22 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Начальное общее образование (углублённое изучение) Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения во вторых, третьих, четвертых классах на основе программы образовательных учреждений «Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков II-XI классы, под редакцией О.В.Афанасьевой. Рабочая программа составлена с соблюдением требований государственной программы с целью интенсификации учебного процесса за счет использования рекомендуемого Минобрнауки РФ учебно-методического комплекта Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В., Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Переход человечества к постиндустриальному информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, новые социальные реалии формируют инновационные направления в системе российского образования. Образование — важнейший ресурс социально-экономического, политического и культурного развития страны. «...Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности».1 Введение новых стандартов влечёт за собой изменения в языковой политике общеобразовательных учреждений. Создание гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативность форм и средств обучения отражают современное состояние теории и практики обучения иностранному языку. Для современного языкового образования характерны междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения иностранным языком. Из простого учебного предмета иностранный язык превратился в базовый элемент современной системы образования. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника — умением читать, писать и т. д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы и умозаключения. Овладение умениями учиться и познавать является приоритетной целью на начальном этапе обучения. Достижение этой цели реализовано в системе обучения, которая легла в основу создания данной рабочей программы. Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского языка на основе линии учебно-методических комплектов «Английский язык» для II—IV классов авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной, К. А. Бондаренко, О. В. Афанасьевой. При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые установки Федерального государственного . 1 образовательного стандарта начального образования2, основные требования действующей Примерной программы начального общего образования, опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранным языкам. В связи с интеграцией российского образования в европейское образовательное пространство уровни владения иностранным языком приводятся в соответствие с системой уровней владения языком, принятой в Евросоюзе (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, 2003). Предполагается, что на начальном этапе (II—IV классы) владение английским языком в российских школах с углублённым изучением иностранных языков достигает уровня А2 («Предпороговый»). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Английский язык» — один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию чувств и эмоций, формирует интерес к культурному многообразию мира. Английский язык как учебный предмет характеризуется: — многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания); — межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например окружающего мира, литературы, истории, искусства и др.); — многоуровневостью (необходимо овладение, с одной стороны, различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырёх видах речевой деятельности). Особенностью предмета «Английский язык» является то, что процесс формирования языковых навыков и овладение учащимися умениями по всем видам речевой деятельности позволяют закладывать основы культуры учения, необходимые для освоения содержания большинства учебных дисциплин. Культура учения преполагает знание учеником себя как субъекта учебно-познавательной коммуникативной деятельности, умеющего наблюдать за собой, формирующего в себе способности к проектированию и оцениванию своей деятельности. Отсюда определяются цели и задачи курса обучения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Специфика иностранного языка как учебного предмета — в его интегративном характере, т. е. обучение ему предусматривает не только овладение самим иностранным языком, но и ознакомление с литературой, географией, историей и культурой страны изучаемого языка. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 2 формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; воспитание — разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка. Деятельностный характер предмета «Английский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Английский язык» направлено на решение следующих задач: формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения; развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка; приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; развитие познавательных способностей — овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в группе. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения: закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; формируются универсальные учебные действия, обеспечивается 3 познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Базисный учебный план предусматривает обучение английскому языку на начальном этапе начиная со II класса и отводит 306 часов на изучение учебного предмета «Английский язык» углублённо и интенсивно3. Продолжительность урока во II—IV классах — 45 минут. Продолжительность учебного года во II—IV классах — 34 учебные недели. По данной рабочей программе учебный курс рассчитан на 306 учебных часа (II класс — 102 ч, III класс — 102 ч, IV класс — 102 ч) для углублённого изучения английского языка, из расчёта 3 учебных часа в неделю во II—IV классе. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомство с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (углубленное изучение) В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение личностных и метапредметных результатов обеспечивается совокупностью учебных предметов, изучаемых в начальной школе. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения отдельных предметов, в частности предмета «Английский язык». Предметные результаты в области изучения английского языка по курсу данной предметной линии далее представлены более подробно. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают4: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 4 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Личностными результатами изучения иностранного (английского) языка в начальной школе являются: 1) формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте; 2) формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам; 3) формирование готовности и способности к саморазвитию; 4) формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; 5) осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; 6) знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких учебных предметов, которые включают в себя: а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; б) освоение учащимися межпредметных понятий. Метапредметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования5: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 5 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Английский язык»; 15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Иностранный язык». Метапредметными результатами изучения иностранного (английского) языка в начальной школе являются: 1) развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; 2) развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; 3) развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; 4) овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудио диском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на углубленном уровне формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования6: 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на английском языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках нового стандарта, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении английским языком как средством общения. Прим.: Предметные результаты в коммуникативной сфере подробно представлены на с. 11—21.) Б. В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли; умение систематизировать слова, например по тематическому принципу; умение пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.); умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; умение пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах. В. В ценностно-ориентационной сфере: представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках. Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы. Д. В трудовой сфере: умение следовать намеченному плану в своём учебном труде; умение вести словарь (словарную тетрадь). 7 В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ В курсе изучения английского языка планируемые результаты соотносятся со следующими содержательными линиями: 1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; 2) языковые средства и навыки пользования ими; 3) социокультурная осведомлённость; 4) общеучебные и специальные учебные умения. Основной содержательной линией из четырёх перечисленных линий являются коммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык». Коммуникативные умения по видам речевой деятельности В русле говорения Диалогическая форма речи Учащийся научится: участвовать в диалоге-расспросе (одностороннем, двустороннем) — уметь расспрашивать «кто?», «что?», «где?», когда?», «куда?». участвовать в диалоге — побуждении к действию — уметь обращаться с просьбой, выражать согласие / отказ, приглашать к действию / взаимодействию и соглашаться / не соглашаться принимать/не принимать в нём участие. участвовать в диалоге этикетного характера — уметь приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, поздравлять и благодарить за поздравление, извиняться. Учащийся получит возможность научиться: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; вежливо переспрашивать, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал; вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), принятые в стране изучаемого языка. Монологическая форма речи Учащийся научится: составлять небольшие монологические высказывания: рассказ о себе, своём друге, семье; называть предметы, их описание; 8 описывать картинку; сообщать о местонахождении; описывать персонаж; пересказывать содержание несложной истории; Учащийся получит возможность научиться: воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; составлять краткую характеристику персонажа; излагать основное содержание прочитанного с опорой на текст; излагать содержание мультфильма или детского видеофильма с характеристикой персонажей, детской книги и своего отношения к ним (нравится/не нравится); рассказывать о своих планах, целях, надеждах, объяснять в краткой форме свои поступки. В русле аудирования Учащийся научится: воспринимать и понимать речь учителя, одноклассников и других собеседников; воспринимать и понимать аудиозаписи небольших по объёму монологических высказываний и диалогов; понимать основное содержание небольших детских сказок, видеофильмов и мультфильмов на знакомые темы. Учащийся получит возможность научиться: воспринимать и понимать аудиозаписи коротких объявлений на повседневные темы, детских песен, рифмовок, стишков; воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова; понимать основное содержание детских телепередач с опорой на языковую и контекстуальную догадку. В русле чтения Чтение вслух Учащийся научится: соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом; читать вслух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правильного ударения в словах, фразах; смысловое ударение в предложениях и небольших текстах; интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание). Учащийся получит возможность научиться: выразительно и фонетически правильно читать тексты монологического характера и диалоги; догадываться о значении незнакомых слов по контексту. Чтение про себя Учащийся научится: читать про себя и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале; понимать и выделять основные смыслы и главные идеи текстов, отрывков или целого рассказа, сказки; читать и понимать вопросы анкеты, формуляров, связанных с именем, возрастом, местом жительства. Учащийся получит возможность научиться: читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки (ознакомительное чтение); находить в уже прочитанном тексте необходимой информации (просмотровое чтение); 9 читать и понимать простые кулинарных рецепты, стихи, считалки и рифмовки, основное содержание комиксов, простейших инструкций, вывесок и указателей на улицах, на вокзале, в ресторане; читать и искать необходимую информацию в меню, расписании, объявлении. В русле письма Учащийся научится: графическому и орфографическому написанию букв, буквосочетаний, слов, предложений; списывать слова, предложения, небольшие тексты с образца; выполнять лексико-грамматические упражнения; писать различные по виду диктанты. Учащийся получит возможность научиться: писать с опорой на образец поздравления, короткие личные письма-приглашения или письма-благодарности, включая адрес с учётом особенностей его оформления, принятого в англоязычных странах; писать короткие и простые рассказы, записки для передачи сообщения о местонахождении, описание места, предметов, событий с использованием простых предложений; заполнять анкету с указанием имени, фамилии, гражданства, места жительства, занятия, увлечения. писать вопросы, план прочитанного текста; писать ответы на вопросы к тексту. Языковые средства и навыки пользования ими Графика, орфография и каллиграфия Знание всех букв английского алфавита, порядка их следования в алфавите, основных буквосочетаний, звуко-буквенных соответствий, знаков транскрипции, апострофа; знание основных правил чтения и орфографии; знание основных орфограмм слов английского языка; написание полупечатным шрифтом слов, предназначенных для продуктивного усвоения по памяти. Фонетическая сторона речи Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка; соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными; дифтонги; связующее r (there is/there are); ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах); членение предложений на смысловые группы; знание ритмико-интонационных особенностей повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений; интонация перечисления; чтение по транскрипции изученных слов. II класс Лексическая сторона речи Объём лексического материала, обслуживающего ситуации общения в пределах предметного содержания речи во II классе, составляет 370 единиц, из них 300 лексических единиц для продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. 1. Способы словообразования (начальное представление): основные словообразовательные средства: суффиксация (суффиксы -еr, -y) по модели V + -er для образования существительных (teach — teacher), N + -y для образования прилагательных (wind — windy); 10 2. 3. 4. 5. 6. словосложение по модели N + N (образование сложных слов при помощи сложения основ (bed + room = bedroom), одна из которых может быть осложнена деривационным элементом (sitting-room); конверсия (play — to play). Полисемантичные единицы (face — 1. лицо, 2. циферблат). Синонимы (much — many — a lot of, mother — mum, father — dad, антонимыcome — go). Интернациональныеслова (project, portfolio, garage, tennis). Предлоги места, предлоги, выражающие падежные отношения (in, on, under, at). Речевыеклише: Thanks. Here it is. Thank you. Excuse me. What a pity! Let’s swing. That’s right/wrong. It’s fun to ... Hi. OK. Hello. I’m sorry. How are you? With great pleasure! Fine, thanks. Oh, no! Oh, I see. That’s very well. Goodbye. Of course you can. See you soon. Of course they do. Don’t worry. Glad to meet you! I’d love to, but ... What’s the matter with ...? Good luck! Would you like to ...? Have a look. To be at home. I like/want to do sth. Where is he from? It’s fun to do sth. To be from some place. Where is he/she? To work hard. How is he/she? To shake hands with ... As hungry as a hunter. To be afraid of ... Грамматическая сторона речи I. Морфология 1. Имя существительное имена существительные нарицательные конкретной семантики; вещественные имена существительные; имена существительные собственные: географические названия, имена людей и клички животных; множественное число имён существительных (образованные по правилу и исключения); окончание -s/-es для образования множественного числа; нестандартные формы для образования множественного числа (wife — wives, tooth — teeth, child — children); притяжательный падеж имён существительных в единственном и множественном числе; основные правила использования неопределённого, определённого и нулевого артиклей (a/an, the, zero-article) с именами существительными. 2. Имя прилагательное положительная степень сравнения имён прилагательных. 3. Местоимение личные местоимения в именительном и объектном падежах; притяжательные местоимения; указательные местоимения в единственном и множественном числе (this — these, that — those); 11 неопределённыеместоимения (some, any, something, anything); вопросительные местоимения. 4. Наречие наречие как единица, уточняющая глагол, прилагательное и другие наречия; наречиявремени (often, always, usually, sometimes, never, etc.); наречиястепени (very, much, little). 5. Имя числительное количественные числительные от 1 до 12. 6. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, to, with. 7. Глагол глагол to be в настоящем неопределённом времени; оборот have got/has got для передачи отношений принадлежности в настоящем времени; временные формы Present Simple (Present Indefinite) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов; маркеры данного времени (often, always, usually, etc.), их место в предложении; временные формы PresentProgressive(PresentContinuous) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов; особенности правописания причастия I при образовании PresentProgressive(sit — sitting, swim — swimming, write — writing, make — making); модальные глаголы (can, must, may) в утвердительных и отрицательных предложениях, в вопросах разных типов; неопределённая форма глагола. II. Синтаксис 1. Простое утвердительное и отрицательное предложение; распространённое и нераспространённое простое предложение; фиксированный порядок слов в предложении. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Не speaks English.), составным именным (Myfamilyisbig.) и составным глагольным (Iliketodance. She can skate well.) сказуемым. 2. Предложения с однородными членами. 3. Безличные предложения (It is Sunday. It is five o’clock. It is cold.). 4. Глагольные конструкции (I’d like to ...). 5. Вопросительные предложения (общие, альтернативные, специальные вопросы); вопросы к подлежащему. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. 6. Императивные (побудительные) предложения в утвердительной форме (Stand up.); предложения с Let’s в утвердительной форме (Let’sgothere.). 7. Сложносочинённые предложения; использование союзов and и but. III класс Лексическая сторона речи Объём лексического материала в III классе составляет более 700 единиц, из них 150 новых лексических единиц для продуктивного усвоения. 1. Основные словообразовательные средства: суффиксация (суффиксы -th, -ly, -teen, -ty, -tion, -ist, -ful): модель Num + -th для образования порядковых числительных (seventh, eleventh, etc.); модель Adj + -ly для образования наречий (quickly, badly, slowly); модель Adj + N + -ed для образования сложных прилагательных (long-legged); модель N + N для образования сложных имён существительных (grandfather, basketball, raincoat). 2. Наиболее частотные лексические единицы конкретной семантики. 3. Устойчивыесловосочетания (to read to oneself, to run a race, to teach a lesson, to go shopping, etc.). 12 4. Фразовыеглаголы (to come back, to come in, to come on, to fall down, to fall out, to look after, to look for, to put in, to put off, to put on). 5. Речевые клише: формулы речевого этикета (I’m sorry. I’m fine. Poor thing! Merry Christmas. Happy New Year!); фразы повседневного обихода (Comeon! Oh, dear! I’d love to ... What’s the matter? What’s the time? What a pity! You are wrong.). Грамматическая сторона речи I. Морфология 1. Имя существительное одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; исчисляемые и неисчисляемые имена существительные; формы образования множественного числа имён существительных не по правилам (woman — women, man — men, mouse — mice, foot — feet, sheep — sheep); особенности правописания существительных во множественном числе (leaf — leaves, wolf — wolves, country — countries, family — families); использованиеартиклявустойчивыхсловосочетаниях (to have an idea, to go for a walk, to play hopscotch, to go to the zoo); использование определённого артикля с именами существительными, обозначающими уникальные явления природы (the sun, the moon, the sky, the earth). 2. Имя прилагательное положительная, сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных: 1) суффиксальный способ образования степеней сравнения односложных прилагательных (cold — colder — coldest); орфографические особенности прилагательных в сравнительной и превосходной степенях (big — bigger — biggest; funny — funnier — funnies); 2) аналитический способ образования степеней сравнения многосложных прилагательных (beautiful — more beautiful — most beautiful); 3) супплетивные формы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных (good — better — bestи bad — worse — worst); прилагательные much и many и синонимичные единицы a lot (of) и lots для выражения множественности. 3. Местоимение неопределённыеместоимения (everybody, anybody, somebody, everything); отрицательные местоимения (no, nobody, nothing). 4. Наречия наречия, оформленные суффиксом -ly как прототипические наречия современного английского языка; наречиявремени (yesterday, tomorrow); образованиенаречий (well — better — best). 5. Имя числительное количественные числительные от 13 до 200; числительные, обозначающие десятки от 20 до 90 (seventy, ninety); порядковые числительные от 1 до 200; формы образования порядковых числительных (first, second, third); особенности орфографии порядковых числительных (sixth, thirtyseventh, thirtieth); использование числительных в датах. 13 6. Предлоги: into, from, of. 7. Глагол временные формы Past Simple в утвердительных, отрицательных предложениях и вопросах различных типов; правильные и неправильные глаголы; особенности правописания правильных глаголов (skip — skipped, stop — stopped, try — tried, cry — cried); глаголto be вPast Simple (was — were); сопоставлениеPresent Simple иPast Simple; маркерыPast Simple (yesterday, last, ago, etc.); временные формы FutureSimpleв утвердительных, отрицательных предложениях и вопросах различных типов; маркеры FutureSimple(tomorrow, nextweek, nextyear, etc.); cтруктуры thereis/thereareи therewas/therewereв утверждениях, отрицаниях и вопросах. II. Синтаксис 1. Повелительное наклонение для выражения просьб, приказаний, приглашений, запрещений (Help me, please.). Отрицательная форма предложений в повелительном наклонении (Don’tstandup! Don’tgiveittome.). 2. Предложения с Let’s в отрицательной форме (Let us/Let’s not go there.). 3. Сложноподчинённые предложения с союзом because. IV класс Лексическая сторона речи Объём лексического материала в IV классе составляет более 1000 единиц, из них 300 новых лексических единиц для продуктивного усвоения. 1. Основные словообразовательные средства: суффиксация (суффиксы -or, -er, -tion, -ist, -ful): деривационная модель N + -or, N + -er для образования существительных (collector, doctor, cooker, driver); деривационная модель V + -tion для образования существительных от глаголов (celebration, collection, decoration); деривационная модель un- + Adj для образования прилагательных с помощью отрицательного префикса un- (unkind, uneasy, unfriendly); деривационная модель dis- + V для образования глаголов отрицательной семантики (dislike, disagree); деривационная модель N + -ful для образования прилагательных (peaceful, colourful, useful); модель N + N для образования существительных с помощью словосложения (businessman, policeman, postman, timetable, blackboard); модель V → N для образования глаголов от существительных путём конверсии (tofind — afind, tomake — amake); модель Adj → V для образования глаголов от имён прилагательных путём конверсии (warm — to warm, cold — to cold). 2. Полисемантические лексические единицы (field — 1) поле 2) отрасль; fire — 1) огонь 2) камин 3) пожар; letter — 1) буква 2) письмо). 3. Синонимыисинонимическиеобороты (city — town, begin —start, too — also, to be a great success — to have great success). 4. Фразовыеглаголы (to get on, to get off, to get up, to get on with sb, to get together, to look around, to look through, to make up sth, to take off). 5. Омонимы (flour — flower, there — their). 6. Сходные по форме, но различные по употреблению слова (near — nearly). 7. Речевые клише, большая часть которых — фразы повседневного обихода различной семантики: I can’t believe my eyes! Come and see me some day. 14 My God! Thank you! Good luck! It’s been a long time. It depends ... It was nice meeting you. Таким образом, объём лексического материала, подлежащего усвоению в начальной школе, должен составлять около 1000 единиц, из которых не менее 750 единиц составляют продуктивный лексический минимум, т. е. слова, которые учащиеся узнают и понимают при аудировании и чтении, а также свободно используют в речи для решения коммуникативных задач в пределах тематики данного этапа обучения. Грамматическая сторона речи I. Морфология 1. Имя существительное абстрактные имена существительные; использование артиклей с абстрактными именами существительными; имена существительные advice, work, weather, information, news, money; отсутствие неопределённого артикля перед данной группой существительных, замена их местоимением it; согласование вышеуказанных существительных с глаголами в единственном числе, 3-м лице (Thisnewsisimportant. — Whereisthemoney? — Itisonthetable.); имена существительные (police — полиция, carrots — морковь, grapes — виноград, potatoes — картофель, etc.), сочетающиеся с глаголами во множественном числе (The police are here. — Полиция находится здесь. The potatoes are on the table. — Картофельнаходитсянастоле.); использование артикля с именами существительными, обозначающими: — океаны (the Indian Ocean); — моря (the Black Sea, the Baltic Sea); — реки (the Volga, the Thames); — озёра (the Baikal, the Sevan, ноLake Baikal); — горныецепи (the Alps, the Urals); — театры (the Bolshoi Theatre); — кинотеатры (the Odeon); — музеи (the British Museum); — картинныегалереи (the National Gallery); — отели (The Metropol Hotel); отсутствие артиклей перед названиями: — континентов (Europe, Asia); — стран (Russia, Spain); — городов (Paris, Moscow); — площадей (Red Square, Trafalgar Square); — улиц (Broadway, Tverskaya Street); — парков (Hyde Park); — месяцев (February); — дней недели (Friday); употребление неопределённого артикля в некоторых структурах (inahurry, inaquietvoice, inasadvoice); отсутствиеартиклейвнекоторыхсочетаниях (to go to bed, to go to school, to go to church, to go to hospital, to be in hospital, to go to work, to be in town, to be out of town). 2. Имя прилагательное обобщение данных по образованию степеней сравнения прилагательных, включая формы: — good — better — best; — bad — worse — worst; — little — less — least; 15 — many/much — more — most; образование двух рядов степеней сравнения у некоторых прилагательных (old — older/elder — oldest/eldest); спецификация возможностей функционирования единиц: — much (сочетания с неисчисляемыми именами существительными обычно в отрицательных и вопросительных предложениях); — many (сочетания с исчисляемыми именами существительными также обычно в отрицательных и вопросительных предложениях); — a lot of, lots of (сочетания с любыми субстантивами предпочтительно в утвердительных предложениях); особенности функционирования единиц little/few, a little/ a few. 3. Местоимение особенности использования неопределённых местоимений some и any в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях. 4. Числительные количественные числительные от 200 до 1 000 000; порядковые числительные от 200 до 1 000 000. 5. Глагол временные формы Present Perfect (resultative) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов. Знакомство с маркерами этого времени (already, just, ever, never, yet), их место в предложении; использование глаголов to be, to know, to have для обозначения действия, которое началось в прошлом и продолжается в момент речи (Ihavebeenhereforthreedays. Wehaveknowneachothersince 1998.); предлоги sinceи forкак показатели этого времени в подобных предложениях; сопоставление структур havebeentoи havegonetoв предложениях, используемых в Present Perfect; сопоставлениевремёнPast Simple иPresent Perfect; оборот to be going to для выражения действия в будущем; модальный глагол must и его эквивалент to have to; модальный глагол can и его эквивалент to be able to. II. Синтаксис 1. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, дополнительными и обстоятельственными; придаточные предложения времени, места и образа действия. 2. Общие, альтернативные, разделительныеиспециальныевопросывPresent Simple, Present Progressive, Present Perfect, Future Simple, Past Simple; вопросительныеисоюзныеслова (who, whom, what, which, whose, where, when, why, how, how well, how long, how often, how much, how many). Социокультурная осведомлённость В процессе обучения английскому языку в II—IV классах учащиеся знакомятся: с основными сведениями о Великобритании и США: исторически сложившиеся части страны и их символы, столицы, крупные города, достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории; с особенностями быта британцев/американцев, касающимися их жилища, еды, праздников, досуга; с элементами детского фольклора, героями сказок и литературных произведений, некоторыми популярными песнями, пословицами и поговорками, считалками; с известными людьми, членами королевской семьи, историческими личностями. В рамках социолингвистической составляющей учащиеся овладевают: 16 речевым этикетом во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir, основными правилами и речевыми формулами вежливости; правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имён и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток; правилами употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you; некоторыми типичными сокращениями; способностью понимать семантику и употребление некоторых английских и русских эквивалентов (дом — house/home, много — much, many, alot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/dinner, ужин — dinner/supper/tea); правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке. Общеучебные и специальные учебные умения Особое внимание уделяется работе по овладению общеучебными действиями (универсальные учебные действия) и специальными учебными умениями. Учащиеся овладевают следующими общеучебными действиями: совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы; антонимы; учатся пользоваться мультимедийными средствами (компьютером); учатся внимательно слушать учителя и реагировать на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы; учатся работать в парах; учатся работать в малой группе; учатся находить нужные разделы учебника и рабочей тетради по принятым в них значкам; учатся планировать и осуществлять проектную деятельность; учатся участвовать в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом; учатся инсценировать диалог с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации; учатся использовать вербальные и иллюстративные опоры; учатся быстро ориентироваться в структуре учебника; учатся работать с рабочей тетрадью в классе и дома. Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом специальных учебных умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения и при чтении и аудировании: умением вместо неизвестного слова употребить другое знакомое ученику слово, близкое по значению; умением выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты; умением обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе межличностного общения; 17 умением запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for ...?) для решения речевой задачи говорения; умением пользоваться двуязычным словарём учебника/книги для чтения (в том числе транскрипцией); умением пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; умением вести словарь (словарную тетрадь), систематизировать слова, например, по тематическому принципу; умением делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения; умением опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли; умением пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (интернациональная лексика; слова, созвучные с родным языком, опора на картинку) при чтении и аудировании; умением работать со звукозаписью в классе и дома. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ II—IV КЛАССОВ 1. Английский язык. 2 класс. Учебник в двух частях. Рабочая тетрадь. Книга для чтения. Аудиоприложение. Авторы Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А. 2. Английский язык. 3 класс. Учебник в двух частях. Рабочая тетрадь. Книга для чтения. Аудиоприложение. Авторы Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. 3. Английский язык. 4 класс. Учебник в двух частях. Рабочая тетрадь. Книга для чтения. Аудиоприложение. Авторы Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Процесс обучения по УМК для II—IV классов осуществляется с учётом ведущих дидактических и методических принципов: принципов коммуникативно ориентированной направленности обучения, устного опережения, дифференциации и интеграции обучения, сознательности, активности и индивидуализации, наглядности и посильности, учёта родного языка и др. Обучение по данным УМК основано на постоянном вовлечении каждого учащегося в устную и письменную коммуникацию с помощью разнообразных мотивированных заданий, привлекательных для младших школьников. Большое внимание уделяется созданию доброжелательного психологического климата на уроках. Создание комфортной атмосферы устраняет так называемый языковой барьер и поощряет коммуникацию. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Обучение видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Но наблюдается некоторое устное опережение, так как овладение письменными формами общения (чтение и письмо), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. УМК предлагают широкий выбор тренировочных, проблемных и творческих заданий для создания речевой, интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, поддержания доброжелательной атмосферы на уроке. В процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста огромную роль приобретает игра. Чем больше игр, игровых приёмов, разнообразных средств наглядности (картинок, игрушек, фотографий, пальчиковых кукол, плакатов, муляжей и т. д.) использует учитель, тем интереснее детям учиться, тем прочнее усваивается материал. При выполнении речевых упражнений проводится большое количество соревнований; инсценируются стихи и песни, что благотворно влияет на повышение интереса к 18 английскому языку, помогает лучше запоминать лексико-грамматический материал и развивает фантазию. Авторы УМК стремятся познакомить учащихся с культурой англоязычных стран, чему способствует большое количество страноведческих текстов и диалогов, близких школьникам по тематике (праздники: Новый год, Рождество, Пасха, День Независимости США, День рождения и т. д.; тексты о наиболее популярных героях английских и американских сказок (Робин-Бобин, Винни-Пух, Братец Кролик, Белоснежка и др.); достопримечательности столиц стран изучаемого языка и т. д.). УМК «Английский язык» для II—IV классов включают разнообразные материалы для организации внеурочной деятельности учащихся с учётом психологических особенностей школьников младших классов. В учебниках предусматриваются проектные задания, игры на английском языке, а в пособии для учителя предлагаются дополнительные материалы для проведения тематических утренников и праздников. Языковая компетенция Работа над фонетикой Активная работа над фонетикой ведётся во II классе на первом году обучения. В последующих классах идёт тренировка, коррекция и совершенствование произносительных навыков. Учитель организует работу учащихся со звуковым пособием (аудиокурсом) в классе и дома, даёт подробные рекомендации учащимся по работе с аудиотекстами. Работа над лексикой Работа над лексикой строится на устном опережении и беспереводно. Семантизация новой лексики осуществляется с помощью показа картинок, действий, использования синонимов, антонимов, контекста. А там, где это возможно, учащиеся используют языковую догадку (интернациональные слова, догадка по известным словообразовательным элементам). Изученная лексика закрепляется с помощью тренировочных упражнений. Работа над грамматикой Грамматика отрабатывается сначала на речевых образцах, затем проводится тренировка (со зрительной опорой, а после без неё) и предлагаются творческие упражнения. Ознакомление с новым грамматическим явлением происходит всегда устно. Приступая к чтению, учащиеся вновь встречаются с грамматическим явлением (и повторно «прокручивают» его). Более эффективному обучению грамматике способствуют многочисленные грамматические таблицы и грамматический справочник (учебники для III и IV классов). Использование таблиц позволяет учащимся развивать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и обобщать грамматический материал. Речевая компетенция Аудирование Аудирование выступает как средство обучения (при ознакомлении с новым материалом) и как цель обучения (при проведении уроков аудирования). На первом году обучения учащиеся должны имитировать речь диктора, его интонацию. Начиная с III класса впервые появляются уроки, специально посвящённые аудированию. Тексты, предлагаемые для прослушивания, являются фабульными и постепенно усложняются по лексикограмматическому наполнению. Тексты для аудирования обязательно предваряются заданиями. Контроль понимания осуществляется вопросно-ответными упражнениями. По мере накопления учащимися опыта подобной работы им предлагаются творческие задания типа «Расскажи сказку, похожую на услышанную», «Придумай окончание» и т. д. Говорение 19 Говорение тесно связано с аудированием, чтением и письмом. Говорение выступает в форме диалогического или монологического связного высказывания. Связное высказывание должно быть логичным и последовательным и соответствовать учебной ситуации. Также оно должно быть правильно оформлено с точки зрения языка. Овладевая устно учебным материалом, учащиеся сначала учатся осуществлять действия внутри одного речевого образца: имитация, подстановка, трансформация, расширение. Затем учатся подключать новый речевой образец к ранее изученному. И наконец, подбирают нужные речевые образцы для самостоятельного высказывания. Чтение Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности и средство усвоения лексико-грамматического материала. Тексты для чтения являются главным источником получения информации. При обучении чтению материал постоянно усложняется, а объём читаемого увеличивается. Чтение в процессе обучения выступает в двух формах: вслух и про себя. Чтение вслух способствует увеличению темпа чтения, закреплению навыков выразительного чтения. При этом особое внимание уделяется интонированию текста. В процессе чтения вслух учащиеся обучаются элементам анализа: детям сначала предлагается дифференцировать слова по различным признакам (определённым звукам, определённым частям речи, определённой тематике), а затем прочитать их группами. При работе над текстами предлагается определённая последовательность: а) обязательное предтекстовое задание, связанное с извлечением определённой информации; б) послетекстовые задания, имеющие целью проверить понимание прочитанного. Большую роль в обучении чтению про себя играют уроки домашнего чтения, которые проводятся на базе книги для чтения. В ней представлены различные тексты (сказки, страноведческий материал, истории, стихи), что расширяет детский кругозор, формирует умение чтения текстов различных жанров, способствует развитию устной речи. Тексты развивают речевую инициативу детей, стимулируют к высказыванию собственного мнения. Письмо Значительная часть письменных упражнений направлена на закрепление лексикограмматического материала. По мере совершенствования навыков письма учащиеся выполняют творческие задания. Авторы предлагают следующие приёмы обучения письму младших школьников: списывание изолированных слов и целых предложений с различными установками типа: подчеркнуть определённые буквы, буквосочетания, отметить буквы, которые не читаются, и т. д.; организация слов по определённому признаку: по алфавиту, по правилам чтения, по словообразованию и т. д.; написание по памяти; составление и написание предложений, короткого рассказа; диктанты, письменные контрольные работы. Согласно образовательным и воспитательным целям и интересам младших школьников примерная программа предлагает следующее предметное содержание устной и письменной речи: Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки. Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. 20 Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках. Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Любимое время года. Погода. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине) Учебные пособия: 1. Алфавит (настенная таблица) 2. Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку 3. Географическая карты стран изучаемого языка (Великобритании, США) Технические средства обучения: В кабинете английского языка имеется: 1. Компьютер 2 Мультимедийный проектор 3 Магнитофон 4 Колонки 5 Интерактивная доска starboard HITACHI 6 Документ-камера DYMO MimioView 21 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)