26 ЭК Русский 9

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
9 классы
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования 
МБОУ КГО «Гимназия»;

рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки
грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; преодолеть
психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9 классов посвящён одной из важных
задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении
орфографии (5-7 кл).
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по русскому языку, является
предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой
области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию
образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать
совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой,
поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль
дальнейшего обучения.
Задачи курса:

систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях;

развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся; способствовать
формированию навыков работы с разными типами словарей исправочной литературой;

формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала и
способствовать формированию у обучающихся интереса к работе исследователя языка;

формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в
группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по русскому
языку" расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку
учащихся к успешному написанию контрольных работ. Элективный курс предполагается уделять
большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической
грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня
сложности. Эта работапредусматривает организацию работы над ошибками.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность.
Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения
написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм
работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания,
выборочного списывания.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 9классов.

2.

Содержание курса

1.
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2.
Орфограммы в корнях: гласные, проверяемые ударением; гласные, непроверяемые ударением;
чередующиеся гласные; правописание согласных в корне; О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения
дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запасслов.
3.
Правописание приставок: не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип
орфографии); изменяющиеся на письме приставки:а) фонетический принцип орфографии; б) написание
приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснятьправильность выбора.
4.
Орфограммы в суффиксах: О, Ё после шипящих в суффиксах; правописание Н, НН в суффиксах
существительных, прилагательных, причастий; правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик);правописание суффиксов действительных и
страдательных причастий; буквы ч, щ в суффиксах существительных; различение на письме суффиксов
прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой
выбор.
5.
Орфограммы в окончаниях О, Ё после шипящих в окончаниях слов; падежные и родовые
окончания; правописание личных окончаний глаголов.
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её
написание
6.
Правописание сложных слов: сложные слова с соединительной гласной; сложные слова без
соединительной гласной; сложные существительные;сложные прилагательные. Цель: повторить
условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное
написание сложных слов
7.
Правописание предлогов.
Цель: отработать правильность написания предлогов
8.
Правописание союзов.
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9.
Правописание частиц: слитное и дефисное написание частиц; разграничение не и ни;
правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10.
Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11.
Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
3. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
• Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
• Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
• Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися являются следующие:
• Владение всеми видами речевой деятельности:

• Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
• Владение разными видами чтения;
• Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;
• Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• Умение производить прослушанный или прочитанный текст;
• Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
• Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм;
• Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
• Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
• Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
• Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
• Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа;
• Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили языка;
• Проведение различных видов анализа слова;
• Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
• Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
4.Тематическое планирование
Название раздела
Опознавательные признаки орфограмм.
Орфограммы в корне слова
Орфограммы в приставках
Орфограммы в окончаниях
Правописание сложных слов
Правописание предлогов
Правописание союзов
Правописание частиц
Правописание числительных
Правила переноса
Итоговая работа

количество часов
2
3
8
3
3
3
2
4
2
1
2

5.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса






ШанскийН.М. Русский язык на "отлично"
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельныхнаписаниях). М




Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9- 11 классы.
Москва, "Просвещение"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».