РП ЭК Математическая грамотность

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Математическая грамотность»
6 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик:
Нестерова И.И., учитель математики,

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025 г.

г. Костомукша – 2025

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Математическая грамотность» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Математика»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математики»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс «Математическая грамотность» для обучающихся 6 классов является одной из

составляющей развития функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в
разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину»
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного
курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности
школьников и уровнем подготовки математической грамотности
учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической
информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может
быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц,
текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.
Цель элективного курса: формирование математической грамотности учащихся, в том числе в
интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе
общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.






Задачи элективного курса:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть
решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Место элективного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ КГО «Гимназия» программа рассчитана на 34 часа, 1
час в неделю.

2

2. Содержание программы элективного курса
Диаграммы 4 часа
Реальные числовые данные. Анализ таблиц, диаграмм. Сбор информации. Столбчатые и круговые
диаграммы. Определение и вычисление величин по графику, таблице, диаграмме.
Умение планировать бюджет 4 часа
Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Задачи на покупку товара.
Математика в реальной жизни 12 часов
требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание
проекта «Комната моей мечты»: расчёт сметы на ремонт, расчёт сметы на обстановку. Составление
расчётов коммунальных услуг своей семьи, планирование расходов на отпуск семьи, учёт расходов на
питание.
Наглядная геометрия 8 часов
требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание
проекта «Комната моей мечты»: расчёт сметы на ремонт, расчёт сметы на обстановку. Составление
расчётов коммунальных услуг своей семьи, планирование расходов на отпуск семьи, учёт расходов на
питание.
Занимательные задачи 6 часов
Решение
математических задач, требующих от учащихся логических рассуждений. Решение
обратных задач, используя круговую схему. Решение задач, требующих применения интуиции и умения
проводить в уме несложные рассуждения

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностный результат:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению
мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном
обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметный результат:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание
условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Предметный результат:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных
для математической деятельности.
Патриотическое воспитание:
3

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к
достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

4. Тематическое планирование 8 класс (34 часа)
Название раздела

Количе
ство
часов

Диаграммы

4

Умение
планировать
бюджет

4

Основные виды деятельности
обучающихся

-игровая деятельность
-познавательная деятельность проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа
(индивидуальная, парная).
-игровая деятельность
-познавательная деятельность проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа
(индивидуальная, парная).

Основные
направления
воспитательной
деятельности

ЦОР

Патриотическое ТeacherМade
, трудовое
https://fg.resh.ed
u.ru/
Учи.ру, ЯКласс

Гражданское и
духовнонравственное
воспитание

Живая
геометрия
Lecta
learnis.ru
https://Learninga
pps.org
Видеоуроки.RU
РЭШ
Skysmart

Математика в
реальной жизни

12

-познавательная деятельность проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
4

Эстетическое,

Limalon
School (Ютуб
канал)

-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа
(индивидуальная, парная).

Sboard.online
learnis.ru
https://Learninga
pps.org
Видеоуроки.RU
Skysmart

8

Наглядная
геометрия

Занимательные
задачи

6

-познавательная деятельность проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа
(индивидуальная, парная).
-познавательная деятельность проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа
(индивидуальная, парная).

Патриотич
еское
Ценности
научного
познания

ТeacherМade
https://fg.resh.ed
u.ru/
Учи.ру, ЯКласс

Патриотическое ТeacherМade
, трудовое
https://fg.resh.ed
u.ru/
Учи.ру, ЯКласс

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
УМК для учащихся:
 Водинчар, М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, сплавы и растворы
методом уравнений // Математика в школе. – 2001. - №4.
 Егерман,Е. Задачи с модулем. 9-10 классы// Математика.-№23.—2004. – С. 18-20.
 Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.; СПб.: Просвещение, 2020 —
(Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
Интернет-ресурсы:
 http://metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»
 http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
 http://www.problems.ru/
− интернет-проект «Задачи», предназначен для учителей и
преподавателей как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в
школе
 www.step-into-the-future.ru − программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции,
форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской
деятельности, подготовки проектных работ)
 http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm – Всероссийские дистанционные эвристические
олимпиады по математике (положение, рекомендации, методические материалы)

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».