06.09.2019
Трудности
адаптации пятиклассников в школе
Переход ученика из начальной школы в
среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом
развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения:
классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в
разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что
повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают
изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети
нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или,
наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у
детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего
подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того,
насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и
педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаки возникшей дезадаптации
школьника:
-Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
-Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
-Усталый, утомлённый вид ребёнка.
-Нежелание выполнять домашние задания.
-Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
-Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
-Беспокойный ночной сон.
-Трудности утреннего пробуждения, вялость.
-Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем
можно помочь?
Первое условие школьного успеха
пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития
самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть
домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость,
пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку
не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не
такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать
критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства,
поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна
учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много
друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела,
учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребёнку выучить имена новых
учителей.
Если вас, что-то беспокоит в
поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с
классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в
сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать
благоприятный климат в семье для ребёнка.
Рекомендации
родителям пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ о
своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес
обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте
время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями
вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими
детьми.
Без колебаний побеседуйте с
учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или
его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних
проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с
учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость
ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребёнок должен оценивать свою
хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у
ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте
озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к
эмоциональным проблемам.
Помогайте ребёнку выполнять домашние
задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим
заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними
заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребёнку почувствовать
интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует
вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами,
изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в
стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые
возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в
домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество
продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы
покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для
того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни
ребёнка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших
изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни
поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть
особенно внимательны к своим детям.
Здоровье
Не забывайте о смене учебной
деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между
выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время
выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.
Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы
кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и
овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка,
максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребёнка
за свое здоровье.
Адаптация
Первое условие школьного успеха
пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно
проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому
прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего
ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры
воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии
других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному
обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к
классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к
ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку
самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его
учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность
ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.09.2019
Дата обновления: 06.09.2019
Дата публикации: 06.09.2019