Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ КГО «Гимназия» разработана в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г., рег. №17785, с последующими изменениями).
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования. В ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП НОО.
ООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
· пояснительную записку;
· планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
· систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Содержательный раздел включает следующие программы:
· программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования;
· программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
· программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования;
· программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
· программу коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
· учебный план начального общего образования;
· план внеурочной деятельности;
· систему условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта;
· сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий
Пояснительная записка раскрывает:
1) цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО;
2) принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного образовательной организации;
3) общую характеристику ООП НОО;
4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения ООП НОО:
1) обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП НОО;
2) являются основой для разработки ООП НОО;
3) являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО:
1) закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
5) позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей Гимназии.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования содержит:
1) описание ценностных ориентиров содержания образования на уровне начального общего образования;
2) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
3) типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
4) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
1) создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
2) формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
3) формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
1) формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
2) пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
3) формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания;
4) использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
5) формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания) и становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
6) вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
7) формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
8) формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП НОО. Программа коррекционной работы обеспечивает:
1) выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3) возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении.
Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Программы отдельных учебных предметов, курсов разработаны на основе: требований к результатам освоения ООП НОО;
программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Система условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта разработана на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Система условий учитывает особенности образовательной организации, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия). Система условий содержит:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации;
- сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; - контроль за состоянием системы условий.
Результатом обучения на ступени начального общего образования будет становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
1) любящий свой народ, свою Родину;
2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
4) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.