09.03.2021
Познавательные
процессы после 12 лет подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих
параметрах к «взрослому» уровню. Совершенствуется регулируемость познавательных
процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении
сложных учебно-познавательных задач. Восприятие подростка становится
избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно,
последовательно, планомерно. Подросток становится способным не только
представить себе различные возможные пути преобразования данных, но может и
логически истолковать результаты этих проб. В подростковом возрасте расширяется
и содержание понятия «учение». Именно в этом возрасте появляются новые мотивы
учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений,
идеалов и самосознания.
Учение
для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Подросток
становится более уверенным, точным в высказываниях мыслей, действиях.
Формируется список и порядок предпочтений, обучение становится продуктивным,
речь точнее, пополняется багаж знаний, умений, навыков.
В
результате развития познавательной сферы, уровень развития познавательной
активности учащихся подросткового возраста достаточно мал. Дети на этом этапе
заметно различаются по многим параметрам:
·
по усвоению системного подхода (сюда включаются действия
учителя и его педагогические задачи, способы и условия их предоставления,
правильного понимания действий учащегося или халатное отношение ученика,
отторжение от способов учения).
·
по умению преодолевать трудности в работе (подросток может
уметь ставить правильные цели, задачи, уметь распределять время и возможности,
иметь упорство, умение договариваться тоже не последний фактор, а может же быть
упрям, не сосредоточен, заниматься заучиванием, и поглощать не нужный фронт
знаний).
·
по способу усвоения знаний (может быть рассеянное, при
большое объеме усвояемого материала ,или не корректной работе педагога, или же
совсем отсутствие знаний, а возможно развитие самостоятельного исследования, добывания
знаний, заинтересованности к самому процессу обучения).
·
по отношению к общему развитию (кругозор может увеличиваться
до гастрономических размеров, в связи с совершенствованием поглощаемых данных
самим ребёнком, учителей, родителей, или же до весьма ограниченного кругозора, что
может провести к замкнутости, нарушением речи.).
·
по отношению к учению (учение уже не стоит на первом месте,
появляются новые интересы, возможности, увлечение). И учеба может уже не так
заинтересовывать .И с другой стороны, с новыми ресурсами ,возможностями учеба
может стать продуктивнее, интереснее, увлекательней, что может следовать
ответственности и прогрессу в этом отношении.
Э.Штерн
рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По
его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается
человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Ш.Бюлер определяет подростковый
возраст как период созревания, когда человека становится половозрелым. Основная
его характеристика то, что Ш.Бюлер называет психической пубертатностью. Л.С.Выготский
центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство
взрослости, возникающее представление о себе как уже не ребенка. П. М. Якобсон
считал, что подростки, в отличие от других возрастных групп школьников, в
большей мере испытывают переживания, связанные с добром, сочувствием, со
способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей. Для того,
чтобы грамотно выстроить познавательный процесс и его особенности необходимо
выделить несколько основополагающих для этой цели: произвольное и внутреннее
внимание; наблюдательность; теоретическое мышление; словеснологическая память;
речь; воображение; восприятие.
Интеллектуальное
развитие подростков базируется на формировании логического мышления, т.е. в
подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику. Уже может
анализировать проблему, искать варианты решений, систематизировать задачи,
цели. Увлекаться логическим многообразием. Благодаря формированию
теоретического мышления осваиваются разные аспекты понимания. Концентрирование,
поточечный режим требует интеллектуальное развитие. Без этих составляющих
учение о мире, науке становятся рассеянным.
Познавательная
сфера подростка становится произвольной. У них происходит становления
мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с
интеллектуальным развитием. Воображение дает мощный толчок для развития
творчества. Накопление знаний учащимися приводит к росту памяти. Такой рост
становится не только количественным показателем, но и качественным. Работа над
запоминанием носит интеллектуальный характер, что одновременно обеспечивает
формирование логической памяти, впитывание нужного, и отсеивание лишнего.
Школьник выделяет важные моменты текста, проводит смысловую группировку,
намечает устный план ответа.
Важной частью становится анализ материала,
логика. Ощущения и восприятия встают во главе усвоения знаний. Это способствует
тесным связям с мышлением подростка, которое сопровождает процесс первичного
ознакомления с учебным материалом. Так же восприятие к самому познавательному
процессу становиться осмысленным, выделяет нужные структуры дальнейшей
реализации.
Меняется мнение, здесь учеба может пошатнуться
по отношению к увлечению или восприятию мира. Образы восприятия становятся
более полными, детальными и содержательными. Все это приводит к трансформации
процессов ощущения и восприятия в действия. Внимание подростка становится необходимым
компонентом его умений учиться. Он фокусирует внимание на определенных
объектах. Увеличивает продолжительность и продуктивность учения. Ребенок более
концентрирован на объекте внимания. Теоретический материал усваивается более тщательнее,
здесь помогает и логический отбор.
Так же можно сказать, что результативность в
большей ее мере зависит от самого объекта, продуктивности познавательного
процесса не получится, если ребенок сам не будет уделять внимание данному
компоненту. Таким образом, будет затруднять всю познавательную деятельность.
Это зависит от мотивации, внутреннего умения собирать волю и силы для обучения.
А что касается эмоциональной сферы, то
подростковый период обозначен как один из ключевых этапов в эмоциональном
развитии человека. Несбалансированность эмоциональной сферы подростков одна из
важнейших проблем, занимающая психологов, преподавателей и родителей. Эмоции
подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому отношения к другим
людям определяют, как содержание, так и характер эмоциональных реакций.
У подростков по сравнению со школьниками
младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и
радости. Развитие способности к сочувствию и интенсивный рост других социально
ценных переживаний. Так же в подростковый период ребенок учиться защищаться социально, физически,
эмоционально уже на другом, новом уровне средством диалога, разбора трудностей,
концентрацией, вниманием.
Особенностями эмоциональной сферы
подростков:
·
Появление переживания по поводу самооценки, самосознание
приводит к сравниванию, анализу личной оценки.
·
Противоречивость чувств, которая, по мнению А. Е. Личко,
может выражаться в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с
черствостью; болезненная застенчивость —с развязностью; желание быть признанным
и оцененным другими —с показной независимостью; борьба с авторитетами — с
обожествлением своих кумиров.
·
Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с
младшими школьниками. Подросток адаптируется к решению задач (в том числе и
логическим образом), с большим потоком теоретического знания ребенок привыкает
к масштабности проблем.
·
Затравливание личности сверстниками.
· Повышенная эмоциональная возбудимость, обусловленная как
психическими, так и физиологическими изменениями. Многие подростки отличаются
вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств; они легко увлекаются новыми
интересными делами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 09.03.2021