Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Практикум по русскому языку» 9 классы классы 1 год срок реализации Разработчик: Фоменко Е.В., учитель русского языка и литературы Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 29.08.2024г. г. Костомукша – 2024 1. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Элективный курс «Практикум по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов в год. Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 – 8 классах. Цель элективного курса: обеспечение подготовки учащихся к успешному написанию изложения и сочинения. Задачи курса: 1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистическойкомпетенции. 2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами. 3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля. 4. Владеть формами обработки информации исходного текста. 5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл. 6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости отстиля и типа речи исходного текста. 7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи). 8. Сжимать авторский текст. 9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания 3 части. 10. Редактировать свое сочинение и изложение. 11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике. Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучениетрудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). 2. Содержание курса 1. Введение в русскую грамматику. Структура экзаменационной работы, критерии оценивания. 2. Сжатое изложение. Тема, идея (основная мысль)текста, микротема, ключевыеслова. Последовательность работы при визуальном восприятии текста и при восприятии на слух. Микротема. Абзац. Основные приёмы компрессии: исключение, обобщение, упрощение. Содержательные формы компрессии. Основные принципы сжатия текста. Методические требования к сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста. Модель проведения сжатого изложения. Техника его написания. Составление планак тексту изложения. Основные приёмы компрессии: исключение,обобщение, упрощение. 3. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Структура сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Тезис,доказательство, аргументы, вывод. Средства межфразовой связи. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Способы оформления вступления к сочинению на лингвистическую тему. Аргументирование тезиса через примеры из текста. Способы оформления заключения к сочинению на лингвистическую тему. Алгоритм написания сочинениярассуждения налингвистическую тему. Структура сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Алгоритм его написания. 4. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Структура сочинения- рассуждения на морально- этическую тему, алгоритм егонаписания. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Способы оформления вступления к сочинению на морально-этическую тему. Аргументирование тезиса через примеры из текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Структура сочинения- рассуждения на морально- этическую тему. Алгоритм егонаписания. 5. Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия. Структура сочинениярассуждения по комментированию значения понятия, алгоритм его написания. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. 6. Обобщение. Техника написания сжатого изложения и сочинений- рассуждений на лингвистическую, морально-этическую темы, по комментированию значения понятия. 3. Планируемые результаты освоения курса Учащиеся должны знать: - требования к сочинению новой формы по русскому языку (критерии оценивания); - основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент; - грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок); - специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения 3 части; - способы сжатия текста; уметь: - владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции; - определять проблему текстов и формулировать её разными способами; - грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля; - владеть формами обработки информации исходного текста; - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; - выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; - определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи); - сжимать авторский текст; - писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания; - редактировать свое сочинение и изложение. Личностными результатами освоения программы данного курса являются следующие: •Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; •Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; •Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися являются следующие: • Владение всеми видами речевой деятельности: • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения: • Владение разными видами чтения; • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; •Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов; •Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; •Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • Умение производить прослушанный или прочитанный текст; • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности; • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм; • Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания; • Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. •Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; •Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях. Предметными результатами освоения программы данного курса являются следующие: •Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа; • Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; • Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили языка; • Проведение различных видов анализа слова; • Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; •Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 4. Тематическое планирование № п/п Название раздела 1 2 3 4 5 6 Введение в русскую грамматику. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия Обобщение. Количество часов 1 5 3 3 3 2 5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2014. 2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.-М.: ТЦ Сфера, 2009. 3. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012г 4. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. 5. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 6. Русский язык. 9 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011. 7. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009. 8. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.