Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающхся с ЗПР (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ЗПР составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ), с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Вариант 7.2. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание которых может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания учащихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Прием на обучение по данной адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Гимназией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
· формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
· овладение учебной деятельностью, сохранение и укрепление здоровья;
· достижение планируемых результатов освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
· создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
· минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности учащихся с ЗПР для освоения ими АОП НОО;
· обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
· выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно-полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия).
В основу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
В основу формирования АОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) положены следующие принципы:
- гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;
- принцип развивающей направленности образовательной деятельности, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на программу ООО, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающихся с ЗПР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающихся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей и социального партнерства.
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
· пояснительную записку;
· планируемые результаты освоения обучающихся с ЗПР АООП НОО;
· систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
· программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
· программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
· программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
· программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
· программу коррекционной работы;
· программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает:
· учебный план начального общего образования;
· систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования