26 ЭК Химия 11

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Сложные вопросы химии»
11 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Урядникова С.Н..,
учитель химии

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы химии» для 11 класса составлена на
основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийскойФедерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
 Основной образовательной программы среднего общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Химия»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Химия»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Программа разработана с учетом рабочей программы воспитания.
Элективный курс «Трудные вопросы химии» создан в целях обеспечения принципа вариативности и
учёта индивидуальных потребностей обучающихся. Реализация данного курса предполагает сочетание
таких форм и методов обучения, как лекции, семинары, тренинги, работа в парах и малых группах,
самостоятельная работа.Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний
учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную
ориентацию старшеклассников. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный
интерес к изучению химии и собирающихся углубить полученные знания, получить дополнительную
подготовку для сдачи государственного экзамена, расширить кругозор и стать конкурентно способными
при поступлении в ВУЗ.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Цели курса:
• углубление и расширение знаний старшеклассников по наиболее сложным вопросам курса химии
средней школы,
• профориентационная работа со старшеклассниками, знакомство с химическими ВУЗами страны,
востребованностью специалистов и путями получения химического образования; • оказание помощи в
подготовке уже профессионально - ориентированным учащимся к сдаче единого государственного
экзамена по химии.
Задачами курса являются:
• ликвидация пробелов в знаниях старшеклассников;
• конкретизация, упрочение и углубление знаний по наиболее сложным вопросам школьного курса
химии;
• развитие умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинноследственные связи;
• развитие навыков самостоятельной работы.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;принятие и реализация
ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение
к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- понимать и объяснять целостность химической теории, различать границы ее применимости и место в
ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей
протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и
доказательств;
- самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез,
рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные химические задачи с опорой как на
известные химические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих химических закономерностей
и законов;
- объяснять условия применения химических моделей при решении химических задач,находить
адекватную предложенной задаче модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и
при помощи методов оценки.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности,
используя химические законы, а также уравнения, связывающие химические величины;
- анализировать границы применимости химических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
- формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
- использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические
методы для обработки результатов эксперимента.

3. Содержание курса
Тема №1 (3ч) Классификация и номенклатура неорганических веществ
Классификация неорганических веществ по составу и по свойствам. Простые вещества: металлы и
неметаллы. Аллотропия. Сложные неорганические вещества. Бинарные соединения. Водородные
соединения элементов главных подгрупп. Понятие гидроксидов. Основные, кислотные и амфотерные
гидроксиды. Номенклатура неорганических веществ.
Тема №2 (9ч) Свойства и получение основных классов неорганических веществ
Свойства основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов. Соли: классификация, способы
получения средних солей, свойства средних солей, получение кислых и основных солей. Способы
превращения различных типов солей друг в друга. Генетическая связь между классами неорганических
веществ Практическая работа №1 «Свойства классов неорганических веществ: оксиды, гидроксиды,
соли»
Тема №3 (4ч) Гидролиз солей
Гидролиз солей. Взаимное усиление гидролиза. Практическая работа №2 «Гидролиз солей»

Тема №4 (10 ч) Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии Определение
степени окисления элементов в неорганических веществах. Типичные окислители и восстановители.
Классификация окислительно восстановительных реакций. Влияние среды, концентрации и
температуры на протекание окислительно-восстановительных реакций. Практическая работа №3
«Окислительно-восстановительные реакции»
Тема №5 (8ч) Электролиз, электрохимические способы получения неорганических веществ.
Электролиз как совокупность окислительно-восстановительных реакций, катодные и анодные
процессы. Электролиз растворов и расплавов солей. Электролиз щелочей, кислот. Электролиз солей
карбоновых кислот. Электрохимические способы получения неорганических веществ.

4. Тематическое планирование
№
п\п
1
2
3
4
5

Раздел, тема
Классификация и номенклатура неорганических
веществ
Свойства
и
получение
основных
классов
неорганических веществ
Гидролиз солей
Окислительно-восстановительные
реакции
в
неорганической химии
Электролиз, электрохимические способы получения
неорганических веществ.

Количество часов
3
9
4
10
8

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Химия. 11 класс. Углубленный уровень. Учебник - Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А.,
Лунин В.В. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2. Лёвкин А.Н., Домбровская С.Е. Повторяем химию: задания в тестах. Учебное пособие для
школьников и абитуриентов. СПб: СМИО Пресс, 2015.
3. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Д.Ю. Добротина. - М.:
Издательство «Национальное образование», 2023
Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://orgchem.ru/chem2/index2.htm Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия»
http://alhimikov.net/organikbook/menu.html Электронный учебник по органической химии
http://orgchem.ru/Интерактивный учебник Органическая химия
http://www.hemi.nsu.ru/ Основы химии. Интернет учебник
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека учебных материалов по химии http://himiyavideo.com/Видеоуроки по химии
https://chem-ege.sdamgia.ru/ Решу ЕГЭ
http://www.fipi.ru ФИПИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».