7 Знай и люби родной язык 6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Знай и люби родной язык»
6 класс
срок реализации – 1 год

Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби родной язык» составлена на
основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса. Он
предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает
к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в
изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.
Цели курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения
лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической
направленности, развитие познавательной активности, подготовки учащихся к олимпиаде по русскому
языку.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:







формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В учебном плане Гимназии на реализацию курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Знай и люби родной язык» в 6 классе отводится 17 часов за год (0,5 часа в неделю).
2. Содержание учебного курса
Происхождение языка. История русского языка. Праязык русского языка. Восточная группа
славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян.
Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык в кругу других славянских языков. Полногласие и неполногласие. Приметы
старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-,
велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке,
найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и
поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти
черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.
Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский
алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая
игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию;
рассказ экскурсоводов об этом памятнике.
Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в
старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение
буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и
значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить
покоем” и т.д.

Осознание красоты, богатства выразительности русского языка. Изобразительновыразительные средства языка. Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение
смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них
искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык
Гакусэй-га ему- студент читает.
Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.
Мусуко-га каку- мальчик пишет.
Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.
Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?
Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков. Дать
понятие тропов и стилистических фигур речи. Вырабатывать умение анализировать текст, находить
тропы и фигуры речи.
Нормативное произношение слов. Орфоэпия как раздел лингвистики. Использование
орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Выступления и сообщения учащихся. Работа со словарями.
Урок-игра «Соблюдение орфоэпических норм». Комментарий к задачам по разным разделам
лингвистики. Работа со словарями.
Морфема как раздел лингвистики. Морфема. Исторические изменения в структуре слова.
Понятие об этимологии. Учить работать с этимологическими, словообразовательными и морфемными
словарями.
Работа над проектом – осуществление намеченных шагов, внесение обоснованных изменений.
Оформление результатов в виде стенгазеты. Основные требования к структуре и оформлению
письменной части учебных проектов.
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения.
Использование средств наглядности.
Критерии оценивания проекта. Анализ. Итог работы по курсу. Заключительные занятия в форме
«Круглого стола» Организация дискуссии «Что происходит с русским языком и нашим отношением к
нему?» Подведение итогов работы учащихся по данному курсу, анализ презентаций и проектов.
В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить
деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как
учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной
литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.).
Контроль
практическое выполнение упражнений;
практикумы;
аргументированный устный ответ;
сообщение, доклад.
Итоги работы подводятся на последнем уроке.





3. Планируемые результаты
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
 о праязыке русского языка,
 кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,
 буквенные и цифровые обозначения в кириллице,
 определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
 уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
 уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
 понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
 уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;

Оценка результатов обучения
Текущая работа по курсу внеурочной деятельности оценивается по системе зачёт/не зачёт.
4. Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5

Тема
«Вначале было слово…», или «Что мы знаем о языке»
«Как аукнется, так и откликнется», или «Как образуются слова»
Яблочко от яблони недалеко падает, или «Как образуются слова»
Работа над проектом
Защита проектов

Кол-во часов
4
4
4
3
2

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для учителя.
1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.:
Айрис-пресс, 2006.
2. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
3. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
4. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
5. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся.
1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.:
Айрис-пресс, 2006.
2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29,
№2/ 2007. с.33.
5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева,
К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».