Рабочая программа курса внеурочной деятельности Край, в котором я живу

Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа "Гимназия"
МБоУ I(ГQ llГимназия "

СОГЛАСОВАНО
МО

приrLrIто

на заседании

учителей начальных
классов
Протокол Jllbl
от 25.08.2025 г
Руrtоводифл

Педагогическим советом
Протокол М1
от 26.08.2025 г.
.Щиректор

МFОУ КГО

кГимнбi}ия

осиriенко И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(крАЙ,вкоторомяживу>
для обуrающихся 1-4 классов

г. Костомукша, 2025 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения курса, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения
в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершатся
перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и
регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Край, в
котором я живу» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем
разделам содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы
организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно
использовать при изучении той или иной программной темы.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, программы воспитания, а также с учётом историко-культурного
стандарта.
Изучение предмета «Край, в котором я живу», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям
и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующей
цели: создание условий для формирования уважительного и бережного отношения к
природе, культуре, истории Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение
содержания и организацию познавательной, исследовательской, проектной деятельности
обучающихся этнокультурной направленности.
Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией
национально-регионального компонента ГОУ «ИПКРО» Григорьевской Н.Ю.,
Парамоновой О.М., методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ
«ИПКРО» Хазовой Л В по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П. «Карелия. Край, в
котором я живу».
Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для
формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории
Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и организацию
познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся
этнокультурной направленности.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
 воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю;

способствовать формированию
интереса
к
познанию
природы,
культуры, истории Карелии и проявления желания участвовать в её делах и событиях;

способствовать формированию чувства гордости и ответственности за сохранение
2

и приумножение исторического и культурного наследия края;

воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;

способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и
социальной среде;

развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать объекты
окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать условия для
практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Программа рассчитана на обучающихся 2 – 4 класса. Срок реализации программы 3 года.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание курса внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
2 класс (34 часа)
Введение
Карелия. Край, в котором я живу.
Природа Карелии
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов. Виды
водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного
пункта. Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем
окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои
наблюдения
растением,животным», « Мои наблюдения за явлениями природы»

за

Край наш – Карелия
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводскстолица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его
основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные
занятия, профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной
местности,их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии.
Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
3

Народные промыслы
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву,
берестоплетение, кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы,
села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический
напев).Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Устное народное творчество
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички,
считалки. Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Писатели и поэты Карелии о природе и детях
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение
3 класс (34 часа)
Введение
Карелия - часть России. Государственная символика Карелии
Природа Карелии
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе.
Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии
человеком.
Охрана
лесов, водоемов Карелии.
Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека
на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из
Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание
растений, грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций
природных объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга,
др. Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового
разнообразиярастений и животных
Былинный край, край рун певучих.
4

Древние былины из Заонежья
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного
былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное
содержание эпической поэмы «Калевала»
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории,
написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др.
(по выбору учителя)
Истории про нашу историю
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы.
Оленестровский могильник.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод.
Важныеи яркие события из истории родного края.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов,
границы края, мест исторических событий;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории
икультуры.
Итоговое повторение и обобщение
4 класс
1. Природа Карелии
Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии.
Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи
лбы, гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека
Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение
появления свалок, борьба с оврагами).
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека Онежское и Ладожское
озера – жемчужины нашего края. Изменение водоемов в результате деятельности человека.
Охрана водоемов нашей Республики
Остров Кижи. Белое море – часть мирового океана.
Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в
Карелии.
Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных
различных сообществ. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие
растений и животных различных сообществ.
Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов животных и
растений, внесенных в Красную книгу Карелии.
5

Хозяйственная деятельность людей в связи с природными условиями республики.
Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных
ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и
домашних животных Карелии.
Творческие работы:
Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»
Экскурсии:
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
Планируемые результаты изучения
В ходе реализации курса предполагается ориентация на достижение
Личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
засвою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в
егоисторическом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуренародов, населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с
исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Край, в
котором я живу» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательскойдеятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования
для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6

- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы,
района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
Раздел «Природа Карелии»
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование уважительного отношения к природе родного края, ее
богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;
Раздел «Общество»
- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного
города, населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в
истории России, в мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
Раздел «Культура Карелии»
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров
Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
7

инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и
поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах,
библиотеках;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.


Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№

1

2

3

Название (раздела,
темы)
Введение. Карелия. Край, в
котором я живу.

Природа Карелии

Карелия – наш дом

Колво
часов

1

12

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

8

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

4

Народные промыслы

3

5

Устное народное творчество

5

6

Писатели
и поэты
Карелии оприроде и детях

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu
https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat

Деятельность учителя с
учетомпрограммы
воспитания
Устанавливать доверительные
отношения между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьбучителя.
Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения состаршими
(учителями) и сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу.
Строить воспитательную
деятельность с учетом
культурныхразличий детей,
половозрастных и
индивидуальных особенностей.
Привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспектуизучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов.
Анализировать реальное
состояниедел в учебном классе/
группе.
Побуждать обучающихся
соблюдать на урокепринципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать экскурсии,
походы, экспедиции и т.п.
Защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся
в конфликтной ситуации и/или

8

egory/kraivkotoromjaz
hivu

Итоговое повторение и
обобщение

7

2

неблагоприятных
условиях

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu
https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3 класс (34 часа)
№

1

Название (раздела,
темы)

Колво
часов

Введение.
Мы – граждане РФ

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

2

3

4

Природа Карелии

Былинный край

Писатели Карелии о
природе родногокрая

13

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

4

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

Деятельность учителя с
учетомпрограммы
воспитания
Устанавливать доверительные
отношения между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьбучителя.
Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения состаршими
(учителями) и сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу.
Строить воспитательную
деятельность с учетом
культурныхразличий детей,
половозрастных и
индивидуальных особенностей.
Привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспектуизучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов.
Анализировать реальное
состояниедел в учебном классе/
группе.
Побуждать обучающихся
соблюдать на урокепринципы
9

5

6

Истории
историю

пронашу

Итоговое повторение и
обобщение

9

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

учебной дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать экскурсии,
походы, экспедиции и т.п.
Защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся
в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных
условиях

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4 класс (34 часа)
№

Название
(раздела, темы)

Колво
часов

1

Карелия – наш общий
дом
День рождения
республики
Как рождаются и
растут города. Города братья
Карелы из города
Корела
Дождливый день в
деревне Вожмосалми
Часы для
петрозаводских
мастеровых
Волшебная вепсская
нить
Экскурсия в вепсскую
волость
Карелия глазами
первого губернатора

2

2
3

4
5
6

7
8
9

2
1

1
1
1
1
2
2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
программы
воспитания

Устанавливать доверительные
http://avtor.karelia.ru/
https://www.culture.ru/m отношения между учителем и
обучающимися, способствующих
useums/institutes/locatio
позитивному восприятию
n-respublika-kareliya
https://yandex.ru/search/? обучающимися требований и просьб
учителя.
text=карелия+города&lr Побуждать обучающихся соблюдать
=10935&clid=2261452
на урокеобщепринятые нормы
https://yandex.ru/video/p
поведения, правила общения со
review/?text=карелия%2 старшими (учителями) и
0Валаам&path=yandex_ сверстниками (обучающимися).
search&parentПоддерживать в детском коллективе
reqid=166344874399128 деловую, дружелюбную атмосферу.
0Строить воспитательную
4611752447110813416деятельность с учетом культурных
vla1-0477-vla-l7различий детей, половозрастных и
balancer-8080-BALиндивидуальных особенностей.
718&from_type=vast&fil
Привлекать внимание обучающихся к
mId=1715590196468056 ценностному аспектуизучаемых на
504
уроке явлений, понятий, приемов.
https://wikiway.com/russ Анализировать реальное состояние
ia/kizhi/

10

Поморские
губернаторы
На экскурсию в музей

2

2

14

Сокровища бывшей
гимназии
Как собирают
музейные коллекции
Мастерская детства

15

Экскурсия. «Кижи»

2

16

Так говорят в народе

1

17

Карелия в поэзии

2

18

1

19

Друзья с книжной
полки
Любимые книги

20

Искусство нашего края

2

21

Мир вокруг нас

5

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

10
11
12
13

1

1
1

дел в учебном классе/ группе.
Побуждать обучающихся соблюдать
на урокепринципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
Организовывать экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных
условиях

1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».