Рабочая программа Развитие творческого воображения 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса «Развитие творческого воображения»
Срок реализации – 4 года (1-4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Развитие творческого воображения»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий
для учащихся младшего школьного возраста
Курс включает 102 занятия: 1 занятие в неделю во 2 – 4 классах (по 34 ч в год)
Актуальность выбора определена следующими факторами:
•
на основе диагностических данных у учащихся слабо развиты память, устойчивость и
концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой
О.А.
5. При планировании содержания занятий
учащихся по каждой теме.

прописаны виды познавательной деятельности

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.

Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то
конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся
в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при
решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у
всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет
отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки,
потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому
же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых
задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
1. «Юным умникам и умницам» Автор О.Холодова Рабочая тетрадь в 2частях
Издательство «Росткнига» (для 2, 3, 4 класса)
2. «Методическое пособие» О.Холодова (2, 3, 4 класс) Издательство Москва «Росткнига».
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления
их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы,
иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные
нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших
школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы
отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и
возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания,
развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором
идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование
умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
.
Модель занятия во 2 классе
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка
и
развитие
психических
механизмов,
лежащих
в
основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
Веселая переменка (3-5 минут)
Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования
мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения
сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач
заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Модель занятия в 3 классе:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка
и
развитие
психических
механизмов,
лежащих
в
основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Логически – поисковые задания (10 минут)
Веселая переменка (2-3 минуты)
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по
сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение
решения задачи.

Модель занятия в 4 классе:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка
и
развитие
психических
механизмов,
лежащих
в
основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Логически – поисковые задания (10 минут)
Веселая переменка (2-3 минуты)
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по
сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение
решения задачи.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определенном порядке;

принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в
зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса
являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса
являются формирование следующих
умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса
положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
•
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе
учителя);
•
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
•
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.

•

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить
в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его
с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель
на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику
развития познавательных способностей детей.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры
по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений
в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих
заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено
с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование занятий курса "Развитие творческого воображения" 2 класс
№

Тема урока

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
способности рассуждать

25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие
аналитических способностей

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие
аналитических способностей

28

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие
способности рассуждать

30

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей

31

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие
способности рассуждать

32

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей

33

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать

34

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей
аналитических способностей

Развитие

Тематическое планирование занятий курса "Развитие творческого воображения" 3 класс
№

Тема урока

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

4

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи
5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные задачи

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные задачи

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные задачи

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие

умения решать нестандартные задачи
25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие
умения решать нестандартные задачи

28

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных
операций Развитие умения решать нестандартные задачи

30

Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

31

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие
умения решать нестандартные задачи

32

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

33

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

34

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей
умения решать нестандартные задачи

Развитие

Тематическое планирование занятий курса "Развитие творческого воображения" 4 класс
№

Тема урока

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

4

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные задачи

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные задачи

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные задачи

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие
умения решать нестандартные задачи

28

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных
операций Развитие умения решать нестандартные задачи

30

Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

31

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения
решать нестандартные задачи

32

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие
умения решать нестандартные задачи

33

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи

34

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие
умения решать нестандартные задачи

Учебно – методическая литература для учителя
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч.
Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по
развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга.

Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативу «Развитие творческого воображения составлена на основе
ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных
способностей» (РПС) автора Л.В. Мищенковой.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные
пособия для учащихся и учителя:
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В.
Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для
массовой школы).
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В.
Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для
массовой школы).
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях / Л.В.
Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для
массовой школы).
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей
Методическое пособие, 2-4 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В
концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного
результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника
начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка:
«Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный
организации собственной деятельности…»
Факультативный курс «Развитие творческого воображения» нацелен на формирование у
учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Цель факультативно курса «Развитие творческого воображения»: создание условий для
проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, развитие интеллектуальнотворческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях

Факультативный курс «Развитие творческого воображения» представляет собой комплекс
специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие
упражнения с
разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие
познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти,
внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного
восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей
мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление
логических связей, способность к конструированию.
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка,
литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой
форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся,
формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса курса
«Развитие творческого воображения»
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ
от высказывания критики в адрес ребёнка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с
целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение,
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и
реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового
участника
умение
разрешать
конфликты
на
основе
договорённости.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным
основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи,
прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую
инерцию
мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной
активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под
руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать
выводы
и
обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоциональнонравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей
и экспрессии эмоций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Развитие творческого воображения, факультативный курс
2 класс, 2014 – 2015 учебный год
1час в неделю (34ч)
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В.
Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей
Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
№

Темы занятий.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций.

3

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей.

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

7

Совершенствование воображения. Ребусы.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей.

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

15

Развитие быстроты реакции. Развитие способности рассуждать.

16

Развитие концентрации внимания.

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

21

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

23

Развитие внимания. Развитие способности рассуждать

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

25

Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

28

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции. Развитие способности рассуждать

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций.

31

Тренировка внимания. Развитие способности рассуждать

32

Тренировка слуховой памяти.

33

Тренировка зрительной памяти.

34

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».