21 Биологические процессы вокруг нас электив 9

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Биологические процессы вокруг нас»
9 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Почепко Г.А.,
учитель биологии

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному курсу «Биологические процессы вокруг нас» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Биология»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Цель:
достижение обучающихся планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
Задачи:
•
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•
формирование у выпускников познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической
культуры как способности эмоционально— ценностного отношения к объектам живой природы;
•
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
•
овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы;
•
использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс «Биологические процессы вокруг нас» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать
лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные
выводы.
Изучение курса способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:
«Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и
др. Элективный курс направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, в её многообразии и
эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей
среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их
личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными и другими особенностями обучающихся. Освоение учебного курса направлено
на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских,
коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладевают научными методами решения различных теоретических и практических
задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять
их с объективными реалиями жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ КГО «Гимназии» на изучение курса «Биологические процессы вокруг нас» в 9 классе отводится 34 часа в год, 1 час в
неделю.
2. Планируемые результаты
Предметные УУД:
•
общие признаки живого организма;
•
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
подцарств, типов и классов животных;
•
причины и результаты эволюции;
•
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к
среде обитания.
•
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
•
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека,
лишайника как комплексного организма;
•
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
•
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
•
особенности строения и функционирования вирусов;
•
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное
влияние алкоголя, наркотиков, курения.
Выпускники должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
• наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов;
животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Уметь:
•
готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
•
наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и
сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
•
проводить простейшие опыты по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
•
бережного относиться к организмам, видам, природным сообществам, соблюдать правила поведения в природе;

•
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно
•
изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Личностные УУД: обучения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и
норм поведения.
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер);
-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
-работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и
способы действий.
-в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
-давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
-осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
-обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для
этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
-самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности;
-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать
адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Содержание курса
Тема 1. Введение в систематику (6 часа)
История систематики. К.Линней, шведский натуралист, основоположник систематики растений и животных. Искусственная система К.Линнея
для растений и животных. Бинарная номенклатура. Современная система живых организмов. Естественная система, основанная на общности
происхождения организмов. Систематические категории, их характеристика. Две империи и пять царств живой природы. Империя доклеточные и
клеточные. Надцарства прокариот и эукариот, их характерные черты. Происхождение эукариот. Тема 2. Царство Вирусы (2 час)
Особенности Вирусов как внутриклеточных паразитов. Происхождение вирусов. Р. оль вирусов в эволюции клеточных организмов. Вирусные
заболевания человека, животных. Растений, меры их профилактики.
Тема 3. Царство Дробянки (2 часа)
Подцарство Бактерии. Подцарство Сине-зелёные. Характерные черты, многообразие, значение.
Тема 4. Царство Животные (10 часа)
Общая характеристика животных. Отличие животных от растений. Классификация. Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика.
Классификация. Значение и многообразие.

Подцарство Многоклеточные животные. Происхождение многоклеточных. Предмногоклеточные и настоящие многоклеточные.
Классификация многоклеточных. Отдел Радиальные. Отдел Двустороннесимметричные. Характеристика отделов многоклеточных животных.
Тема 5. Царство Растения (10 часов)
Общая характеристика растений. Отличие растений от животных. Подцарства Настоящие водоросли, Багрянки и Высшие растения.
Классификация Царства Растения. Особенности низших растений. Их характеристика и классификация.
Особенности высших растений, споровых и семенных. Основные отделы высших растений. Их характерные черты. Покрытосеменные
растения - господствующая группа современных растений, деление на классы и семейства.
Тема 6. Царство Грибы (4 часа)
Особенности царства Грибов, их отличие от растений и животных. Низшие и высшие грибы. Классификация. Лишайники - группа
симбиотических низших эукариот.
4. Тематическое планирование курса «Биологические процессы вокруг нас».
Тема
Тема 1. Введение в систематику
Тема 2. Царство Вирусы
Тема 3. Царство Дробянки
Тема 4. Царство Животные
Тема 5. Царство Растения
Тема 6. Царство Грибы

Количество часов
6
2
2
10
10
4

5. Учебно-методическое обеспечение
«Биология. Организм человека» - М.: «Дрофа» авторы: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, В.Б. Захаров, М.Р. Сапин, С.Г. Мамонтов, И.Б. Агафонова.
Методическая литература для учителя:
Артемьева Н. А. Контрольно- измерительные материалы. 9 класс. -М.: ВАКО, 2015.
Богданов Н. А. Контрольно- измерительные материалы. 9 класс. -М.: ВАКО, 2015.
Ионцева А. Ю Торгалов А. В. Биология в схемах и таблицах. -М.; Эксмо,2015.
Илларионов Э.Ф.Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: ВАКО, 2003.
Гекалюк М. С. Биология 9 класс. Тесты. - Саратов: Лицей, 2012
Курганский С. М. Внеурочная работа по биологии 5-11 классам.: ВАКО,2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».