22 ЭК Нестандартные задачи 7

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Нестандартные задачи»
7 класс
классы
1 год
срок реализации

Разработчик:
Нестерова И.И, учитель математики,
Глебова Н.В., учитель математики

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Нестандартные задачи» составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ КГО «Гимназия»;

рабочей программы по учебному предмету «Математика»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика»;

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Общая характеристика элективного курса
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике,
развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие
учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у
обучаемых. Задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый
сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их
интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению сложных задач,
рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию
интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Основные принципы:
- обязательная согласованность курса с курсом алгебры как по содержанию, так и по
последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей темы
курса алгебры. Элективный курс является развивающим дополнением к курсу математики.
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или
неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть
непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы:
групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические,
исследовательские, тренинги.
Цели данного курса:
1.
Повышение интереса к предмету.
2.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в
практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
3.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для
математической деятельности.
Задачи курса:
1.
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и
применять знания.
2.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей,
осознание мотивов учения.
3.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться
методами аналогии, анализа и синтеза.
Место элективного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).

2. Содержание программы
Текстовые задачи (5 часов)
Ввести понятие текстовой задачи, история использования текстовых задач в России, этапы решения
текстовой задачи, наглядные образы как средство решения математических задач, рисунки, схемы,
таблицы, чертежи при решении задач, арифметический и алгебраический способы решения текстовой
задачи.
Задачи на проценты (6 часов)
Ввести понятие процента, вводные задачи на доли, задачи на дроби, задачи на пропорции, процентное
отношение, нахождение числа по его процентам, типы задач на проценты, процентные вычисления в
жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования), примеры
решения задач, задачи, связанные с изменением цены, задачи о вкладах и займах.
Задачи на процентное отношение (5 часов)
Задачи на смеси и сплавы, основные допущения при решении задач на смеси и сплавы, задачи,
связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация,
исследовательская работа, процентное содержание.
Задачи на работу(4 часа).
Ввести понятие работы, понятие производительности, алгоритм решения задач на работу,
вычисление
неизвестного времени
работы; путь,
пройденный
движущимися
телами,
рассматривается как совместная работа; задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными
трубами, задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы, задачи, в которых
требуется найти производительность труда, задачи, в которых требуется определить время,
затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
Задачи на движение (5 часов).
Движения навстречу друг другу, движение в одном направлении, движение в противоположных
направлениях из одной точки, движение по реке, движение по кольцевым дорогам, чтение графиков
движения и применение их для решения текстовых задач.
Геометрические задачи (5 часов).
Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых геометрических фигур,
многоугольников, окружностей.
Комбинаторные задачи (4 часа)
Ввести понятие комбинаторики, решение задач на события и вероятность.
3. Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностный результат:
•
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи;
•
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива,
находчивость, активность при решении математических задач;
•
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
•
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической
терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка
на математический и обратно;
•
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
•
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений,
способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметный результат:
•
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
•
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся
основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

•
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
•
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности,
создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
•
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся
основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Предметный результат:
•
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
•
фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных
для математической деятельности.
Патриотическое воспитание:
•
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
•
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и, представлением о математических
основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы,
опросы и пр.);
•
к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
•
установкой, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов
и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
•
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
4.

Тематическое планирование

Название
раздела

Колво
часов

Основные виды деятельности
обучающихся

Понятие и
типы
текстовых
задач

5

Задачи на
проценты

11

Выделение взаимосвязей данных и
искомых величин в задаче.
Название компонентов и
результатов арифметических
действий.
Задачи на время. Задачи на работу.
Задачи на производительность
труда. Задачи на «бассейн».
Задачи на планирование.
Проценты. Нахождение процента
от числа. Решение задач на
нахождение части числа и числа
по его части. Устанавливать типы
задач на проценты. Решение
текстовых задач по теме
«Процентные вычисления в
жизненных ситуациях».

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое,
трудовое

ЦОР

Гражданское и
духовнонравственное
воспитание

ТeacherМade
https://fg.resh.edu.ru
/
Учи.ру, ЯКласс
ТeacherМade
https://fg.resh.edu.ru
/
Учи.ру, ЯКласс

ТeacherМade
https://fg.resh.edu.ru
/
Учи.ру, ЯКласс

Задачи на
работу

4

Выделение взаимосвязей данных и
искомых величин в задаче.
Название компонентов и
результатов арифметических
действий.
Задачи на время. Задачи на работу.
Задачи на производительность
труда. Задачи на «бассейн».
Задачи на планирование.

Патриотическое,
трудовое

Задачи на
движение

5

Эстетическое

Решение
геометрическ
их задач

5

Виды движения по суше. Связь
трех компонентов задачи
(скорость, время, расстояние) при
каждом виде движения
Работают с геометрическим
текстом, проводят логические
обоснования. Соотносят чертеж,
сопровождающий задачу, с
текстом задачи, выполняют
дополнительные построения для
решения задач.

События и
вероятности

2

Решать простейшие задачи на
вероятность

Решение
комбинаторн
ых задач

2

Решать комбинаторные задачи на
нахождение числа объектов или
комбинаций

Патриотическ
ое
Ценностинаучног
опознания
Патриотическ
ое
Ценностинаучног
опознания

5.

Патриотическое,
трудовое

Limalon School
(Ютубканал)
Sboard.online
Lecta
learnis.ru
https://Learningapps.
org
Видеоуроки.RU
РЭШ
Skysmart
ТeacherМade
https://fg.resh.edu.ru
/
Учи.ру, ЯКласс
Живая геометрия
Lecta
learnis.ru
https://Learningapps.
org
Видеоуроки.RU
РЭШ
Skysmart
ТeacherМade
https://fg.resh.edu.ru
/
Учи.ру, ЯКласс
ТeacherМade
https://fg.resh.edu.ru
/
Учи.ру, ЯКласс

Учебно-методическое обеспечение

1.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра. Учебник для учащихся 7 класса
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2023 г.
2.
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (ФГОС):Просвещение, 2016 г
3.
Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. –
М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.
4.
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское
слово - РС" , 2001.
5.
Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И.
Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета,
2002.
6.
А.В. Фарков. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – СПб.: Питер, 2010.
7.
Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл.
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
8.
Змаева Е. Решение задач на движение/ Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
9.
Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11
10.
Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.:
Просвещение,- 2-е изд., 2005

11.
Талызина Н.Ф.Формирование общих приёмов решения арифметических
задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана --Граф», 1995
12
Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.:
Просвещение, 2007 г.
13
Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М.,
Просвещение, 1990г.
14
в школе», издательство «Школьная пресса
15
www.fipi.ru
Интернет-источники
1.
http://matematika.ucoz.com/http://uztest.ru/http://www.ege.edu.ru/
2.
http://www.mioo.ru/ogl.php
3.
http://1september.ru/
4.
http://www.mathnet.spb.ru/
5.
http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
6.
http://math-prosto.ru/http://www.etudes.ru/http://www.berdov.com/
7.
http://4-8class-math-forum.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».