23 _Инф_кружок_9кл

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по информатике»
9 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Редругина О.В.,
учитель информатики

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по информатике» для 9 класса
составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Информатика»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Информатика»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности,
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся,
коммуникативных качеств личности.
Целями реализации рабочей программы являются:
- систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной
итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования.
Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы предусматривает решение
следующих задач:
● выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
● сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету;
● сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
● развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Общая характеристика учебного предмета
Продолжительность курса – 1 год (34 часа). Курс предназначен для учеников 9 класса. Режим
занятий – 1 раз в неделю.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность
знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать
задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление
базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор
заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий
выполняется учащимся самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с
тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ.
Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные
комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее

эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное
решение задач по мере освоения тем курса.
2.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
2. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения
к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
классе в целом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;

● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса
для получения улучшенных характеристик продукта;
● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха;
● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их
сходство;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
● выделять явление из общего ряда других явлений;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию;
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст;
● критически оценивать содержание текста.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.).
2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение);
● принимать решение в ходе диалога;
● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности
проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и
содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества
информации. Кодирование и декодирование информации.
2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование
информации. Логические значения, операции, выражения
2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»
Элементы
содержания:
формализация
описания
реальных
объектов
и
процессов, моделирование объектов и процессов.
2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»
Элементы
содержания:
создание,
именование,
сохранение,
удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.
2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»
Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.
2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Алгоритмические
конструкции.
2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»
Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации. Кодирование и
декодирование информации.
2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о
программировании. Алгоритмические конструкции.
2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о
программировании. Алгоритмические конструкции.
2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на
алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о
программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки,
деревья
2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов
и процессов. Диаграммы, планы, карты
2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному
условию»
Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой
информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества
информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации
с использованием различных устройств
2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Представление о программировании
2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества
информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи
информации
2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки
символов или списки»
Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»
Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам,
отправка
и
получение
сообщения.
Сохранение
информационных
объектов
из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)

2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»
Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях,
некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины,
формулирование запросов.
2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы или базы данных»
Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение
данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним.
2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции,
выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки
символов, числа, списки, деревья.
2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции,
выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки
символов, числа, списки, деревья.
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Итоговое тестирование.
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов.

4. Тематическое планирование
№

Содержание учебного материала

Кол-во Основные виды учебной деятельности
часов

1

Основные подходы к разработке КИМ ОГЭ по
информатике

1

2

Количественные параметры информационных
объектов

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Ознакомление со структурой КИМ ОГЭ по информатике,
нормативными документами и т.п.
Изучение теоретического материала, решение задач.
Изучение теоретического материала

Значение логического выражения
Формальные описания реальных объектов и
процессов
Файловая система организации данных

1

2

Изучение теоретического материала, решение задач

Формульная зависимость в графическом виде
Алгоритм для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд
Кодирование и декодирование информации
Линейный алгоритм, записанный на
алгоритмическом языке
Простейший циклический алгоритм, записанный
на алгоритмическом языке
Циклический алгоритм обработки массива чисел,
записанный на алгоритмическом языке
Анализирование информации, представленной в
виде схем
Осуществление поиска в готовой базе данных по
сформулированному условию
Дискретная форма представления числовой,
текстовой, графической и звуковой информации
Простой линейный алгоритм для формального
исполнителя
Скорость передачи информации

1

Изучение теоретического материала, решение задач

2

Изучение/повторение теоретического материала, решение
задач
Изучение/повторение теоретического материала

1

1
1
2
2
1
1
1
1
1

Изучение теоретического материала

Изучение/повторение теоретического материала
Изучение/повторение теоретического материала, решение
задач
Изучение/повторение теоретического материала, решение
задач
Решение задач
Решение задач
Изучение/повторение теоретического материала
Изучение теоретического материала, решение задач
Изучение/повторение теоретического материала

17 Алгоритм, записанный на естественном языке,
обрабатывающий цепочки символов или списки

2

18 Информационно-коммуникационные технологии

2

19 Поиск информации в Интернет
Обработка большого массива данных с
20
использованием средств ЭТ или БД
Короткий алгоритм в среде формального
21
исполнителя
22 Короткий алгоритм на языке программирования

1

2

Изучение теоретического материала, решение задач

23 Итоговое тестирование

3

Решение итогового теста

Итого

2
2

Изучение/повторение теоретического материала, разбор и
решение задач
Изучение/повторение теоретического материала, разбор и
решение задач
Решение задач
Изучение теоретического материала, разбор и решение
задач
Изучение теоретического материала, решение задач

34

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной
деятельности.
УМК для учителя:
Информатика и ИКТ 9 класс Часть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.
УМК для обучающихся:
Информатика и ИКТ 9 класс Часть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.
Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:
● Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
● Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
● Сайт для подготовки к ОГЭ (http://sdamgia.ru/).
● Сайт Полякова К.Ю. (https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm).
● Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Техническое обеспечение:
● Операционная система.
● Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа.
● Программа-архиватор.
● Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный
графические редакторы, программу разработки презентаций и электронных таблиц и системы управления базами
данных.
● Звуковой редактор.
● Система оптического распознавания текста.
● Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Почтовый клиент
(входит в состав операционных систем или др.).
● Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения
● Простой редактор Web-страниц


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».