02.11.2023
Программа «Одаренные дети» призвана реализовать основные положения Декларации прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», направленные на развитие ребёнка. Она является подтверждением особого статуса детства как особого периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности Гимназии и служит основой сотрудничества с родителями и общественностью.
Существующие социально-экономические отношения в нашей стране и в мире требуют от школы обеспечение достойного образования каждому ребенку, воспитание человека-творца, созидателя своего «Я», преобразователя окружающей действительности. Для этого самой главной ценностью должна стать индивидуализация - подход к ребёнку как к индивидуальности, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого.
Основными сферами жизнедеятельности ребёнка являются:
1. Сфера познания (учёба, информация, знания).
2. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
3. Сфера игры (игровая активность, весёлые развлечения и т.д.).
4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействия с ними).
В связи с этим задачей современной школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых данный ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его общее развитие. Основной задачей нашего педагогического коллектива является выявление одаренного ребенка и создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого обучающегося.
В основе определения стратегии программы «Одаренные дети» лежит следующее содержание понятия «одаренность»:
1. Психофизиологические особенности: наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию; природнообусловленная потребность к умственному труду; стремление к личной эмоциональной независимости; усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность.
2. Интеллектуальные способности: познавательный интерес; информационная эрудиция; высокий уровень интеллектуального развития; нестандартность мышления; способность к абстрагированию; диалектическое мировоззрение.
3. Творческий (креативный) потенциал: оригинальность в решении познавательных вопросов; инициативность; целенаправленность в выборе видов деятельности; неординарность подходов; интенсивность умственного труда.
4. Мировоззренческие ценности: высокий уровень сознательности и культуры; инициативность, ответственность, активность; высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа, самоконтроль.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Анализ участия учащихся Гимназии в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в школьном коллективе практически все дети одарены в той или иной области знаний, спорта или творчества. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере реализуются и находят свое применение. Проблема выявления, развития и применения одаренности школьников стала темой обсуждения на различных научно-методических и психолого-педагогических семинарах, педагогических советах, в ходе которых обозначались направления работы коллектива Гимназии по реализации программы «Одарённые дети».
Профессионализм, ответственность, искренность и любовь к детям являются гарантом реализации программы.