23 ЭК Русский 7

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Трудные вопросы орфографии»
7 классы
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования 
МБОУ КГО «Гимназия»;

рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной
возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии
и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного
школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к
методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 7 классе
вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий
(поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа
элективного курса «Трудные вопросы орфографии». призвана решить проблему постоянно
возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью
обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и
умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к
экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского
языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:
 обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
 совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать
внимание учащихся к собственной письменной речи;
 обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и
литературы;
 способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
 овладение основными нормами русского литературного языка;
 создание прочной базы орфографических навыков;
 формирование языковой и лингвистической компетенций;
 совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать,
оценивать;
 развитие коммуникативных навыков;
 развитие ассоциативного мышления учащихся.
Основные учебные цели:

углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой
культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта
организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета

Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через
систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является
благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в
том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только
вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания,
развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и
развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим
значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом,
приставкой, изучение фонемо-буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным
позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем
(смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен
окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования
орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по
созданию «банка морфем».
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе
составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и нормативных
документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на
учащихся 7 классов.
Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс «Трудные вопросы
орфографии» является дополнением к основному курсу русского языка в 7 классе и призван восполнить
недостающие часы с целью формирования у семиклассников орфографических навыков
2. Содержание учебного предмета.
1. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с
безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не
проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и
аналогичные, -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных.
Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с
непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
3. Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие;
приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с
написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с
позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание
разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
4. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие;
суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание
суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов деепричастий и наречий.
5. Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний
имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.
6. Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и
формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов.
Понятие об окончании. Правописание окончаний.
3. Планируемые результаты
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
учащиеся должны
знать:

орфографические нормы написаний;

нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются
правилами и соответствующим орфографическим минимумом;
уметь:

аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

отличать служебные части речи от самостоятельных;
 опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;
 правильно применять орфографические правила;
 исправлять орфографические ошибки.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся:
упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации
(энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса:
1.
русский язык и литература, 2. русский язык и история

3
4
5
6

Заключение
ИТОГО

Контрольные
работы

2

Понятие о смыслообразующих и формообразующих
морфемах
Корень как основная морфема слова. Классификация
корневых морфем
Правописание приставок. Классификация приставок
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
Понятие об окончании

Из них
Проверочные
работы

1

Раздел программы

Теоретическая
часть

№
п/п

Количество часов

4. Тематическое планирование

3

2

1

-

9

2

6

1

8
8
5

3
1
1

4
6
3

1
1
1

1

1

-

-

34

10

20

4

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.
2.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для
7 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
3.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. –
М.: Просвещение, 2009 г.
4.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2007
г.
5.
Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе. – М.: Экзамен, 2007 г.
6.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
7.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.
8.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
9.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».