24 ЭК русский 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД

Рабочая программа
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
10-11 классы
(классы)
2 года
(сроки реализации)

Разработчик:
Елфимова М.Е.,
учитель русского языка и литературы

Обсуждена и согласована на
заседании методического объединения
Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

г. Костомукша
2022

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» для 10-11 классов в
МБОУ КГО «Гимназия» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия»;
 Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637).

Цель реализации программы: обеспечить поддержку освоения содержания учебного
предмета «Русский язык» всеми выпускниками, сформировать умения и навыки выполнения
тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое
важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной
работы с учетом
способностей и уровня языковой подготовки обучающихся.
Задачи реализации программы:
Совершенствование приобретенных учащимися знаний, развитие языковой, коммуникативной,
лингвистической компетенции и навыков логического мышления,
воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование
отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на
межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических
словарей;
расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения
норм языка;
применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений
на уроках литературы, при анализе текста, его интерпретации;
повышение уровня речевой культуры и более успешное освоение стилистического многообразия и
практического использования художественно-выразительных средств русского языка.
совершенствование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуальноречевого стиля учащихся.
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому
языку;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися
с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий по
алгоритму;
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком
качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в
различных сферах дальнейшей жизни.

учитывать специфику контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, дать комментарии ко всем
заданиям демонстрационной версии;
в процессе организации воспроизводящего повторения рассматривать наиболее сложные случаи в
орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.
Общая характеристика курса
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному
курсу русского языка в 10-11 классах. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки
учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование
практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем, курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует
психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться
в непривычной для них тестовой работе.
Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, создавая условия для
совершенствования практического навыка написания сочинений разных видов. Знакомит с
правильным оформлением бланков на экзамене.
Актуальность выбора данного факультативного предмета обусловлена тем, что новая форма
итоговой аттестации–единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения
заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного,
дифференцированного тренинга, учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с
проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Для написания творческой работы
необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в
неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом
сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые
средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать,
упорядочить. Научить этому, оказать помощь учащимся – одна из задач курса. Данный курс
позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету,
опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать
сочинение-рассуждение, которое создается на основе исходного текста. Особенностью курса
является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно
сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 68 часов в 10-11 классах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Родной язык русского народа как
средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию,
русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
2. Содержание курса
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфемика и словообразование.
Основные понятие морфемики и словообразования.

Состав слова. Морфемы корневые и аффиксные. Основа слова. Основы производные и
непроизводные. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной
цепочки.
Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ – и ПРИ- . Гласные И и Ы после
приставок.
Части речи. Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Распределение существительных
по родам.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход
прилагательных из одного разряда в другой.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и
относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на – ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён
прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных.
Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор
числительных. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных
числительных.
Местоимения.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции Опознавательные признаки
смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания. Знаки выделения в простом
предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Как определить проблем. Основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения.
Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы
аргументирования.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы.
Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы.
Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология.
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики
фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

и

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на
коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их
характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие
сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция сочинения – рассуждения.
Повторение основных сведений о тексте.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и

дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок
при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных
стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Зачин сочинения–рассуждения. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.
Виды информации в тексте. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Тема и проблема текста Соотношение тематики и проблематики текста. Речевое оформление
композиционных частей сочинения. Формулировка проблем исходного текста. Обороты речи при
формулировке основной проблемы. Формулировка основной проблемы исходного текста
Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Способы
формулировки проблемы. Как прокомментировать проблему. Типовые конструкции для
формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировке проблемы. Анализ текстов и
проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Проблематика текстов. Нравственные проблемы. Философские проблемы. Семейные проблемы.
Экологические проблемы. Информационно-коммуникативные проблемы. Разбор текстов и
примерных алгоритмов сочинений к ним.
Позиция автора. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции
автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах
выпускников. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства
выражения авторской позиции Авторская позиция в текстах разных стилей. Типовые конструкции
для выражения
авторской позиции. Финал. Заключительная часть сочинения. Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность изложения письменной работы Критерии проверки и оценки
выполнения заданий с развернутым ответом. Знакомство со схемой целостного анализа текста.
Создание собственных сочинений и их анализ. Итоговая работа: написание сочинения –
рассуждения. Презентация работы.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном
композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и
логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в
основной и средней школе.

3. Планируемые результаты освоения курса

Освоение содержания учебного элективного курса «Практикум по русскому языку»
обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
• личностных:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание
этики и эстетики.

• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы,
учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметных:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития,
функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность,
речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст,
признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка;
основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка;
источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языквладение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка.

4. Тематическое планирование
Тематическое планирование для 10 класса
Название темы
Нормативные и методические
документы по подготовке и
проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому
языку.
Спецификация
экзаменационной работы.
Кодификатор.
Демонстрационная версия.
Критерии оценивания.
Орфография. Принципы
русской
русской орфографии:
правописание корней.
Знакомство
с заданиями КИМ ЕГЭ по
орфографии, разбор заданий,
решение теста.
Правописание приставок.

Количество
Виды деятельности учащихся
часов
1
Читают и обсуждают нормативные и
методические документы, задают вопросы,
изучают структуру
экзамена – план выполнения заданий,
обсуждение разделов тестовой части.
Знакомство с понятием «Спецификатор».
1

Читают спецификатор и кодификатор,
изучают спецификацию экзаменационной
работы, обсуждают, осмысливают
особенности ГИА.

1

Выполнение практической работы:
1. Повторение орфограммы «Безударные
гласные в
корнях слов»
1. Выполнение заданий по орфографии по
типу
КИМ ЕГЭ
2. Орфоэпическая разминка.
Повторяют правописание приставок на -З и

1

Состав
слова и способы
словообразования.
Правописание приставок препри-

1

Трудные случаи правописания
приставок. Практическое
занятие.
Буквы о-е-ѐ после шипящих и ц
в корне слова

1

Буквы о-е-ѐ после шипящих в
окончаниях и суффиксах
существительных и
прилагательных

1

Буквы е-ѐ после шипящих в
окончаниях и суффиксах
глаголов и причастий.

1

Разбор домашнего задания.
Работа с таблицами.
Повторение правил, запись в
тетради с
примерами. Выполнение
упражнений.
Правописание окончаний
существительных. Окончания
и-е
в сущ. 1,2,3, склонений, сущ. на
- ий,-ия,-ие.
Правописание суффиксов
существительных. Суффиксы чик-/-щик-, -енк/инк-, -ечк/ичк-,
- оньк/енькМорфологические нормы
употребления
существительных. Склонение
одушевленных и
неодушевленных
существительных.
Несклоняемые
существительные.
Образование форм
множественного числа имен
существительных. Образование
форм мн.ч. им.пад. в мужском

1

1

–С; приставок ПРЕ-ПРИ, буквы Ы-И после
приставок, отработка алгоритма выполнения
заданий по орфографии. Учатся работать с
КИМ.
Повторение правила, приставки на
запоминание.
Словарный диктант. Выполнение
упражнений. Связь
между приставкой и лексическим значением.
Решение тестовых зданий по орфографии в
формате
ЕГЭ; диктант по правописанию приставок.
Работа с опорными таблицами. Повторение
правил,
запись в тетради с примерами. Выполнение
упражнений.
Разбор домашнего задания. Работа с
таблицами.
Повторение правил, запись в тетради с
примерами.
Выполнение упражнений.
Разбор домашнего задания. Работа с
таблицами.
Повторение правил, запись в тетради с
примерами. Выполнение упражнений.
Проверка усвоения темы: упражнения, тесты,
диктант. Орфоэпическая разминка.

1

Выполнение упражнений и тестов. Групповая
работа
в мини-группах, взаимопроверка.

1

Повторение правил, выполнение упражнений.

1

Изучение материала учебника. Выполнение
упражнений и предлагаемых заданий.
Орфоэпическая разминка

1

Тренировочные упражнения. Работа в минигруппах. Взаимопроверка.

роде, род.пад. в среднем и
женском родах.
Употребление имен
прилагательных, степеней
сравнения прилагательных и
наречий. Синтаксическая роль
этих частей речи.

1

Род имен существительных.
Варианты падежных
окончаний.
Склонение существительных
разных склонений. Вариантные
окончания в род. и пред.
падежах.
Морфологические нормы
употребления имени
прилагательного. Разряды имен
прилагательных. Переход имен
прилагательных из одного
разряда в другой.
Правописание окончаний имен
прилагательных.

1

Правописание суффиксов имен
прилагательных -ев-ив, чив,
лив, оват/еват, еньк и т.д.
Правописание суффиксов -к- и ск-

1

Правописание -н- и -нн- в
суффиксах прилагательных и
наречий.

1

Правописание -н- и -нн- в
суффиксах отглагольных
прилагательных и причастий.
Работа с тестами ЕГЭ.

1

Правописание слитное и
раздельное частицы и
приставки
не. Не с различными частями
речи.
Различение не и ни: приставки
и частицы.

Образование кратких форм прилагательных
от полных форм. Решение заданий на
нарушение норм
употребления форм степеней сравнения
прилагательных и наречий. Определение
синтаксической роли прилагательных и
наречий.
Выполнение тестов на варианты окончаний.
Задания формата ЕГЭ. Составление
предложений с данными
формами слов.

1

Составляют таблицы по разрядам.
Выполняют задания на определение разряда.
Орфоэпическая разминка.

1

Повторяют правила проверки написания
окончаний в
прилагательных. Работа с текстами из
произведений русской литературы.
Образование прилагательных от данных
существительных с помощью суффиксов.
Практическое занятие на закрепление темы.
Составляют схему - таблицы «Правописание
суффиксов». Пишут орфографический
диктант.
Составляют схемы-таблицы на правило
правописания суффиксов. Орфографическая
работа в парах.
Взаимопроверка.
Составляют схему: различение
прилагательных и причастий. Выполняют
тестовую работу в формате ЕГЭ.
Выполняют проверочную работу по
морфологическим нормам употребления
причастий и
деепричастий, прилагательных в форме КИМ
ЕГЭ.
Повторяют тему: НЕ с сущ., прил., наречиями
на -о,-е. Составляют таблицу, подбирают
примеры из учебной литературы. Работают с
опорными схемами
и с алгоритмом - решают задания
орфографического практикума.
Выполняют орфоэпическую разминку,
исправляют ошибки в ударениях. Работают с

1

1

Практическое занятие: частицы.
Разряды числительных.
Склонение, правописание
Числительных.
Правописание собирательных
Числительных.
Практическая работа.

Употребление числительных.
Переход числительных в другие
части речи. Морфологическая
характеристика слов.

Разряды местоимений.

Употребление местоимений.
Образование форм личных
местоимений при склонении.
Итоговый тест.
Работа над ошибками.

опорными таблицами. Решают задания
орфографического
практикума.
Выполняют упражнения, отрабатывают
употребления частиц: раздельно, через дефис.
Повторяют материал, изученный в 5-9
классах.
Выполняют тренировочные задания.
Работа по учебнику. Разбор правил,
выполнение
заданий.
Выполнение заданий, связанных с
редактированием
текстов «Употребление имен числительных»,
выполнение тестовых заданий по теме
«Склонение имен числительных»
Выполняют тренировочные задания на
верное
определение части речи, проговаривают
суффиксы
причастий, деепричастий. Составляют
таблицу
«Употребление имен числительных в речи:
возможные ошибки»
Составление таблицы по разрядам
местоимений.
Работа с текстом: определяют способ связи
между
предложениями.
Работа по тестам: исправляют нарушения
норм в употреблении местоимений.
Повторение темы числительных. Парногрупповая работа.
Выполнение теста по заданиям частей 8-14,
23.
Обсуждение основных групп ошибок,
выполнение работы над ошибками.

Тематическое планирование для 11 класса
Название темы

Количество
Виды деятельности учащихся
часов
Повторение материала,
1
Пишут объяснительный диктант
пройденного в 10 классе по
«Безударные гласные в корнях слов»: как
разделу « Орфография».
подобрать проверочную букву
Выполняют творческое задание: вставить
пропущенные буквы и расставь ЗП, отгадать
слово (или запись под диктовку и
разбор).
Единицы русской пунктуации.
1
Определяют виды смысловых отрезков,
Знаки препинания и их
несущих информацию, которая требует
функции
выделения знаками препинания. Учатся
синтаксически оформлять смысловые
отрезки.
Составляют схему: «Знаки препинания и их
функции», различают знаки завершения,
предложения, виды осложнения.
Опознавательные признаки
1
Определяют грамматические и смысловые
смысловых отрезков и условия
приметы смысловых отрезков –
выбора знаков препинания.
обособленных
членов предложения, выраженных
причастными и деепричастными оборотами.
Называют условия выбора знаков препинания
в тексте.
Знаки выделения в простом
1
Определяют опознавательные признаки
предложении и тексте. Знаки
применения знаков разделения и выделения
разделения в предложении и
(вводные слова, обращения). Выполняют
тексте, условия постановки.
задания орфографического практикума:
применяют пунктуационные правила на
практике.
Знакомство с направлениями
1
Слушают рассказ учителя, смотрят
тем итогового сочинения,
презентацию
анализ предложенных
«Итоговое сочинение 2021», задают вопросы,
направлений.
конспектируют необходимую информацию.
Как определить проблему и
1
Читают темы по направлениям, определяют
основная мысль в теме
ключевые слова темы, определяют вектор
сочинения. Композиция
рассуждения, строят фразы, опираясь на
сочинения – рассуждения.
речевые клише по итоговому сочинению.
Как писать вступление и
1
Выполняют самостоятельную работу: чтение
заключение? Основная часть.
практических рекомендаций по написанию
Тезис и аргументы. Способы
вступления и заключения, клише по основной
аргументирования.
части (раздаточный материал), составление
таблицы с примерами.
Орфоэпия. Орфоэпические
1
Орфоэпический практикум – работа с
нормы.
презентацией.
Работа с текстом – переписать, вставить
пропущенные буквы, расставить ЗП.
Лексика. Значение слова.
1
Самопроверка навыка правописания Лексические нормы. Точность
словарный диктант «Гласные в корнях с
словоупотребления. Словачередованием».
паронимы.
Составление конспекта «Роль зачина в
сочинении» по презентации, запись выводов

Лексические нормы. Точность
словоупотребления. Словапаронимы.

1

Лексические выразительные
средства. Синонимы,
антонимы.

1

Лексические выразительные
средства. Тропы. Фразеология.

1

Морфологические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением.

1

Морфологические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением.

1

Синтаксические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением.

1

Синтаксические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушениями.

1

Синтаксические
выразительные средства.
Стилистические фигуры.

1

Новый формат задания 27
ЕГЭ по русскому языку и
критерии его оценивания.
Текст. Понимание текста.
Способы сжатия текста.
Способы и средства связи
предложений в тексте.

1

Тема, проблема, идея текста.
Способы формулировки
проблемы текста.

1

Виды комментария к
проблеме (текстуальный и
концептуальный).

1

и примеров.
Выполнение письменной работы:
комплексный анализ текста, написание
собственных вступлений.
Определяют основные речевые ошибки,
составляют таблицу с примерами ошибок.
Выполняют практические задания:
редактируют ошибки, объясняют их.
Выполняют задание по определению средств
выразительности в тексте и роли их
использования. Группируют средства
выразительности, выписывают примеры и
определения (раздаточный материал).
Выполняют задание по определению средств
выразительности в тексте и роли их
использования. Группируют средства
выразительности, выписывают примеры и
определения (раздаточный материал).
Редактируют тексты с морфологическими
ошибками. Систематизируют ошибки по
частям речи, составляют таблицы с
примерами.
Редактируют тексты с морфологическими
ошибками. Систематизируют ошибки по
частям речи, составляют таблицы с
примерами.
Редактируют тексты с синтаксическими
ошибками. Систематизируют ошибки,
составляют таблицы с примерами
(раздаточный материал).
Редактируют тексты с морфологическими
ошибками. Систематизируют ошибки по
частям речи, составляют таблицы с
примерами.
Выполняют комплексный анализ текста,
выявляют роль средств выразительности в
тексте. Приводят примеры использования
синтаксических СВ и стилистических фигур.
Изучают план выполнения и критерии
оценивания задания 27, понимают роль
критериев для выполнения работы.
Читают микротекст и выполняют
информационно-смысловую обработку
текста.
Выделяют ключевые слова, основную и
дополнительную информацию в тексте.
Работа с основными понятиями: тема,
проблематика, авторская позиция, средства
выражения, формулировка собственной
позиции. Использование клише в написании
сочинения.
Работа с презентацией «Комментарий к
основной проблеме текста», запись оборотов
речи для комментария.

Виды комментария к
проблеме (текстуальный и
концептуальный).

1

Выявление и формулировка
авторской позиции.

1

Речевое оформление
композиционных частей
сочинения.

1

Практикум: критерии
оценивания развернутого
задания ЕГЭ.

1

Отдельные элементы
сочинения-рассуждения.

1

Практикум: написание
сочинения по исходному
тексту в соответствие с
критериями.

1

Целостный анализ текстов семейные проблемы.

1

Целостный анализ текстов экологические проблемы.

1

Целостный анализ текстов информационно коммуникативные проблемы.

1

Выполняют письменную работу: написать
комментарии к проблеме, используя разные
виды (текстуальный и концептуальный
комментарий).
Оценивают письменные высказывания –
комментирование текста с точки зрения
языкового оформления, уместности,
эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач.
Просмотр презентации «Речевое оформление
композиционных частей сочинения»,
выписать примеры использования оборотов
речи в таблицу. Самостоятельная работа с
учебной, справочной литературой: виды
вступлений.
Знакомятся с критериями оценивания
развернутого задания.
Работают с текстом, пишут сочинение –
рассуждение по критериям К1 –К3
(проблема,
комментарий, авторская позиция,
формулировка своей позиции по данной
проблеме).
Отчитываются по выполнению домашнего
задания.
Читают статью А. Нарушевича (раздаточный
материал) и отвечают на вопросы, пишут
конспект:
Как аргументировать своё мнение?
Что считать жизненным, а что
читательским опытом?
Как оформляются в тексте цитаты?
Определяют композицию сочинения –
рассуждения по исходному тексту,
выполняют
целостный анализ текста.
Разбор примеров, коррекция ошибок:
оценивают высказывания свои и
других с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности
достижения поставленных коммуникативных
задач; Рефлексия.
Выполняют целостный анализ и пишут
сочинение - рассуждение по тексту (на
бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения
по критериям ЕГЭ. Рефлексия.
Выполняют целостный анализ текста и пишут
сочинение - рассуждение по тексту (на
бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения
по критериям ЕГЭ. Рефлексия.
Выполняют целостный анализ текста и пишут
сочинение - рассуждение по тексту (на
бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения
по критериям ЕГЭ. Рефлексия.

Комплексная подготовка к
ЕГЭ.

3

Итоговая комплексная работа.

2

Пишут объяснительный диктант по
орфографии. Тренинг в формате ЕГЭ по
орфографии, пунктуации, нормам
употребления. Индивидуальная коррекция
ошибок.
Практическая работа по созданию текста
сочинения – рассуждения согласно
композиции и критериям.

5. Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник «Русский язык 10-11 класс» И.В. Гусарова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»
2. ЕГЭ-2021, Русский язык, Рекомендации по оцениванию заданий, Цыбулько И.П., Атександров В.Н.,
Арутюнова Е.В., 2020
3. ЕГЭ 2020, Русский язык, Методические рекомендации, Цыбулько И.П.
4. Комплексная работа с текстом: сборник заданий. 9-11 классы. – М. ВАКО, 2020г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».