Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Читательская грамотность»
5
классы
классы
1 год
срок реализации
Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025г.
г. Костомукша – 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Читательская грамотность» для 5 класса составлена на
основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа курса по формированию читательской грамотности адресована учащимся 5 классов
и является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование
навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенному в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса
личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников
адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в
ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся
информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно
показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Целью элективного курса является формирование навыка грамотного смыслового чтения
через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи:
1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовнонравственные основы личности;
2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать
потребность в чтении, в том числе досуговом;
3. развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся;
4. научить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров,
соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления
текстов.
Общая характеристика элективного курса
Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, данная программа
предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной
компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном,
графическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных цифровых
технологий.
Место элективного курса по формированию читательской грамотности в учебном плане
Элективный курс «Читательская грамотность» является дополнением к основному курсу
уроков по литературе, это поспособствует повышению читательской грамотности учащихся. В
соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 17
часов. Недельная нагрузка составляет 0,5 часа.
2. Содержание учебного элективного курса
I. Что мы знаем о чтении?
1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми
связан процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать
более результативным. Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание
портфолио-отчёта или портфолио достижений).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения
книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это
интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и
т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей
цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения
о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией,
прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять
формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания
книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро
читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер
«Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия
этикета и т.п.
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать
нужную книгу?»; определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой,
статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения
(незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить
нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод,
например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно
эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с
отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём
говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне
нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах
(парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой,
используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на
имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели,
осмысленно подходить к получению новой информации, размышлять и делать простые выводы.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения. Комплексный подход к содержанию
текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично
знакома учащимся (можно в виде таблицы):
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед
чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось
нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
II. Что мы знаем о тексте?
4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus
— «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление
понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен
в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст
состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны);
цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые
единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая
цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности);
информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная
мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы
(микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы
«осень» и авторского отношения к теме на примере стихотворных текстов.
5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред
текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное размышление: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная
дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни»
Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова);
заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева,
«Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям
(«Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К.
Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками»,
«Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста,
сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен
параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и
эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста,
прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление
эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий, характеризующих тему;
• характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
• указывающих на событие, время, действующее лицо;
• заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
• выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
• анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор
эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не
случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать
произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в
учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии,
русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
7. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием
сетевых образовательных ресурсов. Роль словарно-справочной литературы и современных
информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или
представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия,
Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и
языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и
многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка
(словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка
того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические,
синонимов,
фразеологические,
иностранных
слов,
орфографические,
орфоэпические,
словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного
математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе
использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей
(два-три словаря разных видов). Название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан);
назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.
8. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка
информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная
информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП:
«v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста,
маркирование информации.
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную
информацию и т.п.).
9. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая
и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего)
чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»;
• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст
глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины,
определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию,
иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение
дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти,
догадки.
10. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией
и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по
заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов,
анализ и рефлексия.
11. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)
Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не
только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы,
географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные
билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки
журналов и др. Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её. Значимость умения работать с не сплошной текстовой
информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
• «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не
сплошного текста.
• «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?»
и т.п.:
Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.
12. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Способы связи в тексте. Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий
эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Интеллектуальные игры:
• «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах
(смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
• «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях
(цитаты, крылатые выражения).
• «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей,
которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
• «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение
предложений в смысловое единство.
• «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка
информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и
пунктуации в текстах-«путаницах».
13. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении,
понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи.
Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа
речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
14. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст,
подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном
комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в
тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать
свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен
вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение
марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
16. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным опытом, выявлять, насколько
она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением,
формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы
с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
17. Чему я научился (Подведение итогов)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и
оценивание их деятельности учителем.
Обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное)
составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.
3. Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих образовательных результатов:
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки
зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной
и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.
4. Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Раздел программы
Что мы знаем о чтении?
Что мы знаем о тексте?
Работа с текстом
Заключение
Количество часов
3
3
10
1
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И.,
Муштавинская
И.В. Развитие
критического мышления на уроке:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных
способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное
пособие. — М.: Форум, 2015.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
/ сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.:
Просвещение, 2011.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.