Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение
Костомукщского городского округа''Гимназия''
МБоУ кго "Гимназия "
принlIто
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО
учителей Еачальньж
классов
Протокол J\Ъ1
от 25,08.202ý r
РуковgдитфьМ.tО
[/
,{|,7
Лангу{ва6.А.
Педагогическим советом
Протокол JФl
от 26.08.2025 г.
МБО
кГимназd>
,Щиректор
осипенко И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ>
для обучающихся 2-3 классов
г. Костомукша, 2025 год
2025 г
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Развитие творческого воображения» относится
к направлению «Учение с увлечением» в рамках ФГОС НОО.
Данная программа представляет систему интеллектуально развивающих занятий для
обучающихся начальных классов, является интегративной, объединяющей знания, входящие в
учебные предметы окружающего мира, русского языка, математики.
Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого
обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Развитие
познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший
школьный возраст.
Возможность обучающегося «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном
материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при
изучении других предметов.
Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее
деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строится с позиции
деятельностного подхода.
Программа курса рассчитана на обучающихся 2 – 3 классов.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности «Развитие творческого воображения»
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся
средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным
видам деятельности;
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности;
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор;
-Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Сроки реализации программы
Программа курса внеурочной деятельности «Развитие творческого воображения» рассчитана на 2
года, 1 час в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Развитие творческого воображения»
2 класс:
1. Внимание (3 часа)
Выявление уровня развития внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей.
2. Память (2 часа)
Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.
3. Логика (4 часа)
Развитие логического мышления. Ребусы. Развитие способности рассуждать.
4. Совершенствование мыслительных операций (5 часов)
Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
5. Тренировка внимания и памяти (20 ч)
Развитие быстроты реакции. Тренировка зрительной памяти. Развитие логического
мышления. Развитие концентрации внимания. Совершенствами воображения.
3 класс:
1.
Внимание (3 часа)
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.
2.
Память (2 часа)
Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
3.
Логика (4 часа)
Развитие логического мышления. Ребусы. Развитие способности рассуждать. Обучение
поиску закономерностей.
4.
Совершенствование мыслительных операций (5 часов)
Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек (палочек).
5.
Тренировка внимания и памяти (20 ч)
Развитие быстроты реакции. Тренировка зрительной памяти. Развитие логического
мышления. Развитие концентрации внимания. Совершенствами воображения. Обучение
поиску закономерностей.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса
внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, учитывает психологопедагогические особенности данных возрастных категорий. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка. Это проявляется в: становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в
гармонии с окружающим миром, способной к решению экологических проблем; в интерактивных
формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность; приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей
программы воспитания.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Развитие творческого воображения»
2 класс
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
3
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
К концу 2 класса обучающиеся
будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному
возрасту); о приёмах фантазирования
«Морфологический анализ», «Метод
фокальных объектов»; о приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых
приёмах фантазирования;
будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при
помощи алгоритма; сочинять метафоры про объекты ближайшего окружения
при помощи алгоритма; использовать приёмы «Увеличение-уменьшение»,
«Ускорение-замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета
сказки.
3 класс
Личностные результаты:
усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;
освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;
развитие нравственных качеств, творческих способностей;
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
уважать себя и верить в успех;
стремление к совершенствованию своих способностей;
установка на творческую и активную жизненную позицию;
стремиться к совершенствованию собственного интеллекта;
создание творческих альбомов, авторских книг;
заинтересованность изобретательской деятельностью;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации;
строить причинно-следственные цепи событий;
обнаруживать и преодолевать психологическую инерцию мышления;
выдвигать версии решения проблемы (противоречие), осознавать конечный результат,
выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный и самостоятельно
использовать средства достижения разрешения противоречия;
составлять план решения изобретательских задач, решения проблем творческого характера
совестно с учителем;
обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, проекта с
помощью учителя и самостоятельно;
выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать
средства достижения цели;
планировать решение проблемы, учебной задачи, осуществление проекта совместно с
учителем;
работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительными
средствами информации;
4
сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью
учителя и самостоятельно;
определять степень успешности решения учебной задачи, проблемы, осуществление
проекта, исходя из цели и имеющихся критериев;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации.
Познавательные УУД
самостоятельно или с помощью учителя предполагать, какая информация нужна для
решения изобретательской задачи;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и т.д.);
сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным
понятиям ТРИЗ;
определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения изобретательской
задачи;
использовать полученную информацию на занятиях в проектной деятельности под
руководством учителя.
Коммуникативные УУД
высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы;
вести диалог с собеседником, вступая в функции «автора» и «понимающего»;
принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;
интерпретировать (понимать и оценивать) текст творческого характера;
распределять и выполнять различные роли (лидер, исполнитель, критик, и др) в
коллективном решении проблемы, задачи;
вырабатывать и принимать коллективные решения;
предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции
другого человека, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через
взаимный контроль и оценку действий;
высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, и
фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ЭОР;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д);
предвидеть (прогнозировать), последствия коллективных решений;
смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
К концу 3 класса обучающиеся
будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту); о
приёмах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»; о
приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых приёмах фантазирования;
будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма;
сочинять метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма;
использовать приёмы «Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление», «Оживление»,
«Наоборот» для сочинения сюжета сказки.
Тематическое планирование
2 класс
5
№
Наименование
тем курса
Колво
часо
в
Программное
содержание
Характеристи
ка
деятельности
обучающихся
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Внимание
3
Выявление
уровня развития
внимания.
Совершенствован
ие мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей.
Игра,
фантазировани
е
https://yarkiedeti.ru/vsyo_o_rannem_razvitii
/testi-na-opredelenie-urovnya-razvitiyavnimaniya/
2
Память
2
Тренировка
слуховой памяти.
Тренировка
зрительной
памяти.
Беседа,
упражнение,
игра «Да Нетка»
https://infourok.ru/igry-i-uprazhneniya-dlyarazvitiya-sluhovoj-pamyati-mladshihshkolnikov-7266560.html
https://loskutovaklimovskds9.edumsko.ru/articles/post/33001
53
3
Логика
4
Развитие
логического
мышления.
Ребусы. Развитие
способности
рассуждать.
Игра,
фантазировани
е, практическая
работа
https://logiclike.com/podgotovka-kshkole/razvivayushchie-igry
4
Совершенствован
ие мыслительных
операций
5
Развитие
аналитических
способностей и
способностей
рассуждать
Игра, беседа,
фантазировани
е, упражнение
https://logiclike.com/podgotovka-kshkole/razvivayushchie-igry
5
Тренировка
внимания, памяти
20
Развитие
быстроты
реакции.
Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
логического
мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствами
воображения.
Проблемная
ситуация,
беседа,
рисование,
загадки—
ловушки, игра
ВСЕГО
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://www.razumeykin.ru/publikatsii/igr
y-na-vnimanie-dlya-detej-9-10-let
https://logiclike.com/razvitierebenka/vnimanie
34
Тематическое планирование
3 класс
6
№
Наименование
тем курса
Колво
часо
в
Программное
содержание
Характеристи
ка
деятельности
обучающихся
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Внимание
3
Выявление
Игра,
уровня развития фантазировани
внимания,
е
восприятия,
воображения,
памяти.
Совершенствован
ие мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей.
.
https://yarkiedeti.ru/vsyo_o_rannem_razvitii
/testi-na-opredelenie-urovnya-razvitiyavnimaniya/
2
Память
2
Тренировка
слуховой памяти.
Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
умения
решать
нестандартные
задачи
Беседа,
упражнение,
игра «Да Нетка»
https://infourok.ru/igry-i-uprazhneniya-dlyarazvitiya-sluhovoj-pamyati-mladshihshkolnikov-7266560.html
https://loskutovaklimovskds9.edumsko.ru/articles/post/33001
53
3
Логика
4
Развитие
логического
мышления.
Ребусы. Развитие
способности
рассуждать.
Обучение поиску
закономерностей
Игра,
фантазировани
е, практическая
работа
https://logiclike.com/podgotovka-kshkole/razvivayushchie-igry
4
Совершенствован
ие мыслительных
операций
5
Развитие
Игра, беседа,
аналитических
фантазировани
способностей и е, упражнение
способностей
рассуждать.
Ребусы. Задания
по
перекладыванию
спичек (палочек).
https://logiclike.com/podgotovka-kshkole/razvivayushchie-igry
5
Тренировка
внимания, памяти
20
Развитие
быстроты
реакции.
Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
логического
мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствами
Проблемная
ситуация,
беседа,
рисование,
загадки—
ловушки, игра
https://www.razumeykin.ru/publikatsii/igr
y-na-vnimanie-dlya-detej-9-10-let
https://logiclike.com/razvitierebenka/vnimanie
7
воображения.
Обучение поиску
закономерностей.
ВСЕГО
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
8