вокальные
упражнения, песни, построенных на элементах звукоряда. Импровизация на музыкальных
инструментах. «Проще простого», «Волшебные нотки». Игры и упражнения направлены на
развитие музыкальных способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и
выделять различные звуки по группам.
5
Развитие и охрана голоса
Работа над певческим дыханием является первоочередным элементом в процессе
вокального воспитания обучающихся. Без поставленного певческого дыхания все усилия по
освоению песенного материала приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем к полной или частичной потере голоса. Проводится вокально-хоровая работа над
художественным образом произведения. Включены музыкальные игры, развивающие
голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие
рассказы и сказки о музыке.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
Включены беседа о гигиене певческого голоса, прослушивание голосов.
Разбудим голосок
«Я красиво петь могу». В раздел входит разучивание детских песен. Работа над
музыкально-театрализованной сказкой (по выбору). Беседа: «Мой голос - мой инструмент»,
беседа и игра «Сценическое поведение». Дети посмотрят музыкальную сказку, выберут
главных героев музыкальной сказки. Разучат партии главных героев. Совместно с родителями
подготовят костюмы и декорации. Познакомятся с терминами унисон и двухголосие, сольное
пение.
Музыка вокруг тебя
Раздел «Музыка вокруг тебя» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом
искусства; дать понятие, что даѐт музыкальное искусство в формировании личности. Он
включает в себя беседы «Мир музыки», «Музыкальный букварь», «Я хочу услышать музыку»,
«Я- композитор, я-исполнитель, я-слушатель», «Мир музыки» - концерт для родителей,
экскурсию в БКЗ. Познакомятся с правилами и основами поведения на сцене, на занятии,
репетиции. Работать над содержанием исполняемой песни, создание музыкального образа, над
манерой исполнения песен.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных
навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться
со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Тайны инструментов
Знакомство с инструментами симфонического оркестра. «Три оркестра». Презентация
«Тайны симфонического оркестра». Правила поведения в концертном зале. Игра-имитация
«Я-дирижѐр». Определять жанры музыки.
Знакомиться с принципом расположения партий в партитуре. Разучивать, исполнять (с
ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2-3 ударных инструментов.
Творчество
В раздел включена игра на музыкальных инструментах мелодии «Шутка» И.- С. Баха.
Разучивать песни, разгадывать кроссворды, ребусы. Музыкальная викторина «Знаете ли вы
музыку?». Беседа «Знаете ли вы музыку?».
У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.
Радуга талантов
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед
школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок.
Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор
музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются
главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются
декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных
6
партий. Работа над концертным репертуаром. Подготовка к выступлению. Прогонные и
генеральные репетиции, выступление.
4 класс
Звуки, которые нас окружают
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной
деятельности, правилами поведения в студии, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце
занятия проводится музыкальная игра «Два рояля». Беседы: «Мир волшебных звуков», «Звуки
моей души», «Музыкальные часы». Познакомиться со свойствами звука: высота, громкость,
длительность, тембр. Музыкальная игра «Семицветик». Игры и упражнения направлены на
развитие музыкальных способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и
выделять различные звуки по группам. Составление музыкального словаря.
Развитие и охрана голоса
Работа над певческим дыханием является первоочередным элементом в процессе
вокального воспитания обучающихся. Без поставленного певческого дыхания все усилия по
освоению песенного материала приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем к полной или частичной потере голоса. Распевание. Вокальная позиция. Дикция.
Звуковедение. Двухголосие. Работа с солистами. Работать над дыханием, дикцией, вокальной
позицией. Групповая игра «Вокальная гимнастика». Вокально-хоровые и дыхательные
упражнения.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
Включены беседа о гигиене певческого голоса, прослушивание голосов.
Разбудим голосок
«Звучит, поѐт моя душа». В раздел входит разучивание детских песен. Работа над
музыкально-театрализованной сказкой. Знакомство с профессиями музыкального театра:
дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д. Дети
посмотрят музыкальную сказку, выберут главных героев музыкальной сказки. Разучат партии
главных героев. Совместно с родителями подготовят костюмы и декорации.
Научаться анализировать выразительные средства, создающие образы главных героев,
противоборствующих сторон. Наблюдать за музыкальным развитием, характеристика
приѐмов, использованных композитором. Сольная и хоровая деятельность. Вокально-хоровая
работа.
Музыка вокруг тебя
Раздел «Музыка вокруг тебя» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом
искусства; дать понятие, что даѐт музыкальное искусство в формировании личности. Он
включает в себя беседы «Пусть музыка звучит», «Великие классики», «Путешествие в страну
музыки». Экскурсия в ТЮЗ. Создание фильма-мюзикла по выбранной музыкальной сказке.
Раздел включает в себя различные музыкальные игры: «Мир музыки», «Музыкальное лото»,
«Великие классики», «Я слышу музыку». Работа в ансамбле.
Работать над содержанием исполняемой песни, создание музыкального образа, над
манерой исполнения песен.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных
навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться
со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Три оркестра
Симфонический оркестр. Народный оркестр. Эстрадный оркестр. Презентация «Тайны
трѐх оркестров». Познакомиться с составом симфонического, народного, эстрадного
оркестров, группами инструментов. Определять на слух тембры инструментов. Сольная и
ансамблевая
7
исполнительская деятельность. Посещение концерта симфонической музыки.
Просмотр фильма об устройстве оркестра. Музыкальная викторина на знание конкретных
произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.
Творчество
«Все про музыку мы знаем, поем, танцуем и играем». Раздел закрепляет знания детей о
трѐх жанрах музыки: песне, танце, марше. Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?».
Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. Двигательная
импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку».
У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.
Радуга талантов
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед
школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок.
Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор
музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются
главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются
декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных
партий. Работа над концертным репертуаром. Подготовка к выступлению. Прогонные и
генеральные репетиции, выступление.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«В мире музыкальных звуков»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы музыкальной студии должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в
том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
знание Гимна России и традиций его исполнения, проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
8
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде;
бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в
музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух,
голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; настойчивость
в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие
универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные действия
1)Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
2)Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации
совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
9
3)Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии
с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Универсальные коммуникативные действия
1)Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
2)Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
3)Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
3. Универсальные регулятивные действия
1)Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
2)Самоконтроль:
10
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
К концу первого года обучения обучающийся будет:
знать и понимать строение артикуляционного аппарата, особенности певческого
голоса, гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские действия и правильно следовать им;
основы музыкальной грамоты.
уметь правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях
делать быстрый вдох, петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен, петь
легким звуком без напряжения, на звуки «ля» первой октавы правильно показать самое
красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
уметь петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе фразы с ярко выраженной
конкретной тематикой игрового характера;
показывать результат элементов двухголосия.
К концу второго года обучения обучающийся будет:
соблюдать певческую установку;
понимать дирижерские жесты и правильно следовать им;
жанры вокальной музыки.
уметь правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, точно
повторить заданный звук, в подвижных песнях делать быстрый вдох, правильно показать
самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
уметь давать критическую оценку своему исполнению;
уметь показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
принимать активное участие в творческой жизни музыкальной студии.
К концу третьего года обучения обучающийся будет:
знать и понимать основные типы голосов;
различать жанры вокальной музыки;
уметь использовать типы дыхания;
владеть навыками поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
уметь осуществлять реабилитацию при простудных заболеваниях;
уметь узнавать образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов,
народного творчества;
уметь петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
К концу четвертого года обучения обучающийся будет:
знать и понимать основные типы голосов;
11
различать жанры вокальной музыки;
использовать разные типы дыхания;
владеть навыком поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
уметь осуществлять реабилитацию при простудных заболеваниях;
знать и применять особенности многоголосого пения;
понимать обоснованность сценического образа;
уметь петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, петь
на одном дыхании более длинные музыкальные фразы, исполнять вокальные произведения
выразительно, осмысленно;
принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
12
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
Тема, раздел курса,
примерное количество
часов
Звуки, которые нас
окружают (6 ч.)
Предметное содержание
Разбудим голосок
(3 ч.)
«Голос – одежда нашей речи». Работа над
звукоизвлечением.
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы голосового аппарата,
правильной артикуляции, четкой дикции.
Распевание. Скороговорки.
Классификация голоса: сила, объем, чистота,
характер окраски.
Богатство голоса.
Развитие и охрана
голоса (4 ч.)
«Исполнительский язык музыки». Развитие
диапазона голоса.
Работа над художественным образом
произведения. Работа над художественным
образом произведения. Музыкальные игры,
Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в студии, охрана голоса. Знакомство с
программой на год. Музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» -комплексные
ритмические, музыкальные игры и упражнения,
обеспечивающие развитие музыкальных
способностей ребенка, пластической
выразительности телодвижений на музыкальные
и шумовые звуки, снизить последствия учебной
перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными
инструментами.
Импровизация на музыкальных инструментах.
Характеристика
деятельности
обучающихся
Уметь классифицировать
звуки: шумовые и
музыкальные, длинные,
короткие, тихие, громкие,
низкие, высокие.
Формировать
определенные вокальнохоровые навыки
необходимые для
выразительного,
эмоционального и
осмысленного исполнения
музыкальных
произведений разных
стилей и жанров.
Развивать голос.
Формировать вокальнохоровые навыки.
Знакомить с вокальнохоровым репертуаром.
Формы проведения
занятий
*Беседа «Техника
безопасности на
занятиях».
*Групповая и
индивидуальная игра.
*Викторины «Звуки
природы».
* Музыкальная игра
«Звуки вокруг нас».
* Ритмические игры и
упражнения
«Деревянные звуки»,
«Стеклянные звуки»,
«Металлические
звуки», «Шуршащие
звуки»
*Вокально-хоровые и
дыхательные
упражнения.
*Парная и
индивидуальная
деятельность.
*Групповая игра
«Вокальная
гимнастика».
*Сольная и хоровая
деятельность.
*Вокально-хоровая
деятельность.
Электронные
образовательные
ресурсы
https://education.yandex.ru
/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru
/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru
/
https://www.yaklass.ru/
13
развивающие голосовой аппарат. Исполнение
детских песенок, попевок.
Музыка вокруг тебя
(9 ч.)
Знакомство с музыкой как видом искусства.
Краткие сведения о музыкальном искусстве и его
особенностях.
Встреча с юными музыкантами Школы искусств.
«Я хочу услышать музыку».
«Музыка осени».
«Музыка зимы».
«Музыка весны».
«Музыка лета».
Конкурс «Музыка природы».
«Мир музыки»
Концерт
Фольклор (4 ч.)
Знакомство с русскими народными песнями,
бытом, обрядами, преданиями, праздниками,
традициями.
Знакомство с русскими народными жанрами:
сказками, играми, пословицами, дразнилками,
считалками.
Народный оркестр.
Творчество (4 ч.)
«Я - маленький композитор».
Сочиняем музыкальную сказку.
Знакомство с нотами в пределах октавы (до
мажор).
Музыкальные игры, развивающие голосовой
аппарат.
Слушать произведения
программной музыки,
посвящѐн ной образам
природы.
Сопоставлять музыку с
произведениями
изобразительного
искусства. Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.
Разучивать,
одухотворенно исполнять
песни о природе, еѐ
красоте.
Разучивать, исполнять
русские народные песни
разных жанров.
Включаться в
творческую деятельность
под руководством
учителя.
Овладеть умениями и
навыками в различных
видах практического
музицирования.
Исполнять на клавишных
или духовых
инструментах попевок,
мелодий с ярко
выраженными
*Групповые игры
«Волшебные нотки»,
«Музыкальные бусы».
*Виртуальная
экскурсия в
Музыкальную школу
г.Черкесска
*Музыкальные игры
«Мир музыки»,
«Музыка осени»,
«Музыка зимы»,
«Музыка весны»,
«Музыка лета».
* Конкурс «Музыка
природы».
*Концерт
*Хоровая деятельность.
*Просмотр фильма о
народном творчестве и
традициях.
*Посещение
этнографического
спектакля, концерта.
*Диалог с учителем о
музыкальных
традициях КЧР.
*Музыкальнотеатрализованная
импровизация.
*Игра на музыкальных
инструментах.
*Презентация
«Музыкальные
инструменты».
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.r
u/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.r
u/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.r
u/
https://www.yaklass.ru/
14
Радуга талантов
(3 ч.)
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Подготовка декораций, костюмов для
музыкально-театрализованных представлений.
Подготовка сольных партий.
Работа над концертным репертуаром.
Подготовка к выступлению.
Выступление.
динамическими,
темповыми, штриховыми
красками.
Формировать
позитивный взгляд на
окружающий мир,
гармонизацию
взаимодействия с
природой, обществом,
самим собой через
доступные формы
музицирования.
Оценивать свои
достижения.
Проявлять творчество
детей: дополнение сценария
учащимися, выбор
музыкального
сопровождения
музыкальных сказок.
Изготавливать декорации,
костюмы для музыкальнотеатрализованных
представлений.
Формировать
положительное отношение
к творческим профессиям.
Уметь рефлексировать,
давать оценку своим
действиям.
*Групповая и
индивидуальная работа
*Составление
музыкального словаря
*Игры «Я - маленький
композитор», «Детский
оркестр».
*Репетиции
*Отчѐтный концерт
https://www.youtube.com
/
https://education.yandex.r
u/
https://www.yaklass.ru/
33
15
2 класс (34 часа)
Тема, раздел курса,
примерное количество часов
Звуки, которые нас
окружают(3 ч.)
Развитие и охрана голоса (3
ч.)
Предметное содержание
Инструктаж по технике
безопасности. Знакомство с
программой на год.
Вводное занятие.
«Шумовые и музыкальные
звуки». Знакомство с
шумовыми и музыкальными
инструментами.
«Звуки становятся музыкой».
Импровизация на
музыкальных инструментах.
Игры и упражнения,
направленные на развитие
музыкальных способностей
учащихся (слух, ритм,
память), умение определять и
выделять различные звуки по
группам.
Развитие диапазона голоса.
Гигиена голоса.
Акустика голосового
аппарата.
Строение голосового
аппарата и его работа в
пении. Развитие показателей
Характеристика
деятельности обучающихся
Развивать двигательные
способности ребѐнка.
Разучивать и исполнять
попевки и песни с
использованием
звукоподражательных
элементов, шумовых звуков.
Развивать музыкальные
способности учащихся (слух,
ритм, память).
Уметь определять и выделять
различные звуки по группам.
Формы проведения занятий
Работать над дыханием.
Знать основные музыкальные
термины и определения.
Знать и применять правила
гигиенического образования и
сохранения голоса.
*Прослушивание голосов.
*Беседа о гигиене певческого
голоса.
*Вокально-хоровая работа.
*Беседа «Техника
безопасности на занятиях».
*Ритмические игры и
упражнения на шумовых
инструментах.
*Музыкальная игра «Угадай
мелодию».
*Групповая и индивидуальная
игра «Музыкальные
движения».
Электронные
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
певческого
голосообразования.
Атака звука. Работа
артикуляционного аппарата.
Музыкальные игры,
развивающие голосовой
аппарат.
16
Разбудим голосок (7 ч.)
Музыка вокруг тебя
(9 ч.)
Фольклор (5 ч.)
Игры и упражнения,
направленные на развитие
дыхания и свободы
голосового аппарата,
правильной артикуляции,
четкой дикции. Распевание.
Скороговорки.
«Звучащий мой голос».
Разучивание детских песен.
Работа над музыкальной
сказкой «Бременские
музыканты».
«Голос нежнейший и
тончайший инструмент».
Работа над звукоизвлечением.
Музыка как вид искусства.
«Музыка и ты».
Встреча с музыкантами.
«Музыкальные загадки».
«Музыка-здоровье-жизнь».
«Я хочу услышать музыку».
«Композитор –исполнитель –
слушатель».
«Мир музыки» -концерт для
родителей.
Экскурсия в Государственную
филармонию г. Черкесска.
Знакомство с преданиями,
традициями, обрядами,
играми, праздниками
русского народа и народными
инструментами.
Знакомство с русскими
народными жанрами:
сказками, песнями, играми,
Познакомиться с основными
жанрами вокальной музыки, с
авторскими песнями для
детей современных
композиторов.
Включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Ориентироваться на
понимание чувств
действующих героев.
*Сольная и хоровая
деятельность.
*Групповая игра «Голос
нежнейший и тончайший
инструмент».
* Работа над музыкальной
сказкой «Бременские
музыканты».
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
Знать правила и основы
поведения на сцене, на
занятии, репетиции.
Работать над содержанием
исполняемой песни, создание
музыкального образа, над
манерой исполнения песен.
Включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
*Музыкальный конкурс «Я
хочу услышать музыку».
* Экскурсия в
Государственную
филармонию г. Черкесска
*Беседа о современных
композиторах, музыкантах,
певцах.
*Концерт для родителей.
*Работа в ансамбле.
* Музыкальные загадки.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
Разучивать, исполнять
русские народные песни
разных жанров.
Учиться играть на русских
народных инструментах.
Сочинять аккомпанемент на
ударных инструментах к
изученным народным песням.
*Беседа о творчестве
композиторов- классиков.
*Игра в ансамбле.
*Хоровая и исполнительская
деятельность.
*Групповая игра «Тайны
народного оркестра».
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
17
пословицами, дразнилками,
считалками.
Ансамбль русских народных
инструментов.
«Тайны народного оркестра».
Творчество (3 ч.)
Музыкальные игры русского
народа.
«Национальный хоровод
России».
Обсуждение музыкальных
произведений.
Радуга талантов (4 ч.)
Подготовка сольных партий.
Репетиция концерта.
Генеральная репетиция
концерта.
Отчетный концерт «Радуга
талантов».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
*Просмотр презентации
«Тайны народного оркестра».
Участвовать в коллективной
традиционной музыкальной
игре.
Уметь налаживать контакты с
окружающими.
Соблюдать правила игры и
дисциплины.
Проявлять эмпатию.
Знать игры русского народа.
Проявлять творчество детей:
дополнение сценария
учащимися, выбор
музыкального сопровождения
музыкальных сказок.
Изготавливать декорации,
костюмы для музыкальнотеатрализованных
представлений.
Формировать
положительное отношение к
творческим профессиям.
Уметь рефлексировать,
давать оценку своим
действиям.
*Групповые музыкальные
игра (на свежем воздухе, в
зале).
*Игры в парах.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
*Репетиции
*Отчѐтный концерт
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
34
18
3 класс (34 часа)
Тема, раздел курса,
примерное количество часов
Звуки, которые нас
окружают (5 ч.)
Развитие и охрана голоса (3
ч.)
Предметное содержание
Инструктаж по технике
безопасности. Знакомство с
программой на год.
Вводное занятие.
«Звуки, живущие в единстве».
«Звукоряд».
«Хоровое сольфеджио».
Знакомство с нотами.
Вокальные упражнения,
песни, построенные на
элементах звукоряда.
Импровизация на
музыкальных инструментах.
«Проще простого»,
«Волшебные нотки».
Игры и упражнения
направлены на развитие
музыкальных способностей
учащихся (слух, ритм,
память), умение определять и
выделять различные звуки по
группам.
«Вокальная гимнастика».
Певческая установка и
певческая позиция. Вокальная
позиция. Звуковедение.
Дикция.
Вокально-хоровая работа.
Музыкальные игры,
развивающие голосовой
аппарат, умение исполнять
детские песенки, попевки,
Характеристика
деятельности обучающихся
Познакомиться с элементами
нотной записи.
Различать по нотной записи.
Определять на слух звукоряд
в отличие от других
последовательностей звуков.
Петь с названием нот.
Играть на фортепиано
звукоряд от ноты «до».
Разучивать вокальные
упражнения, песни,
построенных на элементах
звукоряда.
Работать над дыханием,
дикцией, вокальной позицией.
Знать основные виды
звуковедения.
Показать выполнение
вокальных упражнений
(распевок).
Формы проведения занятий
*Беседа «Техника
безопасности на занятиях».
*Музыкальные игры «Проще
простого», «Звукоряд»,
«Волшебные нотки».
*Групповая и индивидуальная
игра.
*Пение.
*Прослушивание голосов.
*Беседа о гигиене певческого
голоса. *Вокально-хоровая
работа.
*Рекомендации для
правильной голосовой
деятельности.
*Работа над дыханием.
*Вокальное пение.
*Скороговорки.
Электронные
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
19
Разбудим голосок (6 ч.)
Музыка вокруг тебя
(8 ч.)
сочинять небольшие рассказы
и сказки о музыке.
Игры и упражнения,
направленные на развитие
дыхания и свободы
голосового аппарата,
правильной артикуляции,
четкой дикции. Распевание.
Скороговорки.
«Я красиво петь могу».
Разучивание детских песен.
Работа над музыкальнотеатрализованной сказкой (по
выбору).
«Мой голос - мой
инструмент».
Сценическое поведение.
Знакомство с терминами
унисон и двухголосие,
сольное пение.
Музыка как видом искусства.
«Мир музыки».
«Музыкальный букварь».
«Я хочу услышать музыку».
«Я - композитор,
я - исполнитель,
я - слушатель»
«Мир музыки»Концерт для родителей.
Правила и основы поведения
на сцене, на занятии,
репетиции.
Манера исполнения песен.
Выбрать главных героев
музыкальной сказки.
Разучить партии главных
героев.
Подготовить костюмы и
декорации.
Познакомиться с терминами
унисон и двухголосие.
*Вокально-хоровая работа.
*Сольная деятельность «Мой
голос - мой инструмент».
* Работа над музыкальнотеатрализованной сказкой
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
Знать правила и основы
поведения на сцене, на
занятии, репетиции.
Работать над содержанием
исполняемой песни, создание
музыкального образа, над
манерой исполнения песен.
Включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
*Групповая
игра«Музыкальное лото».
*Концерт для родителей.
*Показ музыкальнотеатрализованной сказки.
*Диалог с учителем по теме
занятия. «Я - исполнитель».
*Игра - имитация
исполнительских движений.
*Игра «Я - композитор»
(сочинение небольших
попевок, мелодических фраз).
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
20
Тайны инструментов
(5 ч.)
Инструменты
симфонического оркестра.
«Три оркестра».
Презентация «Тайны
симфонического оркестра».
Правила поведения в
концертном зале.
Жанры музыки.
Принцип расположения
партий в партитуре.
Осваивать правила
поведения на концерте.
Определять жанры музыки.
Знакомиться с принципом
расположения партий в
партитуре. Разучивать,
исполнять (с ориентацией на
нотную запись) ритмической
партитуры для 2-3 ударных
инструментов.
Творчество (3 ч.)
Игра на музыкальных
инструментах мелодии
«Шутка» И.- С. Баха.
Музыкальная викторина
«Знаете ли вы музыку?»
Приѐм «Игровое
четырѐхручие».
Кроссворды, ребусы.
Подготовка сольных партий.
Репетиция концерта.
Генеральная репетиция
концерта.
Отчетный концерт «Радуга
талантов».
Разучивать, исполнять
приѐмом «Игровое
четырѐхручие» (школьники
играют 1—2 звука в ансамбле
с развѐрнутой партией
учителя).
Соблюдать правила игры и
дисциплины.
Проявлять творчество детей:
дополнение сценария
учащимися, выбор
музыкального сопровождения
музыкальных сказок.
Изготавливать декорации,
костюмы для музыкальнотеатрализованных
представлений.
Формировать
положительное отношение к
творческим профессиям.
Уметь рефлексировать,
давать оценку своим
действиям.
Радуга талантов (4 ч.)
*Просмотр видеозаписи
концерта.
*Слушание музыки,
рассматривание иллюстраций.
*Просмотр презентации.
*Исполнительская
деятельность.
*Диалог с учителем о роли
дирижѐра.
*Игра - имитация
дирижѐрских жестов во время
звучания музыки «Я дирижѐр».
*Групповая и парная игра.
*Кроссворды, ребусы.
*Музыкальная викторина
«Знаете ли вы музыку?».
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
*Репетиции
*Отчѐтный концерт в актовом
зале для родителей.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
21
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 класс (34 часа)
Тема, раздел курса,
примерное количество часов
Звуки, которые нас
окружают (5 ч.)
Предметное содержание
Инструктаж по технике
безопасности. Знакомство с
программой на год.
Вводное занятие.
Игры «Мир волшебных
звуков»,
«Звуки моей души»,
«Музыкальные часы»,
«Семицветик».
Свойства звука: высота,
громкость, длительность,
тембр.
Игры и упражнения
направлены на развитие
музыкальных способностей
учащихся (слух, ритм,
память), умение определять и
выделять различные звуки по
группам.
Составление музыкального
словаря.
Характеристика
деятельности обучающихся
Знать свойства звука: высота,
громкость, длительность,
тембр.
Находить по нотам границы
музыкальной фразы, мотива.
Исполнять на клавишных
инструментах или
виртуальной клавиатуре
попевок, кратких мелодий по
нотам.
Формы проведения занятий
*Беседа «Техника
безопасности на занятиях».
*Музыкальная игра
«Семицветик», «Два рояля».
*Групповая и индивидуальная
деятельность.
*Составление музыкального
словаря.
Электронные
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
22
Развитие и охрана голоса (3
ч.)
Работа над певческим
дыханием. Распевание.
Скороговорки.
Вокальная позиция.
Дикция. Звуковедение.
Двухголосие.
Работа с солистами.
Вокально-хоровые и
дыхательные упражнения.
Игры и упражнения,
направленные на развитие
дыхания и свободы
голосового аппарата,
правильной артикуляции,
четкой дикции. Беседа о
гигиене певческого голоса,
прослушивание голосов.
Работать над дыханием,
дикцией, вокальной позицией.
Знать основные виды
звуковедения.
Изучать элементы
двухголосия.
*Прослушивание голосов.
*Беседа о гигиене певческого
голоса. *Групповая игра
«Вокальная гимнастика».
*Вокально-хоровые и
дыхательные упражнения.
*Парная и индивидуальная
деятельность.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
Разбудим голосок (6 ч.)
«Звучит, поѐт моя душа».
Разучивание детских песен.
Работа над музыкальнотеатрализованной сказкой.
Познакомиться с миром
театральных профессий,
творчеством театральных
режиссѐров, художников и др.
Создавать эскизы костюмов и
декораций к музыкальной
сказке.
Анализировать
выразительные средства,
создающие образы главных
героев, противоборствующих
сторон. Наблюдать за
музыкальным развитием,
характеристика приѐмов,
использованных
композитором.
*Сольная и хоровая
деятельность.
*Диалог с учителем по поводу
синкретичного характера
музыкального спектакля
(сказки).
*Вокально-хоровая работа.
*Игра «Душа поѐт».
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
Разучивание партий главных
героев
Профессии музыкального театра:
дирижѐр, режиссѐр, оперные
певцы, балерины и танцовщики,
художники и т. д. Сольная и
хоровая деятельность.
Вокально-хоровая работа.
23
Музыка вокруг тебя
(8 ч.)
Три оркестра (5 ч.)
Творчество (3 ч.)
«Пусть музыка звучит».
«Великие классики».
«Путешествие в страну
музыки».
Создание фильма-мюзикла по
выбранной музыкальной
сказке.
Музыка как вид искусства.
Музыкальные игры: «Мир
музыки», «Музыкальное
лото», «Великие классики»,
«Я слышу музыку». Работа в
ансамбле.
Симфонический оркестр.
Народный оркестр.
Эстрадный оркестр.
Тембры инструментов.
Презентация «Тайны трѐх
оркестров».
Посещение концерта
симфонической музыки.
Сольная и ансамблевая
исполнительская
деятельность.
Музыкальная викторина.
Разучивать, исполнять
отдельные номеров из
музыкального спектакля.
Создавать эскизы костюмов
и декораций к музыкальной
сказке.
Отрабатывать сценические
движения.
Обсуждать музыкальновыразительные средства,
передающие повороты
сюжета, характеры героев.
*Групповая игра «Мир
музыки».
*Музыкальная игра
«Музыкальное лото»,
«Великие классики»,
«Я слышу музыку»,
*Работа в ансамбле.
*Пение.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
Познакомиться с составом
симфонического, народного,
эстрадного оркестров,
группами инструментов.
Определять на слух тембры
инструментов.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
«Все про музыку мы знаем,
поем, танцуем и играем».
Жанры музыки: песня, танец,
марш.
Значение красоты и
вдохновения в жизни
человека.
Двигательная импровизация
под музыку лирического
характера «Цветы
распускаются под музыку».
Соблюдать правила игры и
дисциплины.
Рефлексировать собственное
эмоциональное состояние
после участия в двигательных
импровизациях.
Закреплять знания о жанрах
музыки: песня, танец, марш.
*Сольная и ансамблевая
исполнительская
деятельность.
*Просмотр презентации.
*Посещение концерта
симфонической музыки.
*Просмотр фильма об
устройстве оркестра.
*Музыкальная викторина на
знание конкретных
произведений и их авторов,
определения тембров
звучащих инструментов.
*Групповая и парная
игра.*Кроссворды, ребусы
«Знаете ли вы музыку?».
*Диалог с учителем о
значении красоты и
вдохновения в жизни
человека.
* Двигательная импровизация
под музыку лирического
характера «Цветы
распускаются под музыку».
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
24
Радуга талантов (4 ч.)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Выбор главных исполнителей
музыкальных сказок, сольных
партий. Изготовление
декораций, костюмов для
музыкальнотеатрализованных
представлений. Подготовка
сольных партий. Репетиция
концерта.
Генеральная репетиция
концерта.
Отчетный концерт «Радуга
талантов».
Проявлять творчество детей:
дополнение сценария
учащимися, выбор
музыкального сопровождения
музыкальных сказок.
Изготавливать декорации,
костюмы для музыкальнотеатрализованных
представлений.
Формировать
положительное отношение к
творческим профессиям.
Уметь рефлексировать,
давать оценку своим
действиям.
*Репетиции.
*Отчѐтный концерт в актовом
зале для родителей.
https://www.youtube.com/
https://education.yandex.ru/
https://www.yaklass.ru/
34
25