РП курса ВД Сложные вопросы географии

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «26» августа 2025 года № 139 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы географии»
9 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Климович Г.Ф.,
учитель географии
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2025г.

г. Костомукша – 2025

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы географии» для 9 класса
разработана в соответствии с требованиями и на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «География»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «География»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях
является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Рабочая программа «Сложные вопросы географии» направлена на:
1. Развитие географических знаний, как элемент научной картины мира;
2. Воспитание безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде;
3. Умение решать задачи повышенной сложности и применение полученных знаний на практике;
4. Осмысленное усвоение практической составляющей географии.
Курс включает в себя решение задач повышенной сложности, воспитание у учащихся интереса к
знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности.
Актуальность программы обусловлена тем, что она рассчитана на расширение и углубление знаний по
наиболее важным и сложным для учащихся тем, которые необходимы на последующих этапах обучения.
Новизна программы в том, что она представляет возможность научиться решать задачи повышенной
сложности, что позволит учащимся проявить свой уровень знаний и приобретенные навыки использовать
на олимпиадах и конкурсах.
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание
которого
одновременно
охватывает
многие
аспекты
как
естественного,
так
и
гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
-комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве)
человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных
географических условиях;
-целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а
в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем,
формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Цели обучения:
Повысить уровень предметной подготовки учащихся, стимулированию самостоятельной
поисковой творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и самоорганизации: развитие
интеллектуальных способностей учащихся; повышение интереса учащихся к предмету; профориентация
учащихся.
Учить использовать знания из различных областей географии, математики, физики, биологии,
истории, обществознания, химии для решения субъективно новых для учащихся географических задач.
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Задачи:
- развивать познавательные и аналитические способности у учащихся;
- формировать и развивать стремление личности к самообразованию и саморазвитию;
- развивать умения и навыки в работе с информационными источниками;
- совершенствовать умения и навыки в работе с КТ;
- формировать систематические и прочные знания по предмету;
- расширить кругозор и общую подготовку, через включение теоретических знаний в практическую
деятельность.
Общая характеристика курса
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими
(топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы)

профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в
себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических, творческих заданий.
Организация занятий позволяет целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик
мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры. В основе
проведения
занятий лежит технология развития критического мышления, что соответствует
современным стандартам ФГОС: формирование ключевых компетенций информационной - умение
искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми; самоорганизационной - умение
ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные
ресурсы; самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность.
Связь с другими предметами.
География настолько универсальна, что при желании учителя может нтегрироваться с любым предметом.
На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.
Например:
· Математика: установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты
места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной
температуры, вычисление коэффициента увлажнения, работа с графиками, профилями рельефа и тд.
· Физика: Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие
веса, плотности, давления воздуха.
· Биология: Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и
их взаимосвязь. Вопросы экологии.
· Химия: изучение минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и
знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа.
Программа курса выстроена в логике постепенного закрепления учащимися основного
содержания географических знаний необходимых для решения наиболее сложных вопросов, для
успешности продолжения географического образования (природа, население, хозяйство,
природопользование на разных территориальных уровнях). Курс реализует деятельностный и
индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и
тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и
Интернет-ресурсов.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно
противостоять глобальным вызовам современности.
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и
будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу
жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и
рационального использования.

2.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные
задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных
качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
-работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя
ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
критериев, различая результат и способы действий.
-в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
-давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
-осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
-обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приёмы слушания;
-самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;
-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения
своих целей. уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
-осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных
регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
-использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

-использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на
уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и_ географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в
мире.
использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию,
качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и
государственной региональной политике.

3. Содержание курса
1. Введение (3 ч). Источники географической информации, управление и методы работы с
географической информацией.
Освоение основных разделов курса (31 ч).
2. Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные
параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка
основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических
координат; анализ плана местности, чтение и построение профиля местности по плану.
3. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка,
основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и
процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным
признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в
зависимости от угла наклона солнечных лучей.

4. Население: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.
Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ
статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, построение
полово-возрастной пирамиды). Определение демографических показателей по формулам.
5. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов
ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды
природопользования. Размещение предприятий различных отраслей с учетом местных природных
условий.
6. Страноведение: Современная политическая карта мира. Особенности географического положения,
природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Закрепление
программной географической номенклатуры по курсу. Определение места РФ в мире.
7. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации.
Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию.
Россия в современном мире. Закрепление программной географической номенклатуры по курсу.
8. Рефлексивная часть курса (3 ч). Проведение мини-олимпиады по географии.

4. Тематическое планирование
Раздел

Введение
I. Освоение
основных
разделов курса.

Тема
1.Управление и методы работы с
географической информацией.

1. Источники географической
информации
2. Природа Земли и человек
3. Население
4. Природопользование и экология
5. Страноведение
6. География России
II Рефлексивная 1. Мини-олимпиада
часть курса.

Количество часов

3

Количество
практических
работ
1

10

1

5
4
4
3
5
3

1
1
1
1
1

5. Учебно-методическое обеспечение
1. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач. 9-11 класс..ФИПИ. Абрацумова Э.М., Дюкова
С.Е., Пятунин В.Б.М: Интелект-центр, 2010
Атласы 5-6,7, 8, 9 классы "Дрофа" ДИК ФГОС 2018 год.
Интернет ресурсы
http://rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников
http://olympiad.rgo.ru/ - олимпиада по географии для школьников на портале Русского географического
общества


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».