20 ЭК Функц грамотность 5

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Функциональная грамотность:
учимся для жизни»
5 классы
классы
1 год
срок реализации
Разработчик: Долгобородова Н.И.,
учитель английского языка
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» составлена на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования;
• основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ КГО «Гимназия»;
• рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся и
условий, необходимых для достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Актуальность программы определяется изменением
требований современного мира к человеку, получающему
образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед
личностью задач, ее включенности в различные социальные
сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать
получаемые знания, умения и навыки для решения важных
задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты,
смотреть на одни и те же явления с разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать
конструктивные
решения.
Необходимо
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Программа
элективного
курса
«Функциональная
грамотность: учимся для жизни» предлагает системное
предъявление содержания, обращающегося к различным

направлениям функциональной грамотности.
Основной
целью
курса
является
формирование
функционально грамотной личности, ее готовности и
способности использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. Курс создает условия для
формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных .
Содержание курса строится по основным направлениям
функциональной
грамотности
(читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, а также
глобальной компетентности и креативному мышлению). В
рамках каждого направления в соответствии с возрастными
особенностями и интересами обучающихся выделяются
ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение
которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта,
приобретенных на различных предметах, для решения
жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие
критического и креативного мышления.
Программа элективного курса рассчитана на один год (0,5
часа в неделю).
Реализация программы предполагает использование форм
работы,
которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик. Таким образом, вовлеченность школьников в
данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои
связи с окружающими, свое место среди других людей. В

целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания
разработанного банка для формирования и оценки
функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu
.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/),
электронном
образовательном
ресурсе
издательства
«Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из
пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни»
(17 сборников) издательства «Просвещение», а также
разрабатываемые методические материалы в помощь
учителям, помогающие грамотно организовать работу всего
коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу .
Особенностью занятий является их интерактивность и
многообразие используемых педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает
возможность
вовлечения в образовательный процесс родителей и
социальных партнеров Гимназии.
Содержание элективного курса
Содержание
элективного
курса
«Функциональная
грамотность: учимся для жизни» представлено шестью
модулями, в число которых входят читательская грамотность,
математическая
грамотность,
естественно-научная
грамотность,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
Читательская грамотность – способность человека
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса
предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на

обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической
и
концептуальной,
главной
и
второстепенной
информации,
приемам
соотнесения
графической и текстовой информации, приемам различения
факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках
модуля предполагают работу по анализу и интерпретации
содержащейся в тексте информации, а также оценке
противоречивой,
неоднозначной,
непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надежность
источника и достоверность информации, распознавать
скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части
математической грамотности разработан на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учетом современных
мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию,
Концепции
развития
математического
образования в Российской Федерации и традиций
российского образования, которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития.
Формирование
функциональной
математической
грамотности в формате элективного курса открывает
дополнительные
возможности
для
организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках
традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом
практических занятий в форме опроса и изучения
общественного мнения, мозгового штурма, круглого стола и
презентации. Во-вторых, такой возможностью является
интеграция математического содержания с содержанием
других учебных предметов и образовательных областей. В
данной
программе
предлагается
«проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в

реальной жизни каждого че ловека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования современного
общества, но и создает естественную мотивационную
подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность
Естественно-научная грамотность – это способность человека
занимать активную гражданскую позицию по общественно
значимым вопросам, связанным с естественными науками, и
его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Занятия в рамках элективного курса предоставляют
дополнительные возможности с точки зрения вариативности
содержания и применяемых методов. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках элективного курса
могут проводиться в разнообразных формах.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает
освоение знаний, умений, установок и моделей поведения,
необходимых для принятия разумных финансовых решений.
Изучая темы этого модуля, обучающиеся познакомятся с
базовыми правилами грамотного использования денежных
средств, научатся выявлять и анализировать финансовую
информацию,
оценивать
финансовые
проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые
риски. Занятия по программе способствуют выработке
умений и навыков, необходимых при рассмотрении
финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных
решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и
предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание
занятий создает условия для применения финансовых знаний
и понимания при решении практических вопросов, входящих
в число задач, рассматриваемых при изучении математики,
информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно

связано с освоением знаний по проблемам глобализации,
устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования
входит в программы естественно-научных, общественнонаучных предметов и иностранных языков. Содержание
модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и
межкультурное взаимодействие. Организация занятий в
рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает
критическое
и
аналитическое
мышление,
умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать
различные мнения и точки зрения, объяснять сложные
ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также
действия людей и их воздействие на природу и общество.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое
направление функциональной грамотности. Введение этого
направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и
духовной культуры, развитие производства зависят от
появления инновационных идей, от создания нового знания и
от способности его выразить и донести до людей. Привычка
мыслить креативно помогает людям достигать лучших
результатов
в
преобразовании
окружающей
действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь
возникающие вызовы. Именно поэтому креативное
мышление рассматривается как одна из составляющих
функциональной грамотности, характеризующей способность
грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями,
компетенциями при решении самого широкого спектра
проблем, с которыми современный человек встречается в
различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля
– дать общее представление о креативном мышлении и
сформировать базовые действия, лежащие в его основе:

умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи,
направленные на поиск инновационных решений во всех
сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено
на формирование у обучающихся общего понимания
особенностей креативного мышления. В ходе занятий
моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно
применять навыки креативного мышления, учащиеся
осваивают систему базовых действий, лежащих в основе
креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на
уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и
учебно-исследовательской
деятельности
использовать
освоенные навыки для развития и совершенствования
креативного мышления.
Содержание элективного курса по направлениям
Модуль 1: Читательская грамотность (4 ч)
1 Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
2 Работаем над проектом (Школьная жизнь)
Модуль 2: Естественно-научная грамотность (4 ч)
1 Растения и животные в нашей жизни
2 Загадочные явления
Модуль 3: Креативное мышление (3 ч)
Модели и ситуации
Выдвижение креативных идей и их доработка
Модуль 4: Математическая грамотность (3 ч)
1 Путешествия и отдых
2 Развлечение и хобби
Модуль 5: Финансовая грамотность (2 ч)
1
2

Собираемся за покупками: что важно знать
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем

Планируемые результаты освоения элективного курса
Занятия в рамках программы направлены на
обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех
направлениях функциональной грамотности, при этом
определенные
направления
создают
наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных
об разовательных результатов.
Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности
(осознание себя, своих задач и своего места в
мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как
особого
ценностного
отношения
к
себе,
окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора;
- установка
на активное
участие в решении
практических задач, осознание важности образования
на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной
деятельности
и
развитие
необходимых умений;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение
опыта успешного межличностного
общения;

готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное
участие
в
коллективных
учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах;
- проявление уважения к людям любого труда и
результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы
по трем направлениям и отражают способность
обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
1. овладение универсальными учебными познавательными
действиями;
2.
овладение
универсальными
учебными
коммуникативными действиями;
3. овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий
(используются в нескольких предметных областях и
позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность
их
использовать
в
учебной,
познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной
траектории;
- способность организовать и реализовать собственную
познавательную деятельность;
-

способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
- владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с
помощью схем и знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
- с
учетом
предложенной
задачи
выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктив ных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
-

выбирать
наиболее
подходящий
с
учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану
опыт,
несложный
эксперимент,
небольшое
исследование по установлению особенностей объекта
изучения,
причинно-следственных
связей
и
зависимостей объектов между собой;
- оценивать
на применимость и достоверность
информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы
по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать
возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
- выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и

форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
- самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления информации и иллюстрировать
решаемые
задачи
несложными
схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
- эффективно
запоминать
и
систематизировать
информацию.
Овладение
системой
универсальных
учебных
познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков у обучающихся.
Предметные
результаты
освоения
программы
основного общего образования представлены с учетом
специфики
содержания
предметных
областей,
затрагиваемых в ходе реализации элективного курса по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках
внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной
области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание
прослушанных
или
прочитанных
учебно-научных,
официально-деловых,
публицистических,
художественных
текстов
различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме
темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной
и письменной форме содержания текста;
-

овладение умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; выделение
главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или
прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы,
схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее
осмысление и оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих
письменных и устных речевых высказываний с точки
зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными
способами (установление значения
слова
по
контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение
умениями
смыслового
анализа
художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать,
интерпретировать
и
оценивать
прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы
и содержания; определять тематику и проблематику
произведения;
выявлять
позицию
героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию,
учитывая художественные особенности произведения
и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации
и оценки текстуально изученных художественных
произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать,
понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей
общения
с
книгой,
адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов
-

эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках
элективного курса вносят вклад в достижение следующих
предметных
результатов
по
учебному
предмету
«Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях
следующие предметные математические умения и навыки:
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые
числа,
обыкновенные
и
десятичные
дроби,
рациональные и иррациональные числа; выполнять,
сочетая
устные
и
письменные
приемы,
арифметические действия с рациональными числами;
выполнять
проверку,
прикидку
результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;
решать
практико-ориентированные
задачи,
содержащие зависимости величин (скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с
отношением,
пропорциональностью
величин,
процентами (налоги, задачи из области управления
личными
и
семейными
финансами), решать
основные задачи на дроби и проценты, используя
арифметический и алгебраический способы, перебор
всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены,
массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни
единицы величины через другие; интерпретировать
результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию,
представленную в таблице, линейной, столбчатой и
круговой
диаграммах,
интерпретировать
представленные данные, использовать данные при
решении задач; представлять информацию с помощью
таблиц,
линейной
и
столбчатой
диаграмм,
инфографики;
оперировать
статистическими

характеристиками: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах числового
набора;
находить
длины
отрезков
и
расстояния
непосредственным измерением с помощью линейки;
находить измерения па- раллелепипеда, куба;
вычислять периметр многоугольника, периметр и
площадь фигур, составленных из прямоуголь- ников;
находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным
измерени- ям; решать несложные задачи на измерение
геометрических величин в практических ситуациях;
пользоваться основными метрическими единицами
измерения длины, площади, объема; выражать одни
единицы величины через другие;
решать задачи из реальной жизни, связанные с
числовыми
последовательностями,
использовать
свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках
внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной
области «Естественно-научные предметы»:
- умение объяснять процессы и свойства тел, в том
числе
в
контексте
ситуаций
практикоориентированного характера;
- умение проводить учебное исследование, в том числе
понимать задачи исследования, применять методы
исследования, соответствующие поставленной цели,
осуществлять в соответствии с планом собственную
деятельность и совместную деятельность в группе;
- умение применять простые физические модели для
объяснения процессов и явлений;
- умение характеризовать и прогнозировать свойства
веществ в зависимости от их состава и строения,
влияние веществ и химических процессов на
организм человека и окружающую природную

среду;
умение использовать изученные биологические
термины, понятия, теории, законы и закономерности
для
объяснения наблюдаемых
биологических
объектов, явлений и процессов;
- сформированность представлений об экосистемах и
значении
биоразнообразия;
о
глобальных
экологических
проблемах,
стоящих
перед
человечеством, и способах их преодоления.
Занятия по финансовой грамотности в рамках
внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным
предметным областям:
- освоение системы знаний, необходимых для решения
финансовых вопросов, включая базовые финансовоэкономические понятия, отражающие важнейшие
сферы финансовых отношений;
- формирование умения устанавливать и объяснять
взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере
общественной жизни, их элементов и основных
функций;
- формирование умения решать познавательные и
практические задачи, отражающие выполнение
типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей и социальные взаимодействия в финансовой
сфере общественной жизни, в том числе
направленные на определение качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия;
- формирование
умения распознавать попытки и
предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (в том числе фи шинг);
- формирование умения с опорой на знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт
оценивать собственные поступки и поведение других
людей
с
точки
зрения
их
соответствия
-

экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами, для оценки рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
- приобретение опыта
использования полученных
знаний в практической деятельности, в повседневной
жизни для принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными финансами,
определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках
внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным
предметным областям:
- освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей
предметной области;
- формирование предпосылок научного типа мышления;
- освоение деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках
внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным
предметным областям:
- способность с опорой на иллюстрации и/или описания
ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии,
диалоги и инсценировки;
- проявлять
творческое воображение, изображать
предметы и явления;
- демонстрировать
с помощью рисунков смысл
обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
- предлагать адекватные способы решения различных
социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

31

-

заботы о людях с особыми потребностями, в области
межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать
гипотезы, схемы экспериментов, предложения по
изобретательству.

Тематическое планирование
№
Тема
Кол
Основное
Основные
Формы
- во
содержание
виды
проведения
час
деятельнос
занятий
ов
ти
Модуль 1. Читательская грамотность (4 часа)
Путешеств
Приемы
Соотносить
Работа в
1
2
уем и
поиска и
визуальное
группах
познаем
извлечения
изображение
мир
информации
с
(Путешест
разного вида
вербальным
вие по
(текстовой,
текстом.
России)
графической)
Понимать
по заданной
фактологиче
теме
скую
информацию
из различных
источников.
Приемы
выделения
главной и
второстепенн

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(цифровые)
«Необыкновенн
ый
путешественник
»:
(http://skiv.instra
o.ru)
«Люди,
сделавшие
Землю
круглой»:

2

Работаем
над
проектом
(Школьная
жизнь)

2

Приемы
работы с
множественны
м текстом по
выявлению
явной и
скрытой
информации,
представленно
й в разных
частях текста.
Приемы
выявления
визуальной
информации,
представленно

ой информации,
явной и
скрытой
информации
в тексте
Соотносить
визуальное
изображение
с вербальным
текстом.
Использовать
информацию
из текста для
решения
практической
задачи

Деловая
игра

электронный
образовательны
й ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)

3

Растения и
животные
в нашей
жизни

й на карте, и
приемы
сопоставления
информации,
выявленной в
тексте, с
информацией,
содержащейся
в графическом
объекте
(географическа
я карта,
фотография)
Модуль 2. Естественно-научная грамотность (4 часа)
Выполнение
Получение
Работа
2
заданий
выводов на
индивидуал
«Чем питаются основе
ьно или в
растения» и
интерпретаци
парах.
«Хищные
и данных
Обсуждение
птицы»
(графических,
результатов
числовых),
выполнения
построение
заданий

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instra
o.ru)
Естественнонаучная
грамотность.
Сборник

4

Загадочны
е явления

2

Выполнение
заданий
«Лазерная
указка и
фонарик» и
«Что такое

рассуждений.
Объяснение
явлений
с
использовани
ем
приобретенн
ых знаний.
Анализ
результатов
эксперименто
в (описанных
или
проведенных
самостоятель
но)
Проведение
простых
исследований
и анализ их
результатов

эталонных
заданий. Выпуск
1: учеб. пособие
для
общеобразовате
льных
организаций

Работа в
парах или
группах.
Презентаци
я
результатов

Портал РЭШ
(https://fg.resh.ed
u. ru)

снег»

5

Модели и
ситуации

2

6

Выдвижен
ие
креативны

2

исследован
ия
Модуль 3. Креативное мышление (4 часа)
Общее
Совместное
Работа в
представление
чтение текста
парах и
о креативности заданий.
малых
(на примерах
Маркировка
группах.
простейших
текста с
Презентаци
заданий и
целью
я
бытовых
выделения
результатов
ситуаций).
главного.
обсуждения
Знакомство с
Совместная
содержательны деятельность
ми и
по анализу
тематическими предложенны
областями
х ситуаций.
Выдвижение
идей и
обсуждение
Обсуждение
Совместное
Работа в
проблем:
чтение текста
парах и
-Для чего
заданий.
малых

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instra
o.ru)
Письменное
самовыражение:
5 класс,
Необычная
картина, задание
1

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instra

х идей и
их
доработка

7

Путешеств
ие и отдых

нужны
нестандартные
идеи.
-Когда и кому
бывают нужны
креативные
идеи?

Маркировка
группах.
текста с
Презентаци
целью
я
выделения
результатов
основных
обсуждения
требований.
Совместная
деятельность:
- по подбору
синонимов к
слову
«оригинальн
ый»
Модуль 4. Математическая грамотность (3 часа)
Действия с
Извлекать
Беседа,
1
величинами
анализироват
групповая
(вычисления,
ь,
работа,
переход от
интерпретиро
индивидуал
одних единиц
вать
ьная работа
к другим,
информацию
нахождение
(из текста,
доли
таблицы,

o.ru)
Письменное
самовыражение:
5 класс, Улыбка
осени, задание 3

«Петергоф»:
открытый банк
заданий
2019/2020 (http://
skiv.instrao.ru)

величины).
Действия с
многозначным
и числами

8

Развлечени
е и хобби

2

Работа с
информацией
(выбор

диаграммы),
Распознавать
математическ
ие объекты
(числа,
величины,
фигуры),
описывать
ход и
результаты
действий,
Предлагать и
обсуждать
способы
решения,
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Устанавливат
ьи
использовать

Работа в
парах и
малых

«Аккумулятор
радиотелефона»:
открытый банк

данных).
Решение
текстовой
задачи. Метод
перебора
вариантов.
Действия с
величинами
(вычисление,
переход от
одних единиц
к другим,
нахождение
доли).
Прикидка
результата
выполнения
действий с
величинами.
Многозначные
числа,
действия с

зависимости
между
величинами,
данными,
Читать,
представлять,
сравнивать
математическ
ие объекты
(числа,
величины,
фигуры),
Применять
правила,
свойства
(вычислений,
нахождения
результата),
Применять
приемы
проверки
результата,

группах.
Презентаци
я
результатов
обсуждения

заданий 2021
(http://skiv.
instrao.ru)

9

Собираемс
я за
покупками
: что
важно
знать

1

1
0

Приобретае
м услуги:
знаем,

1

натуральными
Интерпретиро
числами.
вать ответ
Сравнение
долей числа.
Модуль 5. Финансовая грамотность (2 часа)
Финансы.
Выявлять и
Решение
Значение
анализироват
ситуативны
финансовой
ь финансовую
хи
грамотности.
информацию.
проблемных
Деньги. Виды
Оценивать
задач
денег.
финансовые
Беседа/
Наличные и
проблемы.
Дискуссия/
безналичные
Применять
Игра
деньги.
финансовые
Запланированн знания.
ая покупка.
Незапланирова
нная покупка.
Услуга.
Планирование
покупки

Выявлять и
анализироват
ь финансовую

Решение
ситуативны
хи

Комплекс
«Способы
оплаты» (2021,
5 класс)
Комплекс
«Наличные и
безналичные
деньги»
(5 класс)
(http://skiv.instra
o. ru/bankzadaniy/
finansovayagramotnost)
Комплекс
«Поездка в
зоопарк»

умеем,
практикуем

услуги.

информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.

проблемных
задач
Беседа/
Практическ
ая работа

(5 класс)
(http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansov
aya- gramotnost)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».