23.11.2020
«Здоровый ребёнок — здоровое общество»
Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни
человека. Напомню вкратце основные приметы этого возраста.
– Подростковый возраст характеризуется интенсивным
ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет
так быстро. Длина тела увеличивается на 5–8 см в год. Девочки растут наиболее
активно в 11–12 лет (рост в этот период может увеличиться даже на 10 см в год),
усиленный рост мальчиков отмечается в 13–14 лет. (После 15 лет мальчики обгоняют
девочек в росте). Характеристика «длинноногий подросток» очень точна:
увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.
– Перестраивается опорно-двигательный аппарат:
увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного
развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти
изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений,
неловкость, «угловатость» подростка. Вместе с тем родителям следует знать, что
именно в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных
движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном
инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений.
Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые
двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни
остаются более неловкими, чем могли бы быть.
– У подростка усиленно развивается грудная клетка и
дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит
реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку
(гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.
– Интенсивно растет сердце, объем его увеличивается
примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у
подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская
гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особой осторожности при
дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно на сердечно-сосудистой
деятельности подростка отражаются не только физические перегрузки, но и
отрицательные эмоции.
– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в
поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность,
неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления
преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой
устойчивых черт.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка,
наиболее актуальны? Что нужно знать родителям и на что следует обратить
внимание?
1. Проблема здорового питания.
Интересные факты:
– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе
продуктов. Если раньше только 24 % детей требовали свободы пищевого выбора, то
теперь – 90 % настаивают на этом своем праве;
– 66 % детей желают кушать по-разному, в зависимости от
своего пола;
– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду,
нежели девочки;
– мальчики посвящают на 62 % больше, чем девочки, времени
школьному завтраку (ланчу) и обеду, но за первым завтраком девочки проводят в
полтора раза больше времени, чем мальчики;
– мальчики потребляют в среднем на 55,5 % калорий больше,
чем девочки;
– у 20% мальчиков констатируется излишек веса по
сравнению с нормой. Это тенденция, наблюдающаяся во всем мире. По данным
Всемирной Организации Здравоохранения, статистика ожирения среди мальчиков
возросла за последние десять лет на 60 % в США, на 43 % – в Великобритании и на
28 % – во Франции.
Результаты специальных исследований показывают, что при
высокой осведомленности подростков о влиянии рационального питания на их
здоровье, питаются рационально и полноценно только 57 % подростков, а у
остальных 43 % опрошенных питание не является приоритетом в шкале жизненных
ценностей, и большинство именно этих подростков имеют дисгармоничное физическое
развитие.
Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики,
в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда
они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в
области сердца... Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки
карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку «топлива» в энергетические
системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно
растущих тканей. Возникает повышенная утомляемость, низкая работоспособность. А
карнитин содержится в мясе, причем не в мясе курицы или индейки, а в «красном»
мясе – говядине, телятине. Много карнитина и в молоке, вместо которого
сегодняшние подростки пьют кока-колу. Если подросток ест достаточно мяса, рост
своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.
2. Увлечение подростков диетами.
Согласно данным исследований, 73 % девочек заявляют, что
сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих
девушек не страдают излишним весом. Вес 26 % подростков из числа сидящих на
диете – нормальный, в то время как у 8 % – ниже нормы.
Если в 11-летнем возрасте только 44 % девочек
ограничивали себя в еде и придерживались диет, то к 15-летнему возрасту число
подростков, сидящих на диете, составляет уже 70 %. Между тем родителям
необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это
следует обратить родителям, чьи дочери уже в 15 лет начинают истязать себя
различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные
факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний
вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и
чаще смотрят телевизор.
Как оказалось, дети со здоровым весом смотрят телевизор
на 2 часа меньше, чем толстые. Кроме того, полные дети реже играют на улице.
Третий фактор ожирения: количество и качество общесемейных завтраков, обедов и
ужинов. Отсутствие родительского общества приводит к тому, что ребенок предпочитает
потреблять сладости («вредная еда»), а не, например, овощи («полезная еда»).
Кроме того, дети, питающиеся в одиночестве, как правило, параллельно смотрят
ТВ, читают или играют в электронные игры – в этих условиях они съедают больше.
3. Гиподинамия – проблема современных
подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная
калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка
заметно больше, чем несколько поколений назад. Гиподинамия – еще один бич
растущего сердца. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная
мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для
человека, который весь день проводит в движении: охотится, добывает пищу,
преследует врага... а не сидит днями напролет по утрам за школьной партой, а по
вечерам за компьютером или у телевизора. Сегодня в детской кардиологии есть
точка зрения, что даже детям с пороками сердца надо заниматься спортом.
Умеренные, дозированные, но физические нагрузки нужны даже им. А что уж
говорить о детях здоровых – им тем более необходима жизнь в движении. Сидячий
образ жизни и скудное питание в подростковом возрасте может привести к
возникновению ранней ишемической болезни сердца. Когда-то считалось, что
ишемическая болезнь в 45 лет – редкость. А сейчас уже и в 30, и даже в 25 лет
человек может ощущать все ее признаки: и стенокардию, и боль или чувство
давления за грудиной, особенно во время бега или быстрого подъема в гору, и
тягостное состояние...
Американские специалисты пришли к заключению, что если
ребенок хотя бы 15 минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск
развития ожирения на 50 %. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный
эффект.
15 минут физической активности в день – это минимальный
уровень, который доступен практически всем.
4. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс – это универсальное явление в жизни современных
подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Стресс можно определить
как требование адаптации и преодоление трудностей в ответ на изменение условий
жизни. Если требование изменений превосходит способности и ресурсы, то
проявляются негативные эффекты стресса, такие как соматические симптомы:
головные боли, боль в груди, мышечно-скелетная боль (встречается у 20 % детей и
подростков), хроническая усталость.
Родители подростков должны знать о возможности возникновения
стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно
снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и
непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития,
так и академической успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы
стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет,
участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не
может это высказать своим амбициозным родителям. Подросток может испытывать
страх, что родители будут разочарованы. Снижение академического давления
(например, в виде уменьшения количества престижных занятий) может оказаться
желаемым освобождением для некоторых преуспевающих подростков-школьников.
Чрезвычайно важна в этот период поддержка сверстников.
Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых
имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в
отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса
на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована.
Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и
предоставлением каких-то привилегий. При подобном поведении родителей дети
будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной
ситуации (например, экзаменов или атлетического соревнования).
6. Режим дня подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме
особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна.
Проведенное в последние годы изучение этого вопроса показало, что значительная
часть детей недосыпает. В большинстве случаев причиной является неправильная
организация проведения свободного времени и выполнения домашнего задания.
Частой причиной нарушения сна у школьников является просмотр поздних
телевизионных передач. (Кстати, дети, имеющие у себя в комнате телевизор, на 20
% хуже успевают по математике и литературе, чем их сверстники, не имеющие
телевизора в комнате.)
Учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7–12 лет
составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов; в 13–14 лет – 9–9,5
часов; в 15–17 лет – 8,5–9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка
тучным. Британские ученые установили, что в результате сокращения часов сна в
детском организме происходят метаболические изменения, которые могут привести к
тучности, снижению уровня инсулина, диабету и болезням сердца.
Режим дня
школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди
делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность,
работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Тип человека |
Особенности
режима |
Пик
работоспособности |
«Жаворонок» |
Рано
просыпается, рано ложится спать |
9–10 часов
утра, 16–17 часов вечера |
«Сова» |
Встает позже,
очень активен вечером |
11–12 часов
утра, 18–20 часов вечера |
«Голубь» |
Не любит рано
вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно |
10–12 часов
утра, 15–18 часов вечера |
Без нормального сна невозможна высокая работоспособность,
а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян,
легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому
важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы
сон его был глубоким, спокойным.
Работоспособность школьника меняется не только в течение
суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная
и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники
работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная
работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели
снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С
возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо
налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на
несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую
работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания
выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий
режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2020
Дата обновления: 23.11.2020
Дата публикации: 23.11.2020