34 ЭК Анализ художественного произведения 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Анализ художественного произведения»
11 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик:
Елфимова М.Е., учитель
русского языка и литературы

Обсуждена и согласована
на МО
Протокол №1 от 31.08.2022г.

г. Костомукша
2022г.

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Анализ художественного произведения» для 11 класса в
МБОУ КГО «Гимназия» составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. с
изменениями и дополнениями);
 Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, реализующего ФГОС
СОО МБОУ КГО «Гимназия».
 Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637).
Общая характеристика
Элективный курс по литературе «Анализ художественного произведения» посвящён одной из
ключевых задач литературного образования в школе – обучению анализу художественного текста. Он
является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы
анализа художественного текста.
Направленность программы элективного курса по содержанию является нравственно-духовной.
Цели и задачи
Цели курса:
1.Развитие у учащихся навыков владения устной и письменной речью при работе с художественным
текстом
2.Расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста
Задачи курса:
-формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления;
-развитие навыка аргументированного анализа художественного текста;
-развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении;
-совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных
функциональных стилей;
-совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как
инструментом анализа художественного текста;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинениярассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью.

2. Содержание курса
Художественное произведение как эстетический объект. Введение. Предмет и задачи
факультативного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение
литературного произведения, его художественная целостность. Лекция учителя с элементами беседы,
работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного
произведения.
Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Литературоведение в ряду
других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвистика, социология,
теория межличностного общения, религиоведение, философия, учение о мифотворчестве).
Природа искусства как исходная категория поэтики. Обращенность поэтики к проблеме
творчества (греч. poietiketechne- творческое искусство). Тайна творчества. Познание, созидание,
самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав
осознанного и непреднамеренного.

Вопрос о назначении искусства. Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в
литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как
две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.
Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного
произведения. Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация
элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различных уровней
художественного целого.
Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. Герменевтика как наука о
понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации.
Автор в художественном произведении. Автор - повествователь - писатель. Образ автора в
художественном произведении, его духовно-биографический опыт. Голос автора в произведении и
авторская позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция автора с учетом жанрово-родового
аспекта.
Сюжет художественного произведения. Сущность триады: сюжет - обстоятельства - действие.
Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула.
Композиция художественного произведения. Композиция как расположение и соотнесенность
компонентов художественной формы:
Роль и место конфликта в поэтике произведения. Конфликт как функция сюжета. «Вечные
конфликты». Классификация конфликтов с точки зрения проблематики произведения
Художественный образ. Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции:
обобщение и объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явления
действительности. Образная система произведения.
Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Литературный герой (действующее лицо,
персонаж, индивидуальный образ, характер, тип, собирательный образ).
Пейзаж и его функции в произведении. Образ природы в литературе. Способы его создания.
Соотнесенность трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный,
урбанистический (изображение города), космический. Пейзаж и его связь с литературными
направлениями.
Функция портрета в художественном произведении. Задачи введения портрета в текст
произведения: зрительное представление героя, указание на его внутреннюю сущность, выявление его
психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета.
Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Отличие подробности от детали. Детализация
- неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Классификация подробностей и деталей:
детали быта, пейзажные подробности, детали интерьера, портретные детали, психологическая
подробность и др. Символ как знак, несущий иносказательный смысл. Отличие символа от аллегории.
Стиль. Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние
особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы (2часа).
Виды тропов.
Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения (3 часа). Проза и поэзия как две формы
художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые
разновидности лирики, эпоса, драмы.
Зачет (2 часа) Комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим
обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса (2
часа).
Формы организации работы.

групповая;

индивидуальная;
коллективная;
Виды деятельности

Игровая

Познавательная

Досугово-развлекательная.



3. Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
-самостоятельно анализировать художественный текст;
-выполнять информационную, лингвистическую обработку текста;
-отбирать лексические и грамматические средства для устной и письменной речи;
-строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом и стилем речи;
-аргументировать положения своей работы;
-уметь пользоваться словарями и другими источниками информации;
-владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Личностные универсальные учебные действия:
-воспитывать любовь и уважение к Отечеству;
- развивать деловые качества: самостоятельность, ответственность, активность.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
-владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
-осуществлять выбор вида анализа текста в зависимости от цели.
Регулятивные универсальные учебные действия
-оценивать степень самовыражения и воплощения образа через творческую реализацию;
-вносить необходимые коррективы;
-формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приёмами.
-уметь планировать работу и определять последовательность действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

4.
Раздел

Тематическое планирование

Количес
Основные виды деятельности учащихся
тво
часов
Художественное
Уметь конспектировать лекцию учителя. Устанавливают
1
произведение
как
закономерности создания художественного произведения.
эстетический объект.
Демонстрируют на конкретных примерах взаимосвязь литературы
и других видов искусства.
Поэтика как одна из
Раскрывают идею прочитанного произведения, аргументировано
3
старейших
излагают авторскую позицию, опираясь на анализ конкретных
дисциплин
эпизодов, образов произведения.
литературоведения
Структурная
Формулируют и аргументировано защищают свою точку зрения
2
организация
по определённой нравственной или мировоззренческой проблеме,
художественного
отражённой в художественных произведениях.

текста. Форма и
содержание
художественного
произведения
Интерпретация
художественного
произведения (автор,
сюжет, композиция,
конфликт,
художественный
образ,
пейзаж,
портрет,
деталь,
символ, стиль)

21

Средства
выразительности в
языке.
Стилистические
фигуры и тропы
Роды
литературы.
Проза и поэзия.
Основы
стиховедения
Зачет

2

Итого

34

Самостоятельно анализируют художественный текст. Создают
комплексную характеристику героя. В устной и письменной
форме дают характеристику персонажам, определяют приемы
создания образов, сопоставляют разные виды конфликтов. Умеют
использовать термины, описывающие художественный мир
прозаического и лирического текстов. Умеют характеризовать
основные элементы изображённого мира (пейзаж, интерьер,
вещный мир и т. д.) в контексте авторской идеи. Создают устные
сообщения на основе анализа конкретных фрагментов
произведения.
Определяют средства художественной выразительности и
раскрывают их роль в стихотворениях.

3

Выделяют сквозные темы, идеи, мотивы, образы в творчестве
поэта, сопоставляя прочитанные произведения разных родов,
жанров.

2

Создают сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос на
литературную или нравственно-философскую тему, затронутую
писателем,
обращаются
к
тексту
произведения
для
аргументирования и иллюстрирования собственной позиции.

5.

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся
1. Тексты художественной литературы.
Литература для учителя
1.Задание с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку: от проблемы к аргументам. /О.В.Волкова,
Я.В.Алексеева. Казань, 2021.
2.Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое
пособие. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Ростов на Дону: Легион-М.,2022.
3.Г.Т. Егораева. Русский язык. Выполнение задания 3 (С) (Учебно-методическое пособие).- М.:
Экзамен, 2019 г
4Литература. 11 класс: филологический анализ художественного текста: элективный курс / авт.-сост.
И.В. Арисова. – Волгоград: Учитель, 2021.

6. Материально-техническое обеспечение курса
Учебное оборудование: книги, портреты, дидактический материал.
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Видеокамера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».