30 ЭК Практикум. Физика

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум. Физика»
11 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Боккин А.С.,
учитель физики

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум. Физика» разработана в соответствии с
требованиями и на основе:







Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Физика»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Цели и задачи
Основными целями курса «Практикум.Физика» для 11 классов, в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования, являются:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических
задач;
4. Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических
задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачами данного курса являются:
1. Углубление и систематизация знаний учащихся;
2. Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. Овладение основными методами решения задач.
Место курса в учебном плане
Программы курса разработана из расчета общего количества часов в год - 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;

5. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
В процессе решения задачи ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности,
планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный
результат.
Коммуникативные
В процессе решения задач осуществляется знакомство с физическим языком, формируются речевые умения:
дети учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать
вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного
действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, учатся работать в парах, группах, фронтально.
Познавательные
В предлагаемом курсе физики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений
выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических
явлений, поиска решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции
(анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления,
обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя
при решении самых разных физических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели,
таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи,
рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с физическим
содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
Предметные результаты:
1. Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного
знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о
научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов
физики;
2. Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе
существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении
вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
3. Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых
экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и
цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений;
4. Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;
5. Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и
магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих
излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
6. Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний
механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
7. Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о
загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Содержание рабочей программы
11 класс
№п/п
Раздел
1.
Электрическое
поле.
Постоянный
электрический
ток.
Постоянный
электрический
ток
в
различных средах.

2.

Магнитное поле.

3.

Электромагнитные
колебания иволны.

4.

Квантовые свойства.

Основные изучаемые вопросы
Характеристика решения задач раздела: общее и разное,
примеры и приемы решения. Задачи разных видов на
описание электрического поля различными средствами:
законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных
электрических цепей. Задачи разных видов на описание
электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля —
Ленца,
законов последовательного
и
параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при
решении задач. Постановка и решение фронтальных
экспериментальных задач на определение показаний
приборов при изменении сопротивления тех или иных
участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и
т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в
электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика
носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи,
задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера
и сила Лоренца.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера
и сила Лоренца.
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной
индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца,
индуктивность. Задачи на переменный электрический ток:
характеристики
переменного
электрического
тока,
электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция,
поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала,
оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их
решения. Задачи на определение оптической схемы,
содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и
примеры решения. Конструкторские задачи и задачи на проекты:
плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных
колебаний, прибор для измерения освещенности, модель
передачи электроэнергии и др.
Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на
фотоэффект. Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм
решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход
реакций, закон радиоактивного распада. Качественные,
занимательные задачи, задачи с техническим содержанием,
комбинированные задачи.

Тематическое планирование курса «Практикум. Физика»
№
п/п

Раздел

Кол-во часов

11 класс
11

2

Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Постоянный
электрический ток в различных средах.
Магнитное поле.

3

Электромагнитные колебания и волны.

12

4

Квантовые свойства.

6

5

Защита проекта.

2

1

ИТОГО : 34 часа

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».