5 5 кл.- Психология общения 2023-2024

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Психология общения»
5 классы
классы

1 года
срок реализации

Разработчик: Павлыш О.А.
Педагог-психолог

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Психология общения» разработана на
основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков
«Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена
для обучающихся 5 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в
рамках учебного плана.
В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им
необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной
ступени образования на другую.
В средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости
следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности у некоторых учащихся произойдет
временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам
обучения, принятым в средней школе.
Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает
понемногу возрастать агрессивность. Основной формой проявления самостоятельности становятся
различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную
агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями,
педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные
индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления
агрессии.
Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки
родителей — любовь к ребенку и тревога за него. Большинство подростков в этом возрасте проявляют
живой интерес к самопознанию, они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им
посмотреть на самих себя. Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы
направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует
развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек
полноценно выполняет свои социальные функции.
Цель программы: помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить
подростка лучше понимать себя и других, принимать оветственность за свои поступки, обрести
уверенность в собственных силах.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему
миру другого человека.
2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных
отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего моционального состояния в ходе
общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
2

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-х классов. Занятия проходят по 1 часу 1 раз в
неделю, что составляет 17 часов в год.
Общая характеристика курса:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со
школьниками, которая включает три основных компонента:
-аксиологический (связанный с сознанием)
- инструментально-технологический
- потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека,
его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком
ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми
объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания,
способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во
взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в
саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется
параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от
целей, делается акцент на одном из них.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий:
лекции, фронтальная беседа, дискуссия, диспут, просмотр отрывков из кинофильмов, концертов,
спектаклей, продуктивные игры, психогимнастика, рисуночные методы, техники и приёмы
саморегуляции, элементы сказкотерапии.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.
Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром. Улучшатся навыки общения детей друг с
другом, дети станут более доброжелательны друг к другу. Улучшится социометрический статус
некоторых учащихся. Дети на занятиях расширят навыки взаимодействия друг с другом, с
окружающим миром.
Результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
5 класс
Регулятивные УУД:


осознавать свои личные качества, способности и возможности



осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции



овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
3



научиться контролировать собственное агрессивное поведение



осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.



учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:


учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе



планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности



адекватно воспринимать оценки учителей



уметь распознавать чувства других людей



обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни



уметь формулировать собственные проблемы

Коммуникативные УУД:


учиться строить взаимоотношения с окружающими



учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации



учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других



учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями



формулировать свое собственное мнение и позицию

учиться толерантному отношению к другому человеку

Содержание курса 5 класса
№ п\п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Раздел 1.

Введение в мир психологии.

1

Раздел 2.

Я – это я. Адаптация к средней ступени обучения

4

Раздел 3.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

3

Раздел 4.

Я и мой внутренний мир.

2

Раздел 5.

Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

Раздел 6.

Я и Ты.

4

Раздел 7.

Мы начинаем меняться.

2
17 ч.

4

Тематическое планирование 5 класс
№

дата

Тема урока. Содержание программы

Кол-во
часов

1
1.1

Вводный урок
Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое
психология. Содержание: Зачем человеку занятия
психологией. Я - пятиклассник. Игра «Ассоциация».
Счастье – это…Социометрия – тест на межличностные
отношения.

1
1

2
2.1

Я – это я. Адаптация к средней ступени обучения
Кто Я, какой Я? Содержание: Что я знаю о себе? Какой
Я? Какими я обладаю качествами, способностями,
возможностями. Игры на выбор: «Угадай, чей голосок.»,
«Те, кто…» , «Кого загадал ведущий», «Угадай, кому
письмо». Нарисуй свою роль. Тест на определение
уровня развития эмоционально-волевой сферы. Тест
Филлипса на определение уровня . Тест на определение
уровня развития эмоционально-волевой сферы.

4
1

2.2

Понятие «Самооценка», «Самокритика». Содержание:
Игра «Чьи ладони». Моя ладошка. Я могу, я умею.
Почему я это умею? Потерянное могу. Как поощрить
пятиклассника. Анкета на определение уровня адаптации
к обучению в 5 классе.

1

2.3

Почему для человека так важно быть нужным
окружающим людям? Содержание: Что нужно
школьнику. Кто нужен школьнику. Закончи
предложение. Работа со сказкой. Мои мечты. Я –
невидимка. Закончи предложение. Зачем люди мечтают.
Сказка о мечте. Мои цели. Отличие цели от мечты. План
достижения цели. Превратись в животное. Заветное
желание. Работа со сказкой. Ролевая игра «Что делать,
если ребенок не хочет делать домашнее задание».

1

2.4

Я – это мое детство. Я – это мое настоящее. Я - это мое
будущее. Содержание: Детство, как значимый период в
жизни. Закончи предложение. Детские воспоминания.
Любимая игрушка. Детская фотография. Семейные
ценности. Я – помощник. Мои обязанности дома. Мама,
папа, я – дружная семья. Я сейчас, я в будущем. Роль
взрослых и роль детей. Ролевая игра «Как необходимо
воспитывать детей». Игра «Превратись в возраст». Я в

1

5

будущем.
3
3.1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.
Чувства бывают разные. Содержание: Понятие
«Чувства», «Эмоции», «Мимика». «Эмпатия»
(диагностика) Способы адекватного самовыражения
чувств. Управление своими эмоциями. Закончи
предложение. Изобрази чувство. Испорченный телефон.
Работа со сказкой. Тренинг «Коробка счастья».

3
1

3.2

Стыдно ли бояться? Содержание: Страхи
пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы
преодоления страхов. Отгадай чувство. Страшный
персонаж. Работа со сказкой. Гнев дружи со страхом и
обидой. Игра «Ожившее чувство». Методика
социометрия (диагностика).

1

3.3

Имею ли я право сердиться и обижаться? Содержание:
Отгадай чувство. Найди лишнее слово. Подросток
рассердился. Помогите маме. Рисуем обиду Обсуждение
результатов диагностики (эмпатия и социометрия)
Я и мой внутренний мир.

1

4.1

Каждый видит мир и чувствует по-своему. Каждый
имеет право на собственную точку зрения. Содержание:
Найди слово. Психологические примеры. Мысленная
картинка. Если я камушек. Маленькая страна. Работа со
сказкой. Тест «капитан-рулевой».

1

4.2

Любой внутренний мир ценен и уникален. Содержание:
Психологические примеры. Мысленная картинка. Я
внутри и снаружи. Сны. Маленький принц. Самооценка
(диагностика).

1

5
5.1

Кто в ответе за мой внутренний мир?
Трудные ситуации могут научить меня… В трудной
ситуации я ищу силу внутри себя, и она бязательно
найдется. Проявление внутренней силы в трудной
ситуации. Содержание: Обсуждение результатов
тестирования. Ответственность человека за свои чувства,
мысли и поступки. Плюсы и минусы. Трудные ситуации
в разном возрасте. Копилка трудных ситуаций
пятиклассника. Работа со сказкой. Любая трудная
ситуация имеет обучающий эффект. Как правильно
просить прощение. Объясни значение. Составление
предложений. Внутренняя сила. Работа со сказкой.

1
1

4

2

6

Я и Ты.

3

6.1

Я и мои друзья. У меня есть друг. Содержание: Понятие
«Друг». Знаки «Я», «Мы». Противопоставление себя
другим. Проблемы подростковой дружбы. Человеческие
качества, которые способствуют и мешают дружбе.
Красивые поступки. Общая рука. Сказка
«светлячок».Игра «Загадай друга». Качества, присущие
другу. Сказка «Волшебная роща». Талисман для друга.
Мечта моего друга. Сочиняем сказку про дружбу.

1

6.2

Я – и мои «колючки». Содержание: Из пяти слов игра
«Кто сколько запомнит». Ролевая игра «Покажи
ситуацию». Мои колючки - качества, мешающие
общению. Мои магнитики. Сказка «Шиповник».
Хвастовство. Ссора и драка. Трудно ли быть
терпеливым.

1

6.3

Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире.
Содержание: Что такое одиночество и его причины.
Одиночество взрослого и подростка (сходства и
различия). Способы преодоления одиночества. Запиши
наоборот. Одиночество в классе. Если я окажусь
одиноким… Кого я сделал одиноким. Сказка об одной
одинокой рыбке и огромном синем море.

1

7
7.1

Мы начинаем меняться.
Нужно ли человеку меняться? Содержание: Осознание
изменений, которые происходят с пятиклассниками. Мои
важные изменения. Сказка про Тофа. Самое главное. Как
изменился класс. Работа с плакатом. Сказка «Я иду к
своей звезде». Чтобы я изменил в себе? Социометрия
(диагностика).

3
1

7.2

Самое важное – захотеть меняться. Содержание:
Мотивировка позитивному самоизменению. Будущее
каждого находится в руках человека. Рюкзак пожеланий.
Пожелания взрослым. Работа со сказкой «Желтый
цветок». Сравнение результатов социометрии (начало и
конец года).

1

7.3

Письмо будущему пятикласснику. Содержание:
Обобщение. Письмо будущему пятикласснику.

1

6

Итого: 17 ч.
7

Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе
и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с
социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты работы
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на
следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои
суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в
монологическомвысказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных
доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

взаимоотношений;

проявление



активное участие в различной деятельности, проявление самостоятельности, инициативы,
лидерских качеств;



создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования
реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в областинравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное
понимание необходимости следовать им;

8

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с
точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения,
побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:


профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных
условий для успешной адаптации;



улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;



увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;



воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.

Список литературы
1. Лабиринт души. Терапевтический сказки. Под редакцией О.В. Хухлаевой
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). Генезис, М.,
2005.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».