24 ЭК русский 8

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы русской грамматики»
8 классы
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Фоменко Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы русской грамматики» составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;





рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».

Элективный курс «Основы русской грамматики» предназначен для учащихся 8 класса и
рассчитан на 34 часа.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно
создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и
лаконичности связной речи.
Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением,
учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся,
она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей
учащихся
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию
систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения
полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы,
направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 7классах.
Цель элективного курса: обеспечение подготовки учащихся к успешному написанию
изложения и сочинения.
Задачи курса:
1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции.
2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.
3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.
4. Владеть формами обработки информации исходного текста.
5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку
задания и вникать в её смысл.
6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля
и типа речи исходного текста.
7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её
разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).
8. Сжимать авторский текст.
9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания 3 части.
10. Редактировать свое сочинение и изложение.
11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,
пунктуации, лексике.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная
письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести
устойчивые навыки).
2. Содержание курса
1. Введение в русскую грамматику. Структура экзаменационной работы, критерии оценивания.
2. Сжатое изложение. Тема, идея (основная мысль)текста, микротема, ключевыеслова.
Последовательность работы при визуальном восприятии текста и при восприятии на слух. Микротема.
Абзац. Основные приёмы компрессии: исключение, обобщение, упрощение. Содержательные формы

компрессии. Основные принципы сжатия текста. Методические требования к сжатому изложению.
Основные приемы сжатия текста. Модель проведения сжатого изложения. Техника его написания.
Составление планак тексту изложения. Основные приёмы компрессии: исключение,обобщение,
упрощение.
3. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Структура сочинения- рассуждения на
лингвистическую тему. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Средства межфразовой связи.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Способы оформления
вступления к сочинению на лингвистическую тему. Аргументирование тезиса через примеры из текста.
Способы оформления заключения к сочинению на лингвистическую тему. Алгоритм написания
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура сочинения- рассуждения на
лингвистическую тему. Алгоритм его написания.
4. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Структура сочинения- рассуждения на
морально- этическую тему, алгоритм его написания. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Способы
оформления вступления к сочинению на морально-этическую тему. Аргументирование тезиса через
примеры из текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Структура сочинения- рассуждения на морально- этическую тему. Алгоритм егонаписания.
5. Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия. Структура сочинениярассуждения по комментированию значения понятия, алгоритм его написания. Тезис, доказательство,
аргументы, вывод.
6. Обобщение. Техника написания сжатого изложения и сочинений- рассуждений на лингвистическую,
морально-этическую темы, по комментированию значения понятия.
3. Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- требования к сочинению новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения 3 части;
- способы сжатия текста;
уметь:
- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
- определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку
задания и вникать в её смысл;
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и
типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её
разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
- сжимать авторский текст;
- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;
- редактировать свое сочинение и изложение.
4. Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела

Количество
часов
Введение в русскую грамматику.
1
Сжатое изложение.
14
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
8
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
6
Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия
3
Обобщение.
2

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.:
ВАКО,2014.
2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.:
ТЦ Сфера, 2009.
3. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост.
И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012г
4. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9
класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
5. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по
выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
6. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,
О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
7. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
8. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса
общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова,
Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».