РП Школа развития речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
__________/И.В. Осипенко/
«1» сентября 2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Школа развития речи»
(учебный предмет)
2 – 3 классы____
(классы)
_____2 года_____
(сроки реализации)

Разработчик:
Учителя начальных классов

Обсуждена и согласована на заседании
методического объединения учителей
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

2023 г.

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Школа развития речи» разработана на основе авторской
программы О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом»
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и
социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой
активности. Создать для ребѐнка условия, способствующие открытию целостной картины мира
благодаря детской книге, развивать мотивы отношения к чтению позволяет курс «Школа
развития речи». Программа учебного курса позволяет проводить системную работу по
интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося. Содержание
занятий создаѐт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и
применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Обучить детей технике чтения нелегко, но ещѐ труднее научить понимать и
анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на
занятиях учебно-методический комплект «Работа с текстом», О.Н. Крыловой (пособие
полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
начальной школы).
Цель программы «Школа развития речи»: создание условий для развития
читательских умений и интереса к чтению.
Основные задачи:
1. Расширить читательский кругозор;
2. Способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе;
3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
4. Учить работать с текстом литературного произведения;
5. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального
общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в
текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,
научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с
целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение

нужной

для

решения

практической

или

учебной

задачи

информации,

систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации,
их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из

разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных
связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
 Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 Определять тему и главную мысль текста;
 Делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
 Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два – три
существенных признака;
 Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
 Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
 Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
 Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
 Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
 Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 Работать с несколькими источниками информации;
 Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
 Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
 Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;

 Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
 Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
 Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
 Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
 Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
 Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место
и роль иллюстративного ряда в тексте;
 На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 Сопоставлять различные точки зрения;
 Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
 В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.

Содержание учебного курса
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию

прослушанного

произведения,

определение

последовательности

событий,

осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенное увеличение скорости чтения.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и
паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное),

умение

находить

в

тексте необходимую

информацию,

понимание еѐ

особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания произведения по его названию и оформлению. Самостоятельное определение темы
и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.

Понимание

нравственно-эстетического

содержания

прочитанного

произведения,

осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств
данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков
героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,
выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение
построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский
текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически
правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с
учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного

искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение
плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,
антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания. Устное
сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий,
короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация

текста литературного

произведения

в

творческой

деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с
элементами

сочинения,

создание

собственного

текста

на

основе

художественного

произведения, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять
свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными
текстами-описаниями,
эмоциональному

находить
настрою,

литературные

произведения,

объяснять

созвучные
свой

своему
выбор.

Календарно - тематическое планирование
2 класс
№
1

2
3

4

5

6

7
8

9

10

11

12

13

14

15

16

Тема урока
Работа с текстом
И.Соколова – Микитова
«В лесу».
Работа с текстом
В.Осеевой «Плохо»
Работа с текстом
Л.Толстого «Два
товарища»
Работа с текстом В.
Бурлакова «На рассвете»
Работа с текстом
А.Тихонова «Где вода, там
жизнь»
Работа с текстом
С.Михалкова «Аисты и
лягушки».
Работа с текстом
И.Пузанова «На рыбалке».
Итоговая работа за 1
четверть по тексту:
«Медведко» Д.Н.МаминаСибирика
Работа над ошибками.
Работа с текстом
В.Бехревского «Мишка
под деревом»
Работа с текстом
И.Соколова- Микитова
«На лесной дороге»
Работа с текстом Л.Яхнина
«Силачи».
Работа с текстом
А.Тихонова
«Сороки».
Работа с текстом из
детской
энциклопедии.
Работа с текстом
К.Ушинского
«Играющие собаки»
Итоговая работа
за 2 четверть по тексту:
«Четыре желания»
К.Д.Ушинского
Работа с текстом И.
Соколова – Микитова
«Утром в лесу»

Основные виды
учебной деятельности учащихся
Чтение по слогам.
Определение темы текста. Работа с иллюстрацией.
Вести диалог. Определять последовательность. Работать
с иллюстрацией. Подбирать антонимы.
Определять главную мысль. Делить слова для переноса.
Подбирать синонимы. Работать с пословицами.
Определять последовательность событий.
Устанавливать последовательность пунктов плана.
Восстанавливать деформированные предложения.
Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с
иллюстрациями.
Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к
тексту. Работать с иллюстрацией.
Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге.
Находить вопросительные предложения.
Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы.
Работать с кроссвордом, с иллюстрацией.
Оценивать свои результаты и достижения.
Анализировать ошибки.
Подбирать синонимы, заголовок к тексту.
Восстанавливать
последовательность событий.
Восстанавливать деформированные предложения.
Определять лексическое значение слова. Давать
характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту.
Ставить ударение в словах. Деление текста на части.
Определять основную мысль текста. Работать с
таблицей. Классифицировать слова.
Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки
препинания.
Подбирать заголовок вопросительным предложением.
Определять главную мысль текста. Восстановление
деформированного предложения.
Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с
кроссвордом.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результату своих достижений.
Анализировать ошибки. Применять прием сравнения.
Восстанавливать предложения.

17

18

19

20

21

22

23
24

25

26

27

28

29

30

31

32
33

34

Работа с текстом
Е.Пермяка
«Первая рыбалка»
Работа с текстом
И.Соколова– Микитова
«Белка»
Работа с текстом
С.Михалкова «Не стоит
благодарности».
Работа с текстом
Г.Цыферова
«Жил на свете слоненок».
Работа с текстом
В.Кологрива
«Жизнь кузнечика»
Работа с текстом
С.Аксакова
«Щенок».
Работа с текстом Ш.Перро
«Золушка»
Итоговая работа за 3
четверть

Работа с текстом
Н.Юрцевича
«Красавица русских
лесов»
Работа с текстом
С.Юцзунь
«Светлячок и Муравей»
Работа с текстом
В.Танасийчука
«Лосось».
Работа с текстом
В.Коржикова
«Прогулка по лесу»
Работа с текстом арабской
народной сказки «Хлеб и
золото»
Работа с текстом
К.Ушинского
«Гадюка»
Работа с текстом
М.Садовского
«Зима на колесах»
Работа с текстом
В.Осеевой «Кто хозяин?»
Работа с текстом
И.Соколова – Микитова
«Лоси».
Работа с текстом
И.Крылова
«Кукушка и Петух»

Различать стиль речи. Определять главную мысль
текста, последовательность пунктов плана. Работать с
иллюстрацией.
Определять тип текста. Списывать текст.
Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать
с кроссвордом. Подбирать прилагательные к
существительному.
Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества
героя.
Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.
Определять стиль текста, лексическое значение слова.
Находить абзац.
Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результаты своих достижений. Умение
работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему
текста, определять главную мысль текста,
восстанавливать последовательность событий.
Определять стиль текста, лексическое значение слова.
Находить абзац. Уметь определять стиль текста,
лексическое значение слова, подбирать антонимы,
восстанавливать последовательность событий.
Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять
главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту,
оформлять обложку.
Определять стиль текста. Работать с кроссвордом.
Находить границы предложения.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы,
определять стиль текста. Восстанавливать предложения.
Работать с иллюстрацией.
Называть героев сказки. Определять жанр
произведения, лексическое значение слова, подбирать
синонимы.
Определять жанр произведения, подбор синонимов.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы,
определять стиль текста, восстанавливать предложения.
Определять главную мысль текста, подбирать заголовок
к тексту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результаты своих достижений.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы,
определять стиль текста, восстанавливать предложения.

Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18-19
20
21-22
23
24
25
26-27
28
29-30
31-33
34

Тема урока
Работа с текстом «Синица» по Г. Скребицкому.
Работа с научным текстом «Летняя тундра».
Работа с научным текстом «Фламинго» по Э. Бауэру.
Работа с научным текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии
«Хочу всё знать».
Работа с научным текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии
«Хочу всё знать».
Работа с научным текстом «Жизнь деревьев» по Г. Ханнелору.
Работа с художественным текстом С. Михалкова «Ответ».
Работа с научным текстом «Божья коровка» по материалам энциклопедии
«Что такое. Кто такой».
Работа с научным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу
всё знать».
Работа с художественным текстом А. Старостина «На Ямале».
Работа с научным текстом «Змеи» по материалам энциклопедии «Что
такое. Кто такой».
Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые цветы».
Работа с научным текстом «Цирк» по материалам энциклопедии «Что
такое. Кто такой».
Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «И так бывает».
Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто
такой».
Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро зима».
Работа с художественным текстом И. Соколова-Микитова «В сосновых
борах».
Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто
такой».
Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «Башмачки».
Работа с научным текстом «Собаки» по Э. Бауэру
Работа с художественным текстом С. Михалкова «Осёл и бобр».
Работа с художественным текстом «Оленёнок» по записям В. Васильева.
Работа с художественным текстом В. Осеевой «На катке».
Работа с научным текстом «Растения» по материалам энциклопедии
«Хочу все знать».
Работа с художественным текстом «Калина» по И. Соколову-Микитову.
Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Тайны
окружающего мира» З. А. Клепининой.
Работа с научным текстом о животных по А. Клыкову.
Список используемой литературы:
Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023
Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
2
3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».