Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Математическая грамотность» 8 класс классы 1 год срок реализации Разработчик: Нестерова И.И., учитель математики, Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 29.08.2024г. г. Костомукша – 2024 1. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Математическая грамотность» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Основной образовательной программы основного общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Математика»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математики»; рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Общая характеристика элективного курса Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Цель элективного курса: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем Задачи элективного курса: сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности; решать задачи на проценты, применяя формулу сложных процентов; приобрести определённую математическую культуру, помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; строить графики. Место элективного курса в учебном плане В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в 8 классе, 1 час в неделю. 2. Содержание программы элективного курса Математика в повседневной жизни 12 часов Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. 2 Геометрические задачи 6 часов Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условий задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. Математика и общество 6 часов Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др. Задачи на чертежах 6 часов Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт и тд. Математика и профессии 4 часа Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. 3. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностный результат: формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Метапредметный результат: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. Предметный результат: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: 3 готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. 4. Тематическое планирование Название раздела Количе ство часов Основные виды деятельности обучающихся Математика в повседневной жизни 12 Привлекать внимание Патриотическое ТeacherМade обучающихся к обсуждаемой на , трудовое https://fg.resh.ed уроке информации, активизации u.ru/ познавательной деятельности обучающихся; организовывать Учи.ру, ЯКласс работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей Геометрические задачи 6 Реализовывать воспитательные Гражданское и возможности в различных видах духовнодеятельности, обучающихся со нравственное словесной (знаковой) основой: воспитание выводы и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых 4 Основные направления воспитательной деятельности ЦОР Живая геометрия Lecta learnis.ru количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий. Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.) Организовывать индивидуальную учебную деятельность. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности Математика и общество 6 Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся https://Learninga pps.org Видеоуроки.RU РЭШ Skysmart Эстетическое, Limalon School (Ютуб канал) Sboard.online learnis.ru https://Learninga pps.org Видеоуроки.RU Skysmart Задачи на чертежах Математика и профессии 6 4 Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.) Организовывать индивидуальную учебную деятельность. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности Патриотич еское Ценности научного познания ТeacherМade https://fg.resh.ed u.ru/ Учи.ру, ЯКласс Патриотическое ТeacherМade , трудовое https://fg.resh.ed u.ru/ Учи.ру, ЯКласс 5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Водинчар, М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, сплавы и растворы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. - №4. Егерман,Е. Задачи с модулем. 9-10 классы// Математика.-№23.—2004. – С. 18-20. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для общеобразовательных 5 организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.; СПб.: Просвещение, 2020 — (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). Интернет-ресурсы: http://metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ» http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://www.problems.ru/ − интернет-проект «Задачи», предназначен для учителей и преподавателей как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в школе www.step-into-the-future.ru − программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ) http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике (положение, рекомендации, методические материалы) 6