33 ЭК Актуальные вопросы обществознания 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД

Рабочая программа
элективного курса
«Актуальные вопросы обществознания»
10-11 классы
классы

2 года
срок реализации

Разработчик:
Легчанова А.В.,
учитель истории и обществознания

Обсуждена и согласована на
заседании МО
Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

г. Костомукша
2022

1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11
классов разработана в соответствии с требованиями и на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. с
изменениями и дополнениями);
- Программы среднего общего образования по предмету «Обществознание»;
- Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание (10—11 классы, базовый уровень)
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, реализующего ФГОС СОО
МБОУ КГО «Гимназия».
Изучение обществознания на уровне общего среднего общего образования предполагает
использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя
четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из
названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном
взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты
обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной
трактовки, и являются сложными для понимания десятиклассниками.
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» предполагает рассмотрение сложных
для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить
систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная
позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих заданий.
Цель элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»: освоение системы
обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков.
Задачи курса:
1.
На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания
систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2.
Повысить мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала,
исследовательской и проектной деятельности.
3.
Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной
позиции.
Общая характеристика элективного курса
Содержание элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» представлено модульной
системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности, путем
обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям
обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включѐнные в данную программу,
представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом
хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного
процесса.Программный материал отражает все современные запросы общества: возможность
рассмотрения места человека в системе мироздания, осознания смысла и предназначения его
существования, выработки определенного стиля поведения; осознание приоритета отечественных
социальных ценностей и политических, экономических и духовно-нравственных ориентаций,
актуализация разнообразных общечеловеческих, национальных, религиозных и гражданские ценностей.
Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на национальный
воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.
Программа предусматривает формирование таких качеств личности как: активность,
инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии и самооценке, готовность обучаться
в течение всей жизни, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение
ставить и достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и осмысливать его
последствия, прогнозировать результаты собственной деятельности, вести консенсусный диалог.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и
возрастной психологии, включает национально- региональный компонент и направлено на решение
задач по формированию у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения

основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными
институтами, а также по формированию базовых социальных компетенций функциональной
общегражданской грамотности.
Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» состоит из шести
разделов: Человек и общество; Экономика; Социальные отношения; Политическая система общества,
Конституция РФ; Право.
Принципы и особенности содержания Программы:

Принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в
изучении отдельных блоков и тем курса «Актуальные вопросы обществознания», обеспечения
логических связей между усвоением способов действий и знаний, между формами и методами обучения
и формами и методами контроля (самоконтроля), что позволит увеличить объем усвоения учебного
материала.

Принцип непрерывности заключается в реализации процесса личностного и
образовательного роста потенциала обучающегося на уровне среднего общего образования на основе
продолжения преподавания обществоведческого курса, его повторения и углубления знаний об
обществе, полученных на уровне основного общего образования.

Принцип
доступности
и
индивидуализации
подразумевает
выбор
главногоисущественноговэмпирическомкомпонентесодержаниякурса, использования в ходе обучения
достаточного количества идей, теорий и закономерностей развития общества, что в полной степени
реализует дифференцированный подход к личности каждого обучающегося и обеспечивает
нормированный объем домашнего задания.

Принцип вариативности в организации образовательной деятельности является одним из
фундаментальных характеристик нового качественного обеспечения образования обучающихся и
предполагает многообразие и гибкость используемых в Программе форм, средств и методов обучения,
реализуемых в зависимости от особенностей региона, типа образовательного учреждения.

Системно-деятельностный подход своей основной целью имеет формирование у
обучающихся целостного представления об обществе как системе тесно взаимосвязанных элементов
(сфер и институтов), что направлено на рассмотрение взаимосвязи теоретических положений курса с
социальной практикой и достижением предметных, метапредметных и личностных результатов.
На
уровне
среднего
общего
образования
элективного курса «Актуальные вопросы
обществознания» является обязательным по выбору для изучения
и
является
одной
из
составляющих предметной области «Общественно-научные предметы».
Место элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»
в учебном плане
Учебный план МБОУ КГО «Гимназия» отводит 68 часов для изучения элективного курса
«Актуальные вопросы обществознания» на уровне среднего общего образования в 10 и 11 классах по 34
часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

2. Планируемые результаты освоения элективного курса
Планируемые результаты освоения программы элективного курса «Актуальные вопросы
обществознания» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности,
так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:

отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности передРодиной;

отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;


сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурноммире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах
деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных отношений.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

2умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей; владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные
стратегии решения задач;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;

умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных
ситуациях;

способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку;

умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;

умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия


моделирование социальных процессов;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);

способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской
деятельности;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и
реальными объектами для их объяснения;

овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей, процессов или явлений;

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию,
сопоставлять факты, делать заключения и выводы;

уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами
исследовательского характера;

умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;

развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;

владение навыками организации и участия в коллективной деятельности
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»
обучающийся научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений

Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

выявлять
роль агентов
социализации
на
основных
этапах социализации
индивида;

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в
жизни человека.
Общество как сложная динамическая система

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;


выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;

приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать
свои суждения, выводы;

формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

объяснять
механизм
свободного ценообразования, приводить
примеры
действия
законов спроса и предложения;

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных
участников экономики;

различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;

различать экономические и бухгалтерские издержки;

приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики
в целом и для различных социальных групп;

выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;

определять причины безработицы, различать ее виды;

высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области
занятости;

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики
государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП
(валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения

Выделять критерии социальной стратификации;

анализировать
социальную информацию из
адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;

выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в условиях современного рынка труда;

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

конкретизировать примерами виды социальных норм;

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;

различать
позитивные и
негативные девиации,
раскрывать на
примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с

точки зрения социальных норм;

различать
виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их
разрешения;

характеризовать
основные
принципы
национальной
политики
России
на
современном этапе;

характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;

характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;

высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в
стране;

формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным
проблемам социальной сферы, сравнивать. анализировать,

делать выводы,
рационально решать
познавательные
и проблемные задачи;

оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика

Выделять
субъектов
политической
деятельности и
объекты
политического
воздействия;

различать политическую власть и другие виды власти;

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;

высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

раскрывать роль и функции политической системы;

характеризовать государство как центральный институт политической системы;

различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных
типов в общественном развитии;

обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли
в общественном развитии) демократии;

характеризовать демократическую избирательную систему;

различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;

определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

конкретизировать примерами роль политической идеологии;

раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;

оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия,
высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

выделять основные элементы системы права;

выстраивать иерархию нормативных актов;

анализировать,
делать выводы,
рационально решать
познавательные
и
проблемные задачи;

оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций

толерантности.
Правовое регулирование общественных отношений

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

выделять основные элементы системы права;

выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с
проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;

обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты
экологических прав;

раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах
гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

различать организационно-правовые формы предприятий;

характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные
организации профессионального и высшего образования;

характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Обучающийся получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений


Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и
повседневной жизни;

оценивать
разнообразные явления
и
процессы
общественного развития;

характеризовать основные методы научного познания;

выявлять особенности социального познания;

различать типы мировоззрений;

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с
проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;

обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты
экологических прав;

раскрывать содержание гражданских правоотношений;

применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя
последствия принимаемых решений;

различать организационно-правовые формы предприятий;

характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные
организации профессионального и высшего образования;

характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;


извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Общество как сложная динамическая система

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и
общественным развитием в целом;

выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы
общественного развития;

систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его
структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать
источники
финансирования
малых и
крупных предприятий

определять
практическое назначение
основных
функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

раскрывать фазы экономического цикла;

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на
различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического
развития, экономического развития России.

Социальные отношения

Выделять
причины

социального неравенства в
истории
и
современном
обществе;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в современных условиях;

анализировать ситуации,
связанные
с
различными способами разрешения социальных
конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и
религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном
обществе;

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных
переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания
способы преодоления отклоняющегося поведения;

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества
в Российской Федерации, выделять проблемы;

выделять основные этапы избирательной кампании;

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических
лидеров;

характеризовать особенности политического процесса в России;

анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений


Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах
общественных отношений;

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

характеризовать
механизм
судебной
защиты
прав человека
и гражданина в
РФ;

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

характеризовать основные направления деятельности государственных органов по

предотвращению
терроризма,
противодействиитерроризму.

раскрывать

роль

СМИ

и

гражданского

общества

в

Оценочный инструментарий
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего,
этапного и итогового педагогического контроля по Программе элективного курса «Актуальные вопросы
обществознания».
Отметка
Требования
5 (отлично)
Ответ полный и правильный, материал изложен в определѐнной логической
последовательности литературным языком; представлена собственная точка
зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы (темы) на
теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным
использованием терминологии и понятий в контексте
ответа;
дана
аргументация своего мнения с опорой на социально-политические факты.
4 (хорошо)
Ответ полный и правильный, материал изложен в определѐнной логической
последовательности, но при этом допущены 2-3 несущественные ошибки,
исправленные по требованию учителя; представлена собственная точка
зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы (темы) с корректным
использованием понятийного аппарата в контексте ответа.
3 (удовлетворительно) Около половины ключевых понятий темы, отбираются, определяются и
описываются; включается около половины
значительных
фактов,
поддерживающих детали;
Около половины объема информации правильной, остальная – неверная,
неточная или отсутствует.
2
Незначительное количество ключевых понятий темы отбираются,
(неудовлетворительно) определяются, описываются; факты, поддерживающие детали не включаются
или включаются крайне недостаточно; в основном информация неверная,
неточная или не относится к делу.

3. Содержание элективного курса
10 класс
Введение – 2 часа
Структура работы ЕГЭ по обществознанию .Алгоритм написания эссе
1.Человек и общество – 9 часов
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида. Личность
как субъект общественной жизни. Особенности русского культурного архетипа. Многообразие видов
деятельности человека Познание мира. Общество как форма жизнедеятельности людей.
2. Экономика – 14 часов
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Спрос и предложение. Конкуренция и ее
виды. Экономика фирмы. Роль государства в экономике. Инфляция. Безработица. Банковская
система.Финансовые институты. Налоги. Государственный бюджет. Ценные бумаги.

3. Право – 8 часов
Право, его роль в жизни общества и государства. Юридическая ответственность. Субъекты
гражданского права. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Семейное право.
Трудовое право. Процессуальные отрасли права.
11класс
Социальные отношения – 10 часов
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды
социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы
в современном обществе. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Политическая система общества – 11 часов
Понятие и признаки государства. Государственное устройство. Функции государства. Политический
режим. Демократия: ее признаки , виды. Политический процесс. Политические партии. Политическая
элита и политические лидерство.
Конституция Российской Федерации – 12 часов
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина
.Федеративное устройство РФ. Организация государственной власти в РФ.
Освоение курса требует от учащихся владения навыками публичных выступлений (доклад,
высказывания, монолог, дискуссия), следования этическим нормам и правилам ведения диалога.
Приветствуется опыт организации и участия в коллективной деятельности в группах: постановка общей
цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

4.Тематическое планирование
10 класс
№
п/п

Название
раздела

1.

Введение.

2.

Человек и
общество

Кол-во
Характеристика основных видов деятельности ученика
часов на
изучение
раздела
2
Познакомиться с основным содержанием элективного курса .
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в
процессе учебной деятельности. Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
9
Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать
примерами связи между подсистемами и элементами общества.
Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль
социальных институтов в жизни общества.
Описывать современные представления о природе человека и
конкретизировать фактами социальной жизни её проявления.
Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность
процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный
опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры
достижения жизненного успеха.

3.

Экономика

14

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему
ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и
экономические блага. Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора. Характеризовать основные
проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Решение тестовых
заданий. Решение заданий на анализ признаков событий или явлений.
Решение заданий на классификацию событий, явлений; Выполнение
заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям,
процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей; составление простого плана.

4.

Право

8

5.

Обобщающее 1
повторение

Работа с теоретическими источниками;
изложение и аргументация собственных суждений о явлениях;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным проблемам,
отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному
мнению; подготовка доклада и выступление с презентацией;
решение ситуационных задач (кейсов), участие в обучающих
ситуативных и деловых играх, тренингах, моделирующих ситуации из
реальной жизни.
Индивидуальная самостоятельная работа по систематизации
теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной
подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического
материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный
подбор ситуативных примеров социальной действительности в
соответствии с темой)

Итого
11 класс
№
Название
п/п раздела

1.

Социальные
отношения

34
Кол-во
Характеристика основных видов деятельности ученика
часов на
изучение
раздела
10
Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на
примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять
причины социального неравенства в истории и в современном
обществе. Называть критерии социальной стратификации. Различать
виды социальной мобильности. Приводить примеры государственной
поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи
в социализации личности. Анализировать способы поддержки
культуры быта. Высказывать обоснованном суждение о факторах,
негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране.
Называть особенности возрастного состава населения России.
Оценивать роль миграции в решении демографических проблем.

2.

Политическая 11
система
общества

3.

Конституция
Российской
Федерации

12

4.

Обобщающее
повторение

1

Итого

34

Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты
политического воздействия. Соотносить властные и политические
отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические
цели и политические действия. Устанавливать причинноследственные связи между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности. Высказывать обоснованное
суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль
политических институтов в жизни общества. Характеризовать и
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса.
Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса.
Различать непосредственное политическое участие и приводить
примеры. Объяснять значение структурных элементов политической
культуры личности. Сравнивать типы политической культуры.
Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в
политике с позиций демократической политической культуры.
Анализировать основные тенденции современного политического
процесса
Ознакомление и осмысление поправок к конституции РФ. Различать
понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять
конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать
воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской
службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать
взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту
взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей.
Индивидуальная самостоятельная работа по систематизации
теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной
подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического
материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный
подбор ситуативных примеров социальной действительности в
соответствии с темой)

5. Учебно-методическое обеспечение
УМК для учащихся:
1.
Обществознание. 10 класс: учебник общеобразовательных организаций: базовый уровень/
Л.Н.Боголюбов, Ю.И. А.И.Матвеев и др. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – 2 изд.- М.:
Просвещение, 2020
2.
Обществознание. 11 класс: учебник общеобразовательных организаций: базовый уровень/
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2020
Дополнительная литература:
1. Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: ВитаПресс, 2007-2010.
2. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
3. Никитин А.Ф. Право. Учебник
для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:
Издательство: Просвещение. Серия: Обществознание 2014
Литература для учителя:
1. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.
организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др. – М.: Просвещение, 2020

2. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Модульный триактив.10, 11 классы, Национальная
контрольно-диагностическая лаборатория.
Информационно – методическое обеспечение
Интернет - ресурсы

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена
в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего общего образования».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».