32 ЭК Рыночная экномика и право 10-11

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД

Рабочая программа
элективного курса
«Рыночная экономика и право»
10-11 классы
классы

2 года
срок реализации

Разработчик:
Легчанова А.В.,
учитель истории и обществознания
Обсуждена и согласована на
заседании МО
Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

г. Костомукша
2022

1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Рыночная экономика и право» для 10-11 классов
разработана в соответствии с требованиями и на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. с
изменениями и дополнениями);
- Программы среднего общего образования по предмету «Обществознание»;
- Авторской программы Т.В. Кашаниной, А.В. Кашанина для среднего общего образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, реализующего ФГОС СОО
МБОУ КГО «Гимназия».
Элективный курс «Рыночная экономика и право» предполагает рассмотрение сложных для
понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить
систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная
позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих заданий.
Изучение рыночной экономики и права на уровне общего среднего образования направлено на
достижение следующих целей:
-развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, экономикоправовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
содействие развитию профессиональных склонностей;
-воспитание
гражданской
ответственности
и
чувства
собственного
достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым
ценностям и институтам, правопорядку;
-освоение системы знаний о праве в экономике, о принципах, нормах и институтах права и экономики,
необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной
реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической
и экономической деятельности;
Задачи элективного курса состоят в использовании приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их
реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки
зрения права;
-применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на
заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях,
урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты
нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- самостоятельного составления простейших видов правовых документов (записки, заявления, справки
и т.п.).

Общая характеристика элективного курса

Рабочая программа по элективному курсу «Рыночная экономика и право» позволяет изучить не
только ведущие нормы национального законодательства в области экономики, но и важные правила и
проблемы международного экономического права.
«Рыночная экономика и право» как элективный курс создает основу для становления социальноэкономико-правовой компетентности учащихся, акцентирует внимание на проблемах реализации и
применения права в различных правовых ситуациях, имеющих отношение к экономике, а также
осознанного выбора модели получения образования и построения своего будущего.
Место элективного курса «Рыночная экономика и право»
Учебный план МБОУ КГО «Гимназия» отводит 68 часов для изучения элективного курса
«Рыночная экономика и право» на уровне среднего общего образования, в том числе: в 10 и 11 классах
по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

2.Планируемые результаты освоения элективного курса
«Рыночная экономика и право»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотъемлемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии
(нетерпимость к чужому, незнакомому, иностранному); коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка
к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), формирование традиционных
семейных ценностей;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических
отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Планируемые метапредметные результаты освоения элективного курса «Рыночная экономика и
право»
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно
и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать
их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
-Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы
права; выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия
«права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты
экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя
последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения
гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные
организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать
примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать

информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК
РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами
основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного
ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных
участников экономики; различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в
целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических
интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; высказывать
обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии
на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой
национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах
общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; характеризовать
механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских
правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; применять
знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению
терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлять противоречия
рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса в
конкретных ситуациях; различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента; определять место маркетинга в
деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; раскрывать фазы
экономического цикла;

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на
различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым
последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Программа обучения состоит из 12 модулей и учебных элементов
Учебные элементы представлены тремя видами учебной деятельности:
1.Лекция.
Лекционное изложение содержания всего модуля или микромодуля в целом с использованием опорного
конспекта, презентации. Учитель излагает и разъясняет общую структуру, значение содержания блока,
наиболее существенные и трудные для восприятия моменты, логические и другие связи, обобщенные
способы. Ученики либо следят за изложением по своему опорному конспекту, либо делают записи в
рабочих тетрадях.
2.Практическое
занятие.
Самостоятельное детальное изучение материала по учебнику по частям по плану «Программы».
Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует.
При необходимости вначале учитель объясняет материал сам, показывает образцы решения, включает
ученика в обсуждение изучаемого.
Закрепление материала и взаимопроверка по карточкам или по заданиям «Проверочной работы».
Используется методика работы в парах сменного состава ,групповая, индивидуальная.
Обобщающее занятие по всему модулю в виде семинара, конференции, дискуссии, игры, творческого
отчета и т. д.
3.Итоговый контроль
Виды деятельности.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
•
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых)
источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
•
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
•
формулирование собственных оценочных суждений о современном экономическом развитии
общества на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
•
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социально- экономической жизни, с
опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
•
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
•
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
•
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной
жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика;
•
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих
ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ ;
•
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в
реальной жизни;
• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в гимназии и городе.

3. Содержание элективного курса «Рыночная экономика и право»
10 класс
1.Модуль
Роль права в условиях рыночной экономики - (5часов). Роль права в жизни общества. Понятие
права. Значение права в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Рыночная
экономика как объект воздействия права. Присваивающее и производящее хозяйства. Факторы
производства. Традиционная, централизованная, рыночная экономики. Причины государственноправового регулирования экономики. Социально-экономические права граждан в РФ и их виды.
Законодательство РФ, регулирующие предпринимательство, формы ведения предпринимательства,
специальные законы
2.Модуль

Юридические
формы
предпринимательства(7часов).
Понятие
предпринимательства.
Предпринимательство- инициативная и самостоятельная деятельность. Предпринимательстводеятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимательство- рискованная деятельность.
Формы
предпринимательства.
Индивидуальное
предпринимательство.
Партнерское
предпринимательство. Корпоративное предпринимательство. Юридические лица: понятие и виды.
Признаки юридического лица. Виды коммерческих организаций. Хозяйственные товарищества и
общества. Производственный кооператив. Унитарные предприятия. Создание, реорганизация и
ликвидация коммерческих организаций. Банкротство предпринимателей. Причины банкротства.
Порядок банкротства.
3.Модуль
Собственность – (9 часов)
Понятие права собственности. Объективное и субъективное право собственности. Правомочия
владения, использования и распоряжения. Субъекты права собственности. Виды собственности. Право
собственности граждан. Право частной собственности юридических лиц. Право государственной и
муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Право
общей собственности. . Наследование имущества. Виды наследования. Способы (основания)
приобретения и прекращения права собственности Законодательство, регулирующее отношения
собственности
4.Модуль
Договоры – (5 часов)
Понятие договора. Понятие обязательства. Основания возникновения обязательств. Принципы
договора. Содержание договора. Существенные и несущественные условия договора. Формы договора.
Виды договора. Порядок заключения договора. Стадии заключения договора. Способы обеспечения
исполнения договора. Неустойка. Залог. Удержание. Поручительство. Задаток. Гражданско-правовая
ответственность за неисполнение договоров. Виды гражданско-правовой ответственности. Возмещение
убытков. Основание и условия ответственности за неисполнение договоров.
5. модуль
Деньги и ценные бумаги – (3часа)
Денежная система. Официальная денежная система. Эмиссия денег. Денежное обращение. Понятие и
виды ценных бумаг. Признаки ценных бумаг. Функции ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Понятие
рынка ценных бумаг и его участники. Эмитенты ценных бумаг. Инвесторы ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
6. Модуль
Банковские операции- (3 часа)
Кредитные организации и банковская деятельность. Понятие банка и кредитных учреждений.
Банковская система РФ. Договор займа, кредита и банковского вклада. Банковские операции. Договор
займа. Кредитный договор. Договор банковского счета. Расчетные отношения. Расчеты. Современные
платежные средства
11
класс
1.Модудь
Труд и социальная защита – (6 часов)
Законодательство о труде. Источники права. Отдельные акты о труде. Подзаконные нормативные акты.
Корпоративные или внутриорганизационные нормативные акты. Занятость и трудоустройство в РФ.
Граждане как субъекты трудового права. Работодатели. Трудовой договор. Гарантии при приеме на
работу. Документы, необходимые при поступлении на работу. Содержание трудового договора. Форма
трудового договора. Увольнение работника. Оформление увольнения. Безработица. Регистрация
безработных. Подходящая работа. Пособие по безработице. Страхование и пенсионное дело. Виды
социальной помощи.
2.Модуль
Государственный бюджет- (4 часа)
Бюджетная система РФ. Понятие бюджета. Принципы построения бюджетной системы. Структура
бюджета. Налоговая система РФ. Понятие налога. Функции налогов. Виды налогов. Закон о налоге.

Понятие конкуренции. Практические меры по развитию конкуренции. Защита конкуренции от
злоупотреблений. Естественные монополии. Антимонопольное законодательство.
3.Модуль
Экономическое партнерство с другими странами– (4часа)
Законодательство о внешнеэкономической деятельности. Понятие и виды внешнеэкономической
деятельности. Международная купля - продажа. Тарифное и нетарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности. Таможенное законодательство. Виды таможенных режимов.
Таможенные пошлины. Ответственность за нарушение таможенного законодательства.
4.Модуль
Правоохранительные органы- (6 часов)
Правоохранительная система и ее задачи. Суды общей юрисдикции. Категории судебных дел. Система
общих судов. Арбитражные суды. Особенности судебной власти. Прокуратура и ее компетенция.
Система органов прокуратуры. Милиция. Уголовно-исполнительные учреждения. Органы
государственной безопасности. Внешняя разведка. Нотариат. Обязанности и полномочия нотариуса.
Налоговая полиция. Таможенные органы. Адвокатура. Задачи адвокатуры. Обязанности адвоката. Виды
юридической помощи.
5.Модуль
Экономические споры – (6 часов)
Понятие гражданских споров. Виды гражданских споров. Понятие и виды гражданских правовых
споров. Досудебный порядок рассмотрения споров. Понятие и значение процессуального права.
Способы разрешения споров. Срок рассмотрения претензий.
Судебный порядок рассмотрения споров. Судебные расходы. Доказательства. Стадии судебного
разбирательства. Обжалование судебных решений. Подсудность имущественных споров. Правила
территориального критерия. Исковая давность. Сроки исковой давности.
6.Модуль
Защита гражданских и трудовых прав – (6 часов)
Общие способы защиты права собственности. Уголовная и административная ответственность.
Специальные способы защиты права собственности. Защита права собственности. Защита чести,
достоинства, деловой репутации. Понятие чести, достоинства и деловой репутации. Уголовно- правовая
и гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации. Истцы и ответчики. Защита
прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей в сфере его применения. Основные
права потребителей. Ответственность продавца. Защита прав акционеров. Защита трудовых прав
граждан. Понятие и виды трудовых споров. Формирование комиссии по трудовым спорам. Сроки и
порядок рассмотрения споров в комиссии по трудовым спорам. Рассмотрение трудовых споров в суде.
Требования работников. Примирительные процедуры
разрешения коллективного трудового спора. Порядок урегулирования забастовок. Защита трудовых
прав несовершеннолетних.

4.
10 класс
№
Название модуля

Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся

1

2

3

4

5

Роль права в условиях Излагать роль права в жизни общества, значение права в
рыночной экономики
политической, экономической, социальной и духовной
сферах. Объяснять рыночную экономику как объект
воздействия права. Характеризовать
традиционную,
централизованная, рыночная экономики. Выявлять
причины
государственно-правового
регулирования
экономики. Знать социально-экономические права
граждан в РФ и их виды. Законодательство РФ,
регулирующие предпринимательство, формы ведения
предпринимательства, специальные законы
Юридические
формы Излагать
понятие
предпринимательства.
Знать
предпринимательства
особенности
предпринимательства,
формы
предпринимательства,. Юридические лица: понятие и
виды. Признаки юридического лица. Характеризовать
виды коммерческих организаций,
выявлять их
достоинства и недостатки. Объяснять создание,
реорганизация и ликвидация коммерческих организаций.
Банкротство предпринимателей. Причины банкротства.
Порядок
банкротства.
Описывать
социальноэкономическую роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационно-правовые формы
предпринимательской
деятельности.
Объяснять
преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать
собственное
отношение
к
проблеме
соблюдения
морально-этических
норм
в
предпринимательстве. Оценивать возможности своего
участия в предпринимательской деятельности
Собственность
Раскрывать смысл понятие права собственности,
объективное и субъективное право собственности.
Объяснять правомочия владения, использования и
распоряжения. Характеризовать право собственности на
движимое и недвижимое имущество право общей
собственности.
Выявлять
порядок
наследования
имущества. Анализировать виды наследования, способы
(основания) приобретения и прекращения права
собственности .
Договоры
Раскрывать смысл понятий договора.,
понятие
обязательства. Выявлять
основания возникновения
обязательств. Характеризовать формы договора, виды
договора. Объяснять порядок заключения договора,
стадии заключения договора, способы обеспечения
исполнения договора. Анализировать неустойку, залог.
Удержание,
поручительство,
задаток.
Выявлять
гражданско-правовую ответственность за неисполнение
договоров. Определять виды гражданско-правовой
ответственности, возмещение убытков, основание и
условия ответственности за неисполнение договоров.
Деньги и ценные бумаги
Объяснять суть закона денежного обращения Понятие и
виды ценных бумаг. Характеризовать признаки ценных
бумаг. Функции ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
Излагать механизм работы рынка ценных бумаг .
Эмитенты ценных бумаг. Инвесторы ценных бумаг.
Моделировать профессиональных участников рынка
ценных бумаг.

6

Банковские операции

7

Промежуточная
аттестация
Контрольное
тестирование

11 класс
Название модуля
1
Труд и социальная защита

2

Государственный бюджет

3

Экономическое
партнерство с
странами

4

Правоохранительные
органы

5

Экономические споры

Участие в обучающих ситуативных и деловых играх,
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Индивидуальная самостоятельная работа по
систематизации теоретических сведений по теме занятия
в процессе предварительной подготовки к занятию
(прочтение и осмысление теоретического материала,
составление плана конспекта, схемы, предварительный
подбор ситуативных примеров социальной
действительности в соответствии с темой)

Основные виды учебной деятельности учащихся
Знать Законодательство о труде. Отдельные акты о
труде. Владеть информацией
о занятости и
трудоустройстве в РФ. Граждане как субъекты трудового
права. Работодатели. Уметь заполнять трудовой договор.
Гарантии при приеме на работу. Умение заполнять и
формировать документы, необходимые при поступлении
на работу. Перечислять причины увольнения работника.
Оформление увольнения. Безработица. Посещение
центра занятости -регистрация безработных. Объяснять
понятия: подходящая работа, пособие по безработице,
страхование и пенсионное дело, виды социальной
помощи.
Анализировать демографические изменения на рынке
труда
Излагать принципы построения бюджетной системы,
понимать структуру бюджета. Анализировать природу
всех видов налоговых систем.

Изучать законодательство о внешнеэкономической
другими деятельности. Характеризовать понятие и виды
внешнеэкономической
деятельности.
Объяснять
тарифное
и
нетарифное
регулирование
внешнеэкономической
деятельности.
Толковать
таможенное законодательство, виды таможенных
режимов, таможенные пошлины, ответственность за
нарушение таможенного законодательства.
Раскрывать смысл понятий правоохранительная система,
суды общей юрисдикции. Классифицировать категории
судебных дел, систему общих судов. Составлять схему
правоохранительных
органов
РФ.
Объяснять
обязанности и полномочия нотариуса, налоговой
полиции, таможенных органов, адвокатуры. Выявлять и
умение применять виды юридической помощи.
Раскрывать смысл понятия гражданских споров.
Перечислять виды гражданских споров. Характеризовать
порядок рассмотрения споров. Объяснять понятие и
значение процессуального права, способы разрешения
споров, срок рассмотрения претензий.
Анализировать судебный порядок рассмотрения споров,
судебные расходы, доказательства, стадии судебного

6

7

разбирательства, обжалование судебных решений.
Защита гражданских и Работа с теоретическими источниками;
трудовых прав
изложение и аргументация собственных суждений о
явлениях; участие в дискуссиях по актуальным
проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции;
оппонирование иному мнению; подготовка доклада и
выступление с презентацией;
решение ситуационных задач (кейсов), участие в
обучающих ситуативных и деловых играх, тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Промежуточная
Индивидуальная самостоятельная работа по
аттестация. Контрольное систематизации теоретических сведений по теме занятия
тестирование
в процессе предварительной подготовки к занятию
(прочтение и осмысление теоретического материала,
составление плана конспекта, схемы, предварительный
подбор ситуативных примеров социальной
действительности в соответствии с темой)

5.

Учебно-методическое обеспечение

Информационно – методическое обеспечение
1.Учебник «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин, М., «Вита-пресс», 2003г.
2.Учебник « Экономика» 10-11 кл. В.И. Липсиц М., «Вита-пресс», 2005г
3.Методическое пособие «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Новый
учебник», 2003
4.Хрестоматия «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Вита-пресс», 2001
Интернет-ресурсы:
www.economicus.ru Собрание электронных материалов по экономике и истории экономической мысли.
Биографические статьи и труды русских и зарубежных экономистов и пр.
•
http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в школе
•
http://center.fio.ru/som/subiect.asp?id=10001207 Актуальные материалы по экономическому
образованию, обширные ссылки на сетевые ресурсы, учебные и методические материалы.
•
http://www.hse.ru - Олимпиады по экономике.
•
http://www.mosfund.ru/open - Главный акцент делается на активные образовательные формы ролевые игры, конференции и семинары.
•
www.marketing.spb.ru - Виртуальная библиотека. Статьи, монографии, рефераты.
•
www.allbest.ru/eko.htm - Для студентов. Каталог ссылок. Рефераты, библиотеки.
•
http://personnel.uapa.ru/course. Тесты для самоконтроля.
•
http://www.it-n.ru/reg.aspx- сеть творческих учителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».