25 Рабочая программа элективного курса Практикум по русскому языку

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
9 классы
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 29.08.2024г.

г. Костомукша – 2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе:








Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».

Элективный курс «Практикум по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса и
рассчитан на 17 часов в год.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно
создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и
лаконичности связной речи.
Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением,
учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся,
она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей
учащихся
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию
систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения
полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы,
направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 – 8 классах.
Цель элективного курса: обеспечение подготовки учащихся к успешному написанию изложения
и сочинения.
Задачи курса:
1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистическойкомпетенции.
2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.
3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.
4. Владеть формами обработки информации исходного текста.
5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку
задания и вникать в её смысл.
6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости отстиля и
типа речи исходного текста.
7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её
разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).
8. Сжимать авторский текст.
9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания 3 части.
10. Редактировать свое сочинение и изложение.
11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,
пунктуации, лексике.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная
письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучениетрудных
случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые
навыки).
2. Содержание курса
1. Введение в русскую грамматику. Структура экзаменационной работы, критерии оценивания.
2. Сжатое изложение. Тема, идея (основная мысль)текста, микротема, ключевыеслова.
Последовательность работы при визуальном восприятии текста и при восприятии на слух. Микротема.
Абзац. Основные приёмы компрессии: исключение, обобщение, упрощение. Содержательные формы
компрессии. Основные принципы сжатия текста. Методические требования к сжатому изложению.

Основные приемы сжатия текста. Модель проведения сжатого изложения. Техника его написания.
Составление планак тексту изложения. Основные приёмы компрессии: исключение,обобщение,
упрощение.
3. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Структура сочинения- рассуждения на
лингвистическую тему. Тезис,доказательство, аргументы, вывод. Средства межфразовой связи. Алгоритм
написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Способы оформления вступления к
сочинению на лингвистическую тему. Аргументирование тезиса через примеры из текста. Способы
оформления заключения к сочинению на лингвистическую тему. Алгоритм написания сочинениярассуждения налингвистическую тему. Структура сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
Алгоритм его написания.
4. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Структура сочинения- рассуждения на
морально- этическую тему, алгоритм егонаписания. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Способы
оформления вступления к сочинению на морально-этическую тему. Аргументирование тезиса через
примеры из текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Структура сочинения- рассуждения на морально- этическую тему. Алгоритм егонаписания.
5. Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия. Структура сочинениярассуждения по комментированию значения понятия, алгоритм его написания. Тезис, доказательство,
аргументы, вывод.
6. Обобщение. Техника написания сжатого изложения и сочинений- рассуждений на лингвистическую,
морально-этическую темы, по комментированию значения понятия.
3. Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- требования к сочинению новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения 3 части;
- способы сжатия текста;
уметь:
- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
- определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку
задания и вникать в её смысл;
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и
типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её
разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
- сжимать авторский текст;
- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;
- редактировать свое сочинение и изложение.
Личностными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
•Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
•Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость
за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
•Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися являются следующие:
• Владение всеми видами речевой деятельности:

• Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
• Владение разными видами чтения;
• Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
•Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;
•Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
•Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• Умение производить прослушанный или прочитанный текст;
• Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
• Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм;
• Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
• Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
•Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
•Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
•Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского
народа;
• Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили языка;
• Проведение различных видов анализа слова;
• Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
•Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
4. Тематическое планирование
№ п/п

Название раздела

1
2
3
4
5
6

Введение в русскую грамматику.
Сжатое изложение.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия
Обобщение.

Количество
часов
1
5
3
3
3
2

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.:
ВАКО,2014.
2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.-М.:
ТЦ Сфера, 2009.
3. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.Сост.
И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012г
4. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9
класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

5. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по
выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
6. Русский язык. 9 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,
О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
7. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
8. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса
общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова,
Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».