13 Живые организмы от А до Я 8

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Живые организмы от А до Я»»
8 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Почепко Г.А.,
учитель биологии

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Живые организмы «От А до Я» составлена в соответствии с
требованиями следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;

рабочей программы по учебному предмету «Биология»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология»,

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Рабочая программа кружка «Живые организмы «От А до Я» по биологии составлена на основе книги
«Занимательная биология» Акимушкина И. И., ориентирована на учащихся 8 классов.
Цели и задачи программы:
1. Расширить биологическое мировоззрение учащихся о происхождение жизни на планете Земля, о
сущности взаимоотношений животных и необходимости их охраны, и рациональном
природопользовании.
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
3. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью,
культуры поведения в природе;
4. применение полученных знаний и умений для ухода за домашними животными, заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей
деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других
людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,
профилактики заболеваний.
Общая характеристика программы
Тематика данной программы определяется интересом обучающихся к углублению знаний материала,
изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии
биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.
В процессе обучения, учащиеся приобретают новые теоретические знания и практические навыки в
биологии, которые позволяют:
− лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых
систем и биосферы в целом;
− глубже изучить теории происхождения жизни на земле и процессы образования многоклеточных
животных;
− познакомиться с принципами взаимоотношений животных;
− на базе современного учения о клетке сформировать представление об единстве и многообразии
клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма, закономерности воспроизведения,
специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей
животных и растений;
− лучше понять поведение животных в природе и в неволе;
− иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации,
регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;
− формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;
− понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории
эволюции, концепции видообразования, понимать современный эволюционный подход к изучению
биологических процессов.
Наряду с основной задачей – углубленного изучения отдельных тем – программа дополнительного
образования позволяет систематизировать знания учащихся по основным разделам биологии.
Место программы в учебном плане.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты:

Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; ценностное отношение к природе, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
Уважительное отношение к иному мнению; умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Формулировать
и удерживать
учебную
задачу;
преобразовывать
практическую
задачу
в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; составлять план
и последовательность действий;
Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной
формах;
Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; предвидеть возможности
получения конкретного результата при решении задачи;
Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
от эталона;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок;
Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень
усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить
правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной
задачи;
Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать наиболее эффективные
способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера;
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, схема);
классификация по заданным критериям, установление аналогий; установление причинно-следственных
связей; построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и
сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач;
Определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологичное высказывание; вести устный и
письменный диалог, слушать собеседника;
Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех участников.
Предметные результаты

Расширение биологического мировоззрение учащихся о происхождении жизни на планете Земля, о
сущности взаимоотношений животных и необходимости их охраны, и рациональном
природопользовании;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток.
В результате изучения тем учащиеся должны:
Знать/понимать:
 Этапы происхождения живых организмов
 Общую характеристику бактерий и их значение человека и в природе
 Фотосинтез и его значение
 Уровни организации живых организмов и их взаимоотношения
 Принцип круговорота веществ в природе
 Значение кровососущих и пресмыкающихся
 Строение клеток
 Принципы старения живых организмов
 Способы продления жизни
 Особенности органов чувств человека и животных
 Способы питания животных и растений
 Значение воды в природе и жизни человека
 Дефицит воды
 Антропогенный фактор
Уметь:
 Выдвигать гипотезы, применять методы изучения биологии в реальной жизни, делать
соответствующие выводы на основе полученных результатов
 Оказывать помощь диким и домашним животным
 Соблюдать правила и нормы поведения в окружающей среде
 Вести здоровый образ жизни
 Соблюдать гигиену тела
 пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку
информации по биологическим вопросам;
 работать с научной и учебной литературой;

Так же по изучению курса биологии предполагает положительную динамику социальной и творческой
активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня,
фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии.

3. Содержание программы
Тема 1: Гипотезы происхождения планеты Земля и жизни на земле.
История происхождения планет, в частности планеты Земля. Определение жизни. Формирование
первых простейших живых организмов.
Тема 2: Невидимые друзья или враги. Болезни «Грязных рук».
Общая характеристика бактерий, строение и жизнедеятельность. Бактерии, необходимые для жизни.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактериальные заболевания. Правила личной гигиены.
Тема 3: Первое на земле разделение труда, или формирование многоклеточных организмов.
Происхождение жизни на земле. Формирование тканей. Развитие от простейших до многоклеточных.

Тема 4: Как растения «едят» свет, или что такое фотосинтез.
Фотосинтез и его значение в природе.
Тема 5: Парад природы, или что такое биосфера.
Оболочки земли. Границы биосферы. Структура.
Тема 6: Круговорот веществ в природе.
Значение круговорота веществ в природе. Пищевые цепи.
Тема 7: Мелкие кровососущие и противные гады.
Значение комаров, клещей и других кровососущих в природе и жизни человека. Правила поведения в
окружающей среде. Правила оказания первой медицинской помощи при укусах пресмыкающихся и
кровососущих насекомых.
Тема 8: «Образцы» жизни.
Основные вещества, из которых состоят царства живых организмов. Размножение животных и
растений.
Тема 9: Сложный организм «Клетка».
Строение клетки. Осмос. Свойство мембраны. Обмен веществ в клетке.
Тема 10: Пульс жизни, или что такое кровь.
Свойства крови, структура. Правила оказания медицинской помощи при кровотечениях. Лабораторная
работа: «Определение группы крови».
Тема 11: Никто еще не умер от старости, или границы жизни.
Причины старения организма. Закономерности старения.
Тема 12: Жить вечно-возможно ли это?
Нормы здорового образа жизни. Последствия отсутствия закономерной гибели организма.
Ограничивающий фактор и его последствия.
Тема 13 Я чувствую – я знаю.
Функции органов чувств. Значение. Лабораторная работа: «Познание окружающего мира с помощью
органов чувств».
Тема 14: Философия эмоций.
Причины гнева и радости. Методы борьбы с плохим настроением.
Тема 15: Неестественные ощущения – укорочение жизни, или вредные привычки.
Последствия принятия различных химических средств. Зависимость. Нормы здорового образа жизни.
Анкетирование для выявления учащихся с предрасположенностью к принятию химических веществ.
Тема 16: Почему животные становятся врагами.
Причины нападения диких животных на человека. Инстинкты самосохранения животных. Правила
поведения в окружающей среде.
Тема 17: Могут ли животные чувствовать?
Выявление чувств и эмоций у животных с помощью игры с котёнком.
Тема 18: Дикие домашние животные.
Методы приручения диких животных. Правила поведения в окружающей среде.
Тема 19: Интересные факты о питании животных.
Стенобионты и эврибионты по отношению к количеству пищи.
Тема 20: Интересные факты о питании растений.
Растения гетеротрофы. Хищные цветы.
Тема 21: Вода – жизнь
Значение воды в природе и жизни человека. Универсальные свойства воды. Значение круговорота воды
в природе.
Тема 22: Водные животные.
Общая характеристика и особенности водных животных. Приспособления животных к отсутствию
воды.
Тема 23: Океан – капля воды в современной жизни.
Дефицит воды. Рациональное использование пресной воды.
Тема 24: Следами «загрязнения» отмечен человека путь…
Экологические проблемы окружающей среды. Антропогенный фактор и его последствия. Прямое и
косвенное влияние человека на природу.

Тема 25: Выбор темы для проекта и его структура.
Правила оформления проекта. Выбор темы. Постановка цели и задачи. Определение предмета
исследования. Поиск литературы.
Тема 26: Меры сохранения природы
Заповедники. Правило поведения в окружающей среде.
Тема 27: Пора ловить рыбу по-человечески!
Рациональное природопользование на принципах восстановления живых организмов.
Тема 28: Сезонные изменения в жизни животных и растений.
Регуляция сезонных изменений в жизни животных. Приспособления холоднокровных и теплокровных
животных к зимовке.
Тема 29: Приспособленность животных к экологическим факторам.
Адаптация животных к различным экологическим факторам.
Тема 30: Взаимоотношения животных.
Экологические взаимоотношения животных и их роль в природе.
Тема 31: Когда требуется помощь братьям нашим меньшим.
Животные, попавшие в беду и методы по их спасению.
Тема 32: Оформление и защита проекта по выбранной теме.

4. Тематическое планирование
№

Название темы, раздела.

Количество часов
Теория

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Гипотезы происхождения планеты Земля и жизни на
земле.
Невидимые друзья или враги. Болезни «Грязных рук».
Первое на земле разделение труда, или формирование
многоклеточных организмов.
Как растения «едят» свет, или что такое фотосинтез.
Парад природы, или что такое биосфера.
Круговорот веществ в природе.
Мелкие кровососущие и противные гады.
«Образцы» жизни.
Сложный организм «Клетка».
Пульс жизни, или что такое кровь.
Никто еще не умер от старости, или границы жизни.
Жить вечно-возможно ли это?
Я чувствую – я знаю.
Философия эмоций.
Неестественные ощущения – укорочение жизни, или
вредные привычки.
Почему животные становятся врагами.
Могут ли животные чувствовать?
Дикие домашние животные.
Интересные факты о питании животных.
Интересные факты о питании растений.
Вода – жизнь
Водные животные.
Океан – капля воды в современной жизни.
Следами «загрязнения» отмечен человека путь…
Выбор темы для проекта и его структура.

Лабораторные работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

26
27-28
28
29
30
31
32-34

Меры сохранения природы
Пора ловить рыбу по-человечески!
Семинар на тему: «Рациональное природопользование»
Сезонные изменения в жизни животных и растений.
Приспособленность
животных
к
экологическим
факторам.
Взаимоотношения животных.
Когда требуется помощь братьям нашим меньшим.
Методы борьбы с браконьерством».

1
2
1
1
1
1
3

5. Учебно-методическое обеспечение
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда.
Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.:
Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
4. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО
"Издательство АСТ", 2003.







http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «Дрофа»
Российская электронная школа
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – http://www.vschool.km.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников – http://www.fipi.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».