24 Рабочая программа элективного курса Математическая грамотность

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Математическая грамотность»
8 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик:
Нестерова И.И., учитель математики,

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 29.08.2024г.

г. Костомукша – 2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Математическая грамотность» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 Основной образовательной программы основного общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Математика»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математики»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Общая характеристика элективного курса
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической
подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических
способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи
и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий,
подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с
методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от
методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения
научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и
изящества математических рассуждений.
Цель элективного курса: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств
мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном
обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем
Задачи элективного курса:




сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в
практической деятельности; решать задачи на проценты, применяя формулу сложных процентов;
приобрести определённую математическую культуру, помочь ученику оценить свой потенциал с
точки зрения образовательной перспективы;
научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; строить графики.
Место элективного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в 8 классе, 1 час в неделю.

2. Содержание программы элективного курса
Математика в повседневной жизни 12 часов
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве
семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации
отдыха и др.
2

Геометрические задачи 6 часов
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать
элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом
виде. Чтение условий задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на
чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество 6 часов
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при
получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и
уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах 6 часов
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение
находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт и тд.
Математика и профессии 4 часа
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к
труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и
профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации
решения профессионально ориентированных задач.

3. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностный результат:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению
мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном
обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметный результат:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание
условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Предметный результат:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных
для математической деятельности.
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к
достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
3

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

4. Тематическое планирование
Название раздела

Количе
ство
часов

Основные виды деятельности
обучающихся

Математика в
повседневной
жизни

12

Привлекать внимание
Патриотическое ТeacherМade
обучающихся к обсуждаемой на
, трудовое
https://fg.resh.ed
уроке информации, активизации
u.ru/
познавательной деятельности
обучающихся; организовывать
Учи.ру, ЯКласс
работу обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
инициировать и поддерживать
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность
приобрести навык уважительного
отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других
исследователей

Геометрические
задачи

6

Реализовывать воспитательные
Гражданское и
возможности в различных видах
духовнодеятельности, обучающихся со
нравственное
словесной (знаковой) основой:
воспитание
выводы и доказательство формул,
анализ формул, решение текстовых
4

Основные
направления
воспитательной
деятельности

ЦОР

Живая
геометрия
Lecta
learnis.ru

количественных и качественных
задач, выполнение заданий по
разграничению понятий.
Моделировать на уроке ситуации
для выбора поступка обучающимся
(тексты, инфографика, видео и др.)
Организовывать индивидуальную
учебную деятельность.
Реализовывать воспитательные
возможности в различных видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности
Математика и
общество

6

Привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся

https://Learninga
pps.org
Видеоуроки.RU
РЭШ
Skysmart

Эстетическое,

Limalon
School (Ютуб
канал)
Sboard.online
learnis.ru
https://Learninga
pps.org
Видеоуроки.RU
Skysmart

Задачи на
чертежах

Математика и
профессии





6

4

Моделировать на уроке ситуации
для выбора поступка обучающимся
(тексты, инфографика, видео и др.)
Организовывать индивидуальную
учебную деятельность.
Реализовывать воспитательные
возможности в различных видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности

Патриотич
еское
Ценности
научного
познания

ТeacherМade
https://fg.resh.ed
u.ru/
Учи.ру, ЯКласс

Патриотическое ТeacherМade
, трудовое
https://fg.resh.ed
u.ru/
Учи.ру, ЯКласс

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Водинчар, М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, сплавы и растворы
методом уравнений // Математика в школе. – 2001. - №4.
Егерман,Е. Задачи с модулем. 9-10 классы// Математика.-№23.—2004. – С. 18-20.
Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для общеобразовательных

5

организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.; СПб.: Просвещение, 2020 —
(Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
Интернет-ресурсы:
 http://metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»
 http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
 http://www.problems.ru/
− интернет-проект «Задачи», предназначен для учителей и
преподавателей как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в
школе
 www.step-into-the-future.ru − программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции,
форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской
деятельности, подготовки проектных работ)
 http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm – Всероссийские дистанционные эвристические
олимпиады по математике (положение, рекомендации, методические материалы)

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».