25 ЭК русский 11

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по итоговому сочинению»
11 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Ефимова О.Л.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2022г.

г. Костомукша – 2022

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по итоговому сочинению» для 11 класса в
МБОУ КГО «Гимназия» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
 Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Общая характеристика
Элективный курс «Практикум по итоговому сочинению» предназначен для учащихся
одиннадцатого класса, которым предстоит сдавать экзаменационное сочинение по литературе,
являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы –
мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Сочинение по
литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей
литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных
произведений. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает
серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала.
Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на
уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной
литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений,
достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного
обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Цели курса:
1.Формирование самосознания школьников, умения мыслить и доказывать свою позицию.
2.Развитие потребности в чтении, повышение читательской и речевой культуры.
Задачи курса:
-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинениярассуждения;
-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее
содержание текстов разных функциональных стилей;
-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное
восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
2.Содержание курса
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определённой стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость
структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историколитературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое,
лирическое). Заключительная часть сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
Редактирование текста сочинения
3. Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
-знать теоретико-литературные понятия;
-классифицировать сочинения по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров,
зависимость структуры сочинения от его типа;
- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
- аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную
позицию;
- осуществлять речевое оформления собственных работ;
- уместно употреблять средства художественной выразительности;
-редактировать собственные сочинения.
Личностные универсальные учебные действия:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-самоопределение, нравственно-этическая ориентация;
-способность к самооценке действий, поступков.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
восприятие текста художественного произведения;
смысловое чтение, анализ, умение доказывать;
Регулятивные универсальные учебные действия
целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить.
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приёмами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого
поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных языковых
средств; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в
группе.
4. Тематическое планирование
Раздел
Сочинение как текст
Классификация
сочинений(жанр,
проблематика,
тематика)

Количес
тво
часов
3
2

Основные виды деятельности учащихся
Конспектируют лекцию учителя, составляют план и опорные
таблицы.
Конспектируют лекцию учителя, анализируют сочинения разных
тематических групп. Создают сочинения определённой тематики
в соответствии с требованиями.

Тематические блоки
сочинения.
Структура
сочинения.
Вступительная часть
сочинения.
Виды
вступлений.
Основная
часть.
Аргументация.
Способы и приемы
цитирования.
Заключительная
часть.
Речевое оформление.
Использование
различных средств
выразительности.
Создание
собственного текста
сочинения.
Виды ошибок в
сочинении:
грамматические,
речевые, логические,
фактические
Итоговое
занятие.
Подготовка
и
написание
сочинения.
Итого

4

Конспектируют лекцию учителя, составляют план и опорные
таблицы. Анализируют готовые итоговые сочинения.

3

Выбирают темы сочинения. Выбирают эпиграф к сочинению.
Составляют развернутый план сочинения.

6

Поиск аргументов. Способы ввода аргументов в текст сочинения
(работа под руководством учителя)
Практическая работ: работа над написанием черновика
сочинения.
Заучивание клише, формулировка собственной позиции в
сочинении.
Работа со словарем изобразительно- выразительных средств,
написание сочинения с учетом требований к речевому
оформлению.

1
6

4

Учатся на примере выполнения дифференцированных заданий и
упражнений классифицировать ошибки и исправлять их в ходе
редактирования.

5

Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с
последующим редактированием и самооценкой.

34
5. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для
образовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021.
2.Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / [С. И.
Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2020.
3.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2019
Интернет-ресурсы
1. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru
2.Сайт ФИПИ.
6. Материально-техническое обеспечение курса
Учебное оборудование: книги, портреты, дидактический материал.
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Видеокамера.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».