РП курса ВД Практикум по английскому языку

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Практикум по английскому языку»
9 класс
(классы)
1 год
(срок реализации)

Разработчик: Долгобородова Н.И.,
учитель английского языка

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025г.

г. Костомукша – 2025

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по английскому языку»
составлена на основании следующих нормативных документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»
 Учебный план МБОУ КГО «Гимназия» на 2025-2026 учебный год.
 Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и
курсов МБОУ КГО «Гимназия»
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Программа разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности;
- интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность.
- в духовно-нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании учащихся
Общая характеристика курса
Основное назначение программы курса внеурочной деятельности по английскому
языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и
готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с
носителями языка.
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование лексико-грамматической
стороны речевой компетентности учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения лексико-грамматического
материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации:
устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной
(повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). Учащиеся,
выполняя лексико-грамматические упражнения, одновременно совершенствуют основные
навыки, необходимые для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексикограмматических знаний и навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть
экзамена. Программа призвана углубить знания школьников по всем видам речевой
деятельности.
Предлагаемый курс предназначен для интенсивного развития коммуникативной
компетенции учащихся 9 класса, желающих совершенствовать свои знания в области
устного и письменного общения на английском языке.
Актуальность программы заключается в том, что для интенсивного развития
коммуникативной компетенции учащихся, а также для углублённого изучения предмета с

целью повышения качеств подготовки к сдаче языкового экзамена. Успешная сдача
языковых экзаменов в разделах «Говорение», «Письмо», «Лексика и грамматика»
обеспечивается следующими факторами:
- хороший уровень владения английским языком в реальных ситуациях общения;
- владение стратегиями выполнения поставленных коммуникативных задач и
демонстрации умений устной коммуникации;
- владение стратегиями написания письменных заданий, которые соответствуют
требованиям спецификации различных экзаменационных систем;
- комплексное развитие и тренировка языковых навыков и речевых умений устной и
письменной речи.
Основная цель курса – развитие коммуникативной компетенции учащихся, а также
для углублённого изучения предмета.
Основные задачи курса
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
 речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
 языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение
новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами
общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
 социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и
реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы; формирование умений представлять свою страну, ее
культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
 компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной
информации;
 учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий.
2. Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого
уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/ третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства,
позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
3. Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности;
4. Оказание помощи учащимся в подготовке к итоговой аттестации по английскому
языку в форме основного государственного экзамена;

5. Воспитание личности, умеющей в кротчайшие сроки адаптироваться ко всем
изменениям, происходящим в современном мире;
Отличительные особенности курса и принципы отбора материала
Доступность
Степень сложности упражнений и тестов определяется уровнем владения учащимися
основами грамматики и соответствующим объёмом лексического материала.
Преемственность
Материал логично расширяется и углубляется из языковых курсов, построенных по
программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы. С одной стороны,
повторяются и восполняются пробелы в базовой подготовке, с другой, происходит
расширение знаний учащихся путём ознакомления с особенностями английской
грамматики, не изучавшейся в базисном курсе.
Научность
Данный курс основан на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в
нём. Материалы используемого пособия разработаны в соответствии с нормативными
документами, определяющими содержание и порядок проведения Единого
государственного экзамена по иностранному языку.
Аутентичность
Несомненным достоинством данного курса является использование аутентичных
материалов по грамматике, взятых из англоязычных источников. Таким образом,
реализована идея о необходимости и возможности для обучаемых изучать язык
на образцах оригинального языка, а не на адаптированных, русифицированных текстах,
создающих ложный образ английского языка, который надо в дальнейшем преодолевать.
Метапредметные связи
Содержание образовательного проекта тесно связано с такими предметами как русский
язык (формируется лингвистическое отношение к слову, культура речевого поведения,
развиваются умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами)
и математика (развивается логическое и образное мышление, понятие времени, умение
сравнивать, обобщать, систематизировать).
Программа образовательного проекта содержит знания и виды деятельности,
вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития
и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует
концепции, целям и задачам профильного обучения и позволяет реализовать его идеи на
практике.
Данный курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет
интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения для будущей профессии,
повышает мотивацию к изучению иностранных языков.
Данный элективный курс предполагает следующие формы проведения занятий:
групповая, парная, индивидуальная, фронтальная; консультация; ролевая игра;
исследование; устная презентация; «мозговой штурм»; лекция; составление конспекта;
составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; сбор и анализ информации.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных обучающимися умений и
навыков осуществляется при выполнении учащимися устных и письменных практических
и тестовых заданий, а также самими обучающимися путем самооценки и самоконтроля
при выполнении тестовых заданий, написания различного рода писем, эссе

Место учебного курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по английскому языку»
предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
-

-

-

понимание значимости владения иностранного языка для успешности в
профессиональной деятельности и межличностном общении;
формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к речевому
самосовершенствованию;
умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации.

Метапредметные результаты
-

-

-

умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки
работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную
мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;

-

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей
для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранно языке.

Предметные результаты
-

-

-

-

Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение,
просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или
отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал;
Сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе;
соблюдать правила ударения в словах и фразах;
Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное,
вопросительное, отрицательное, повелительное);
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения
изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого
этикета);
Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения,
конверсии);
Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка,
синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и
синтаксические конструкции английского языка;
уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и
их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и
наречий, местоимения, числительные, предлоги;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять
обороты речи, скрытые образным сближением слов;

Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы курса «Углубленный английский» учащиеся
должны:
знать/понимать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа
обучения и соответствующими ситуациями общения;
- значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме;
- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую
социальный опыт школьников;

-

-

-

языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со
сферой общения и социальным статусом партнера;
уметь:
услышать информацию и установить соответствия;
прочитать информацию и установить соответствия;
грамматически правильно оформлять речь;
высказаться по ситуации с раскрытием предложенных опций;
участвовать в этикетном диалоге
дать аргументированный ответ на вопрос собеседника;
логично построить высказывание, используя средства логической связи;
уметь дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;
выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические и лексические
задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического
соответстви
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (эссе, письмо, доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

3. Содержание курса
Содержание курса внеурочной деятельности по английскому язык «Практикум по
английскому языку» составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи,
которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной
семье.

Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.


Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной
жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.

Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа
учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с
закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать
важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения
экзаменационных заданий.
• Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой
подготовки учащихся.
В каждом занятии есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями,
подобными экзаменационному формату, задания на развитие навыков устной речи, а
также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики
урока. Каждый тематический блок содержит объяснительные таблицы по грамматике, в
которых формулируются правила.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и
навыков производится при выполнении заданий в формате ОГЭ. Основная задача
контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным
материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом
контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий пробного экзамена по всем разделам
ОГЭ.
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на
усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как
аудирование, письмо, чтение, говорение.
Модуль 1. Страницы истории: связь настоящего и прошлого
Лексические единицы по темам: история, страны изучаемого языка, древние цивилизации
и памятники, страницы истории, выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую
культуру.

Грамматическое содержание: настоящие времена глагола, артикли в функции дополнения,
предлоги времени, фразовый глагол to pick.
Модуль 2. Человек и общество
Лексические единицы по темам: общество, катаклизмы, глобальные проблемы, ядерное
вооружение, антитеррористическая безопасность.
Грамматическое содержание: прошедшие времена глагола, артикли с именами
собственными, предлоги места, фразовый глагол to cut.
Модуль 3. Подросток и его мир
Лексические единицы по темам: семья, конфликт поколений, проблемы молодежи, выбор
профессии, молодежные движения.
Грамматическое содержание: прошедшее совершенное время, артикли с исчисляемыми и
неисчисляемыми существительными, предложные словосочетания, фразовый глагол to
speak.
Модуль 4. Семья
Лексические единицы по темам: семья, семейные ценности, разводы, проблемы в семье,
особенности семейного уклада в разные исторические периоды.
Грамматическое содержание: пассивный залог, инфинитив, артикли с именами
географическими, фразовый глагол to put.

4. Тематическое планирование
№
раздела
1.
2.
3.
4.

Тема раздела

Количество часов

Страницы истории
Человек и общество
Подросток и его мир
Семья
Итого

8
8
9
9
34

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебные пособия
1.О.В. Афанасьева, И.В.Михеева «Английский язык для IX класса школ с углубленным
изучением английского языка» (учебниr).
2. Веселова, Ю.С. Тематический тренажер по английскому языку. Грамматика.
(Готовимся к ЕГЭ). М.: Интеллект-Центр, 2016. 88 с.
3. Murphy Raymond. English Grammar in Use. A self-study reference book for intermediate
students. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 390 с.
4. Английский язык. Трудные задания ОГЭ. Готовимся к экзамену. Мишин А.В.,
Воложанина Н.В. Москва, Просвещение, 2022
5. Трубанева Н. Н.ОГЭ-2024:Английский язык: 20 тренировочных вариантов
экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену.Москва: Национальное образование, 2023.
6. LukeProdromou. Rising Star.A Pre-First Certificate Course. Macmillan, 2015
Интернет-источники
1. http://abc-english-grammar.com/ Изучение английского языка.
2. http://engblog.ru/ Сайт для учителей английского языка

3. http://onlinenglish.ru/ Английский язык онлайн
4. http://www.britishcouncil.org/ru/ British Council.
5. http://www.englishonlinefree.ru/ Учим английский язык онлайн.
6. http://www.homeenglish.ru/ Английский язык.
7. http://www.native-english.ru/ Английский язык онлайн.
8. www.1september.ru/ Школа цифрового века
9. www.correctenglish.ru/ Изучение английского языка.
10. www.english.language.ru/ Английский язык.ru.
11. www.englishteachers.ru/ Портал для учителей английского языка.
12. www.moeobrazovanie.ru/ Мое образование: онлайн тестирование. - материал,
знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании;
13. www.prosv.ru/ Сайт издательства «Просвещение».
Наглядные пособия:
грамматические таблицы, тематические картины
Технические средства:
компьютер, ноутбук, проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».