Муниципальное бюджсетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа "Гимназия"
МБоУ
СОГЛАСОВАНО
МО
на заседании
учителей начальных
классов
Протокол JФ1
от 25,08.2025 г
Руководитель
,1 Iru|O
,,/
__------/_---+-
кго
llГимназия
"
приFUIто
Педагогическим советом
Протокол Jtlbl
от 26.08.2025 г.
.Щиректор
МБ9У КГО
<<гимнаfЯяЫ2
осипенко И.В.
Лангчеdа о'.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ>
для обучающихся 3-4 классов
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и
содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить
учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как
основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной
мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение
общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий,
позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать
процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка),
только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его
участие в проектно - исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его
главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие
главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности. Успех исследования во многом зависит от его
организации.
Программа курса внеурочной деятельности “Я - исследователь. Введение в проектную
деятельность” опирается на методику и программу исследовательского обучения младших
школьников автора А.И.Савенкова. Он даёт определение исследовательскому поведению как «виду
поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». А.И.Савенков доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей, доступна им, и значит продуктивна.
По мнению Савенкова А.И., обучение исследовательскому поведению можно начинать как можно
раньше, даже с детского сада.
Проектная деятельность отличается от исследовательской. Метод проектов нацелен на
разработку конкретного образовательного продукта. Для исследовательской деятельности главным
итогом является достижение истины, проверка поставленной гипотезы. В отличие от
проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой,
в ней может быть значительно больше места для импровизации. Один из этапов написания проекта
– исследование. Поэтому изучение ребёнком курса «Я-исследователь» результативно и при работе
над проектом. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Проектно исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им
возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Главное требование для исследования и проекта - «исходи из ребенка». Все темы должны быть
понятны и интересны ребенку.
Ценность курса заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на
различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному
исследованию.
Основные принципы реализации курса – научность, доступность, добровольность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,
партнерство, творчество и успех.
1. Цель и задачи курса «Я – исследователь. Введение в проектную деятельность»
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской
деятельности.
Задачи:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
2
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Программа включает в себя три подпрограммы.
1. Тренинг
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся средней школы, ни
старшеклассник, если их этому специально не обучать. Необходим специальный тренинг по
развитию исследовательских способностей учащихся. В ходе тренинга развития исследовательских
способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических
кругов».
2. Самостоятельная исследовательская практика включает проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве
основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
3. Мониторинг Основное содержание работы - презентация результатов собственных
исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что?
предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в
смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки
исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха
работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то
основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей
связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые
подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы
научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В
последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его
изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть
индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности
3
проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной
работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь
взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий
предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи,
включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные
с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация
проекта, защита проекта.
Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап –
интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее
существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного
устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов
соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями).
В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии,
расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая
документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с
внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного
характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного
результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому
основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии
(деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики
делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо
следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
У каждого ребёнка есть Папка исследователя. На первых порах посильную помощь
оказывают родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, читают материал по теме,
помогают в оформлении.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,
выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в
конкурсах исследовательских работ.
3. Место курса внеурочной деятельности «Я – исследователь. Введение в проектную
деятельность» в учебном плане.
В соответствии с планом внеурочной деятельности Гимназии на проектную деятельность в 3 - 4
классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.
Содержание курса
3 класс (34 часа)
«Тренинг»
Тема «Что такое исследование», «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с
понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под
словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою
способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Что
такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что
такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с
основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого
человека, понаблюдать, провести эксперимент) в ходе изучения доступных объектов (солнечный
луч, комнатные растения, животные из «живого уголка») Коллективное обсуждение вопросов о
наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их
результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков
4
(показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на
проверку и тренировку наблюдательности. Информация об открытиях сделанных преимущественно
на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескоп,
микроскоп и т.п.) практическое задание на развитие наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент», «Учимся вырабатывать гипотезы», «Как делать
схемы» самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с
доступными объектами (вода, свет, бумага). Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое
провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование
гипотез. Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула. Практические задания
по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Знакомство с логикой», «Как задавать вопросы», «Учимся выделять главное и
второстепенное». Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные
суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать».
Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные
классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.
Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать
умозаключения - практические задания. Что значит проанализировать объект или явление. Что
такое синтез. Практически задания на анализ и синтез. Практические задания – как делать
обобщения.
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как
правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры
текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом». Придумывание загадок на различные
темы. Составление кроссвордов.
Тема «Наблюдение и экспериментирование». Беседа о том, что такое наблюдение и
экспериментирование.
Практические
задания
по
развитию
умений
наблюдать
и
экспериментировать. «Наблюдение и наблюдательность». Коллективная беседа «Наиболее
интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными
для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы). Практические задания по развитию
наблюдательности.
Тема «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами
исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести
эксперимент). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения
доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как
спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей
группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема «Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры
интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает
вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. «Правильное мышление и
логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Классифицирование. Определение понятий.
Тема «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.
Практические задания по структурированию текстов. «Искусство задавать вопросы и отвечать
на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке
умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. «Как
подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты
собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ
полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной
информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и
выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.
5
«Исследовательская практика»
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных
исследований». Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные
изыскания. «Экспресс-исследование «Свойства воды» Каждая группа получает задание провести
собственное мини-исследование. По итогам этих исследований проводится мини-конференция. С
краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе». Перед
экскурсией дети делятся на группы по 2-4 человека. Каждая группа получает задание. Итоги
подводятся на мини-конференции.» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или
экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести
собственное мини-исследование. По итогам этих исследований проводится мини-конференция. С
краткими сообщениями выступают только желающие. «Коллективная игра-исследование
«Жилой дом»
Тема «Коллекционирование» Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и
начинает сбор материала. «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди». Дети
проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных
занятий. «Сообщения о своих коллекциях»
Тема «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что
потом». «Как подготовиться к защите» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита»,
«Как правильно делать доклад», «Как ответить на вопросы»
Тема «Техника экспериментирования» Беседа на тему «Зачем нужны эксперименты»
Знакомство с технологией экспериментирования. Проведение несложных экспериментов.
«Экспресс-исследование «Полезные и вредные продукты» Класс делится на группы по два-три
человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам
этих исследований проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. «Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» «Индивидуальная
консультационная работа по проведению самостоятельных исследований». «Подготовка
собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста
доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное
обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы
собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора
темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней
последовательно
изложено,
какие
задачи
он
должен
решать.
«Индивидуальная
консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских
работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими
в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от
других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игрисследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из
описанных или разработать собственный сценарий.
«Мониторинг»
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» Дети выступают с
короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об
услышанном.
6
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований» Дети выступают с
краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и
высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
«Мониторинг»
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и
выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного
выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема «Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
№
1
Тема урока
Что такое
исследование
Наблюдение и
наблюдательность
2
Наблюдение и
экспериментирование
Наблюдение и
наблюдательность
3
Что такое
эксперимент
Цели
Познакомить с понятием
исследование, коллективно
обсудить, где использует
человек свою способность
исследовать, используют
результаты, научное
открытие.
Учить вести наблюдение
фиксировать данные по
наблюдению.
Уточнить детские
представления об
исследовании и методах
исследования.
Представления о сфере
применения наблюдений в
научных исследованиях.
Информирование об
открытиях, сделанных на
основе наблюдений.
Как провести эксперимент и
что такое эксперимент.
Учимся вырабатывать
гипотезы
Формулировка гипотез.
Интуиция и создание
гипотез
Познакомить с понятием
«интуиция».
Как делать схемы
Знакомство с понятиями:
схема, чертеж, рисунок.
Виды деятельности
Из представленной учителем
информации выбирает ту,
которая необходима для
решения поставленной
задачи.
Использует предложенные
ресурсы, для выполнения
алгоритма действий.
Излагает полученную
информацию по заданным
вопросам.
Планирование и поиск
информации.
Продуктивная групповая
коммуникация.
Использует предложенные
ресурсы, для выполнения
алгоритма действий.
Излагает полученную
информацию по заданным
вопросам.
Ищет ответы на вопросы,
сформулированные
учителем.
Излагает письменно свою
мысль с соблюдением норм
оформления текста по
заданным образцам.
Излагает письменно свою
мысль с соблюдением норм
оформления текста по
заданным образцам.
Переводит информацию из
графического представления
или формализованного
(символьного)
представления в текстовое, и
7
4
Совершенствование
техники
экспериментирования
Расширение представлений
детей об
экспериментирование.
5
Знакомство с логикой
Познакомить с логикой
6исследования.
Как задавать вопросы
Научить строить и задавать
вопросы.
Учимся выделять
главное и
второстепенное
Научиться выделять главное
и второстепенное из
предложенного учителем.
6
Правильное
мышление и логика
Расширение представлений
об анализе и синтезе.
7
Индивидуальная
работа по «методике
проведения
самостоятельных
исследований»
Экспрессисследование
«Свойства воды»
Познакомить с методами
проведения исследования.
Экскурсия в парк.
Наблюдение за
сезонными
изменениями в
природе
Познакомить с методом
исследования -наблюдением,
со способами фиксации
результатов наблюдений.
Коллективная играисследование «Жилой
дом»
Учить групповому
исследованию.
Коллекционирование.
Показать разнообразное
коллекционирование и
алгоритм демонстрации.
Экспрессисследование «Какие
коллекции собирают
люди»
Сообщение о своих
коллекциях
Учить проводить экспрессисследование.
8
9
Учить проводить экспрессисследование.
Познакомить с алгоритмом
сообщения
наоборот.
Планирует свое действие.
Ищет ответы на вопросы,
сформулированные
учителем.
Находит вывод и аргументы
в предложенном источнике
информации.
Излагает полученную
информацию по заданным
вопросам.
Воспринимает основное
содержание, определяя
основную мысль, отношение
говорящего к событиям и
действующим лицам,
основные факты и события,
их последовательность.
Классифицирует объекты по
заданным признакам, делает
обобщения.
Планирование и поиск
информации.
Извлекает информацию по
заданному вопросу из
статистического источника,
исторического источника,
художественной литературы.
Отстаивает собственную
позицию, аргументировано
отвечая на вопросы.
Излагает полученную
информацию по заданным
вопросам.
Самостоятельно
договариваются о правилах
и вопросах для обсуждения в
соответствии с задачей,
поставленной перед
группой.
Готовит план выступления
на основе заданных целей.
Излагает письменно свою
мысль с соблюдением норм
оформления текста по
заданным образцам.
Готовит план выступления
на основе заданных целей,
целевой аудитории и жанра
8
10
11
12
Искусство делать
сообщения
выступления
Использует предложенный
алгоритм действий
Искусство задавать
вопросы и отвечать на
них
Как подготовиться к
защите
Фиксируют итоговый
продукт (результат)
Готовит план выступления
на основе заданных целей,
целевой аудитории и жанра
выступления.
Излагает полученную
информацию по заданным
вопросам.
Использует предложенный
алгоритм действий
Учить определять
содержание и жанр
выступления в соответствии
с заданной целью
коммуникации.
Техника
Расширить представления о
экспериментирования. технике экспериментирования.
Искусство делать
Учить планировать свое
сообщения
выступление.
Экспрессисследование
«Полезные и вредные
продукты»
13
1415
1619
2023
24
25
Определение
проблемы и выбор
темы собственного
исследования.
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Индивидуальная
консультационная
работа по проведению
самостоятельных
исследований
Подготовка
собственных работ к
защите.
Как подготовиться к
защите
Как подготовиться к
защите
Коллективная играисследование
27- Собственная защита
29 исследовательских
работ.
Учить строить и задавать
вопросы
Учить составлять план
защиты исследовательской
работы.
Учить проводить экспрессисследование.
Извлекает информацию по
заданному вопросу из
статистического источника,
исторического источника,
художественной литературы.
Познакомить с проблемой ее
формулировкой и помочь
выбрать тему исследования.
Готовит план выступления
на основе заданных целей
Оказать помощь по
планированию и проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для
решения поставленной
учителем задачи ему не
достает, и планирует ее
поиск.
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
Учить составлять план
защиты исследовательской
работы.
Учить составлять план
защиты исследовательской
работы.
Использует предложенный
алгоритм действий.
Демонстрация результатов
исследования
Фиксируют итоговый
продукт (результат)
коммуникации и могут
объяснить, за счет каких
промежуточных результатов
Использует предложенный
алгоритм действий.
26
9
30- Участие в защитах
34 исследовательских
работ и творческих
проектов
Демонстрация результатов
исследования
он был получен.
Оценивают продукт
(результат) коммуникации
другой группы.
4 класс - 34 часа
«Тренинг»
Тема «Культура мышления» Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать
обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Тема «Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения
основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания - тренировка в использовании методов
исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших
информационных технологий.
Тема «Научная теория» Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию».
Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные
особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная
беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тема «Научное прогнозирование» Что такое научный прогноз и чем он отличается от
предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция,
построение прогнозных сценариев). Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тема «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое
занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
Тема «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические занятия по
тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и
отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема «Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном
поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления.
Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические
задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе
наблюдений.
Тема «Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение
«уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы
и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи
исследования.
Тема «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите
собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных
понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на
вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.
«Исследовательская практика»
Тема «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора
темы собственного исследования.
Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
10
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна.
Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных
изысканий до момента их завершения.
Тема
«Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты
собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.
«Мониторинг»
Тема «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов
учащихся в качестве зрителей» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных
суждений.
Тема «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников
основной школы» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
№
1
Тема урока
Культура мышления
2
Методы исследования
3
Научная теория
4
Научное
прогнозирование
5
Совершенствование
техники наблюдения и
экспериментирования
6
Искусство задавать
Учить строить и
вопросы и отвечать на задавать вопросы
них
Ассоциации и аналогии Учить создавать
аналогии.
7
8
Как правильно делать
выводы из наблюдений
и экспериментов
9
Умение выявлять
проблемы
Цели
Учить приемам анализа
объекта или явления,
классификации и
обобщения. Закрепить
умение давать
определение понятий.
Расширять
представления о
методах исследования.
Дать представление о
научной теории, какими
бывают научные
теории.
Познакомить с
понятиями «научный
прогноз», «методы
прогнозирования».
Учить проводить
простые эксперименты
и наблюдения,
фиксировать данные.
Учить высказывать
суждения и делать
умозаключения на
основе наблюдений.
Учить выявлять
проблемы в
предложенном тексте.
Виды деятельности
Находит вывод и аргументы в
предложенном источнике
информации.
Использует предложенные
ресурсы, для выполнения
алгоритма действий.
Планирует свое действие. Ищет
ответы на вопросы,
сформулированные учителем.
Излагает письменно свою мысль
с соблюдением норм
оформления текста по заданным
образцам.
Использует предложенные
ресурсы, для выполнения
алгоритма действий. Излагает
полученную информацию по
заданным вопросам.
Излагает полученную
информацию по заданным
вопросам.
Отстаивает собственную
позицию, аргументировано
отвечая на вопросы.
Отстаивает собственную
позицию, аргументировано
отвечая на вопросы.
Излагает письменно свою мысль
с соблюдением норм оформления
текста по заданным образцам.
11
10
Как подготовиться к
защите
11
Определение проблемы
и выбор темы
собственного
исследования
12
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
13
14
15
16
17
18
19
Учить составлять план
защиты исследовательской
работы.
Познакомить с
проблемой ее
формулировкой и
помочь выбрать тему
исследования.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Использует предложенный
алгоритм действий.
Готовит план выступления на
основе заданных целей.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
12
20
21
22
23
24
исследований
Индивидуальная
работа по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная
работа по проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная
работа по проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная
работа по проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная
работа по проведению
самостоятельных
исследований
Подготовка
собственных работ к
защите
Оказать помощь по
планированию и
проведению
самостоятельных
исследований.
Самостоятельно определяет,
какой информации для решения
поставленной учителем задачи
ему не достает и планирует ее
поиск.
Оказать помощь по
проведению
самостоятельных
исследований.
Фиксируют итоговый продукт
(результат)
Оказать помощь по
проведению
самостоятельных
исследований.
Фиксируют итоговый продукт
(результат)
Оказать помощь по
проведению
самостоятельных
исследований.
Фиксируют итоговый продукт
(результат)
Оказать помощь по
проведению
самостоятельных
исследований.
Фиксируют итоговый продукт
(результат)
Использует предложенный
алгоритм действий
26
Подготовка
собственных работ к
защите
27
Подготовка
собственных работ к
защите
Подготовка
собственных работ к
защите
Собственная защита
исследовательских
работ
Оказать помощь по
подготовке
собственных работ к
защите.
Оказать помощь по
подготовке
собственных работ к
защите.
Оказать помощь по
подготовке к
выступлению.
Оказать помощь по
подготовке к
выступлению.
Демонстрация
результатов
исследования
30
Собственная защита
исследовательских
работ
Демонстрация
результатов
исследования
31
Участие в защитах
исследовательских
работ и творческих
проектов
Демонстрация
результатов
исследования
25
28
29
Использует предложенный
алгоритм действий
Объективное оценивание своих
учебных достижений.
Объективное оценивание своих
учебных достижений.
Фиксируют итоговый продукт
(результат) коммуникации и
могут объяснить, за счет каких
промежуточных результатов он
был получен.
Фиксируют итоговый продукт
(результат) коммуникации и
могут объяснить, за счет каких
промежуточных результатов он
был получен.
Оценивают продукт (результат)
коммуникации другой группы
13
32
33
34
Участие в защитах
исследовательских
работ и творческих
проектов
Участие в защитах
исследовательских
работ и творческих
проектов
Участие в защитах
исследовательских
работ и творческих
проектов
Демонстрация
результатов
исследования
Оценивают продукт (результат)
коммуникации другой группы
Демонстрация
результатов
исследования
Оценивают продукт (результат)
коммуникации другой группы
Демонстрация
результатов
исследования
Оценивают продукт (результат)
коммуникации другой группы
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
− положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа
исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
− интерес к новому содержанию и новым способам познания;
− ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
− способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
− внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской
деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки деятельности;
− выраженной познавательной мотивации;
− устойчивого интереса к новым способам познания;
− адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
− морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Овладение универсальными познавательными действиями:
− осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
− использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления
их результатов;
− высказываться в устной и письменной формах, ориентироваться на разные способы решения
познавательных исследовательских задач;
− владеть основами смыслового чтения текста;
− анализировать объекты, выделять главное;
− осуществлять синтез (целое из частей);
− проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
− устанавливать причинно-следственные связи;
− строить рассуждения об объекте;
− обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
− подводить под понятие;
− устанавливать аналогии;
− оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
14
умозаключение, вывод и т.п.;
− видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и
эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать
(защищать) свои идеи и т.п.
− осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
− осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
− строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
− оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность,
невозможность и др.;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления;
− анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую, видеоинформацию в соответствии
с учебной задачей;
− использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
− допускать существование различных точек зрения;
− учитывать разные мнения, стремиться к координации;
− формулировать собственное мнение и позицию;
− договариваться, приходить к общему решению;
− соблюдать корректность в высказываниях;
− задавать вопросы по существу;
− использовать речь для регуляции своего действия;
− контролировать действия партнера;
− владеть монологической и диалогической формами речи.
− учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
− аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности;
− с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
− допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
− осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
− адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
− принимать и сохранять учебную задачу;
− учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
− планировать свои действия по решению учебной задачи для получения результата;
− осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
− адекватно воспринимать оценку учителя;
− различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
− вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
− выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Предметные результаты
В силу возрастных особенностей школьников внимание акцент в работе сделан на
том, чтобы ребенок научился делать проекты и исследования, т е освоил основы проектноисследовательской деятельности и приобрел, возможно, первый опыт такого рода деятельности.
Предметные результаты освоения курса ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися при выполнении проектов и реальных жизненных условиях, определяются с учетом
специфики содержания конкретных предметных областей.
15
Тематическое планирование
3 класс
№
Наименование тем
курса
Колво
часов
Программное
содержание
1
«Тренинг»
6
Беседа, викторина,
групповая работа
2
«Исследовательская
практика»
5
Работа в
микрогруппах,
эксперимент,
беседа.
3
«Мониторинг»
23
Учебный диалог
ВСЕГО
34
Характеристика
деятельности
обучающихся
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Выполнить задания на
проверку и тренировку
наблюдательности.
Информация об открытиях
сделанных
преимущественно на основе
наблюдений. Придумывание
загадок на различные темы.
Составление кроссвордов.
использование методов
исследования в ходе
изучения доступных
объектов. Исследования с
помощью новейших
информационных
технологий.
Задание провести
собственное миниисследование. Коллективное
обсуждение проблем: «Что
такое защита», «Как
правильно делать доклад»,
«Как ответить на вопросы».
Планирование собственного
выступления. Подготовка
текста доклада, схем,
графиков, рисунков,
чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на
вопросы. Индивидуальная
работа с учащимися.
Выступление с короткими
сообщениями по итогам
собственных изысканий,
сделанных в результате
экспресс - исследований.
Заслушивание всех докладов
об итогах проведенных
исследований и
выполненных проектах,
вопросы авторам,
высказывание собственных
суждений. Подготовка
текста доклада, схем,
графиков, рисунков,
чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на
вопросы.
16
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Тематическое планирование
4 класс
№
Наименование тем
курса
Колво
часов
Программное
содержание
1
«Тренинг»
10
Беседа, викторина,
групповая работа
2
«Исследовательская
практика»
20
Работа в
микрогруппах,
эксперимент,
беседа.
3
«Мониторинг»
4
Учебный диалог,
работа в
микрогруппах,
эксперимент,
беседа.
ВСЕГО
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Характеристика
деятельности
обучающихся
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Практические задания по
структурированию текстов.
Тренировка в использовании
методов исследования в ходе
изучения доступных
объектов. Исследования с
помощью новейших
информационных
технологий. Практические
задания на продуцирование
гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие
по проверке собственных
гипотез.
Задание провести
собственное миниисследование. Коллективное
обсуждение проблем: «Что
такое защита», «Как
правильно делать доклад»,
«Как ответить на вопросы».
Планирование собственного
выступления. Подготовка
текста доклада, схем,
графиков, рисунков,
чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на
вопросы. Индивидуальная
работа с учащимися.
Заслушивание всех докладов
об итогах проведенных
исследований и
выполненных проектах,
вопросы авторам,
высказывание собственных
суждений. Подготовка
текста доклада, схем,
графиков, рисунков,
чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на
вопросы.
17
18