10 история в лицах

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История в лицах»
10 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Насонкова И.А.,
учитель истории

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА







Программа кружка внеурочной деятельности «История в лицах» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «История»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «История»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».

Программа предназначена для учащихся 10 классов, интересующихся и увлекающихся историей.
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях и
деятелях российской истории, на отработку навыка работы с историческими источниками, выполнение
практических заданий.
Актуальность определяется важностью развития навыков работы с текстами, критического
мышления, изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое
значение.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат
историческими навыками, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.
Целью программы является овладение элементарными методами исторического познания,
умениями работать с различными источниками исторической информации; воспитание патриотизма;
формирование ценностных ориентаций; применение знаний и представлений о системах социальных
норм и ценностей для жизни в современном обществе.












Задачи:
вырабатывать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
развивать у учеников способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего,
пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении
современных событий;
развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов.
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической
литературой, решать творческие задачи;
ознакомление учащихся с различными точками зрения в отношении исторических событий;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в
отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию;
развитие навыка написания эссе;
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории.

Рабочая программа кружка «История в лицах» дополняет рабочую программу по истории для 10
классов. Учащиеся смогут вспомнить ранее изученные события и личностей и, в силу более старшего
возраста и накопленных знаний по предмету, более осознанно, взвешенно анализировать ранее
изученный материал. Изучаемый период охватывает историю XX века.
Место кружка внеурочной деятельности в учебном плане
На изучение курса отводится 1 час в неделю, в объеме 34 часа в год.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- целостное представление об историческом развитии России и мира;

- создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями
и памятниками культуры;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для
анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки и презентации фактов и источников,
аргументации собственных версий в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов
прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории, определять их последовательность и
длительность;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические
объекты, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории, классифицировать и группировать их по
предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории, выявляя их сходства и
отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего
исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников
культуры и истории, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников;
- рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники
информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять, формулировать собственные гипотезы
по дискуссионным вопросам истории;
- умения соотносить единичные события в России с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми,
самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать
их охране.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Мир накануне и во время I мировой войны.
Антанта и Тройственный союз. О. Бисмарк. Гаагские конвенции и декларации. Региональные
конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Ситуация на Балканах.
Сараевское убийство.
Первая мировая война. Участие царской семьи в войне. Брусиловский прорыв. А. Брусилов.
Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая
задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).
Версальско-Вашингтонская система.
2. Межвоенный период.
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи:
независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. «Союз Спартака». Веймарская
республика. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии
Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии.
Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–
1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди. Мировой экономический кризис. Социальнополитические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на
выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование
экономики. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных
ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Франкистский мятежи фашистское
вмешательство.
3. Советская Россия в 1920 – 1930 годы.
Революция 1917 года в России. Образование Коминтерна. Биографии, деятельность на фронтах
гражданской войны, послевоенные судьбы. Личности Гражданской войны: Тухачевский, Фрунзе,
Буденный, Чапаев, Котовский. Красные командиры. Политические портреты. Политические идеалы.
Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов.

Сталин И.В. Процесс по делу военных 1937 года и последствия для страны большого террора.
Кумиры и герои советских людей 1930 годы.
4. Вторая мировая война.
Советско-германский договор о дружбе и границе. Советско-финляндская война и ее международные
последствия. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников.
Сталинградская битва. Курская битва. «Большая тройка». Движение Сопротивления и
коллаборационизм. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии.
Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками
Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для
воюющих стран. Итоги войны.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20
21
22-23
24
25
26
27
28-29
30
31-32
33
34

Наименование изучаемого раздела. Тема.

Кол-во
часов
Мир накануне и во время I мировой войны.
8
О. Бисмарк и Россия.
1
Николай II как инициатор Гаагской конференции и развитие международного 1
гуманитарного права.
Николай II – главнокомандующий российской армии.
1
Франц Фердинанд и Гаврило Принцип.
1
Царевны – сестры милосердия. Красный крест.
1
А. Брусилов и его роль в войне.
1
В. Вильсон, Д. Ллойд Джордж, К. Клемансо – вершители судеб.
2
Межвоенный период
7
К. Либкнехт и Р.Люксембург.
1
Режим Чан Кайши.
1
Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
1
«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
1
Кейнс и государственное регулирование экономики.
1
Муссолини, Гитлер, Франко – становление фашизма
2
Советская Россия в 1920 – 1930 годы.
10
Александр Керенский – главноуговаривающий Российской революции.
1
Корниловщина
1
Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года.
1
Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории.
1
Каменев, Зиновьев, Троцкий, Бухарин, Рыков – политические лидеры советской 1
России.
Колчак – царь «белой» России.
1
Лидеры красного и белого движения.
2
Сталин И.В. Путь к власти.
1
Кумиры и герои советских людей 1930 годы
1
Вторая мировая война.
8
Молотов и Риббентроп
1
К.Г.Э. Маннергейм – царский генерал и маршал Финляндии.
1
Г. Жуков и К. Рокоссовский – маршалы СССР
2
А.М. Василевский и война на Дальнем Востоке
1
Герои Великой Отечественной войны
2
Сталин как верховный главнокомандующий.
1
Роль личности в истории
1

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010.
2. Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.:
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
3. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10 -11 классы. Анализ исторического источника. Ростов-на-Дону,
2016.
4. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10 -11 классы. Справочник исторических личностей и 130 материалов
биографий. Ростов-на-Дону, 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».