02.03.2021
Одни из самых важных
вопросов, который возникает в жизни человека является вопрос правильного
профессионального самоопределения и выбора профессии. Эта проблема довольно
актуальна в настоящее время в связи с изменением социально-экономической
ситуации в стране, а также с радикальными изменениями на рынке труда. Это
означает, что старшеклассникам становится все труднее оценить свои
профессиональные перспективы, найти отправную точку в развитии
профессионального и личностного самоопределения и сформировать устойчивую
структуру интересов, которая выступает одним из необходимых условий самоопределения.
Профессиональная
деятельность в жизни человека является основой его социального самоутверждения
и жизненной самореализации.
Анализ практики
общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают
значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания
технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой
жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях, а также
вследствие влияния со стороны первичного (семья) и вторичного ( школа, группа
сверстников) институтов социализации, влияние которых может сказаться на
неправильно выбранном профессиональном жизненном пути.
Выбираемые
выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны,
потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся.
Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации
профессионального самоопределения с учетом тех изменений, которые произошли в
образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений,
разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения.
В настоящее время
важным становиться создание условий для формирования у старшего школьника
личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к
профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых
экономических и социокультурных условиях. Каждый старшеклассник, который
заботиться о своей будущей жизни, которому небезразличен его профессиональный
выбор, должен самостоятельно пройти путь профессионального самоопределения.
Оценка своих возможностей и интересов, планирование профессиональных перспектив
- это личное дело каждого человека. Важно отметить и то, что человек живет в
обществе, которое должно быть обеспокоенно, чем он будет заниматься в этом
мире.
Важно, чтобы выбор
профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только
свободно, но и абсолютно осознано.
Задача выбора
профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной
стороны, каждая профессия - это сложный мир, на ознакомление с которым нужны
годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При
этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из
чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших
школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется
еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие
трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных
качествах, без чего самоопределение как сознательный процесс невозможно.
Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникают, дробятся, объединяются,
отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.
Количество профессий в
наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную
картину. По данным же разных исследований, десятиклассники, например, могут
назвать в среднем лишь 20 - 25 профессий, поэтому профориентация зачастую носит
стихийный характер. Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать
умом. И здесь незаменимым средством ориентировки оказывается не просто
предметная наглядность, например, с помощью экскурсий на производство, а
обдуманное слово, речь, в частности специально построенная, информирующая и
мотивирующая, а также описание профессии.
Выделяются
специфические задачи профессионального самоопределения, которые направлены на
формирование общей готовности к будущей трудовой жизни, психолого-педагогическую
помощь в профессиональном выборе, самосовершенствование при выполняемой
трудовой деятельности и освоение смежных видов профессиональных типов личности.
Профессия, которую
выбирает старшеклассник, должна соответствовать не только спросу на рынке труда,
но и требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной, а
также должна соответствовать его возможностям. Разумеется, прежде чем
выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо о ней узнать.
В современной
психологии имеются несколько подходов к исследованию проблемы профессионального
самоопределения; в настоящее время предпочтение отдается классическому подходу
- всестороннего изучения личностных особенностей и направленностей на
определенную сферу деятельности. Огромное значение в профессиональном
самоопределении играет мотивация и информированность респондентов.
Проблема
профессионального самоопределения довольно сложна. Удовлетворительное ее
решение затруднительно для большинства старшеклассников. В связи с этим процесс
профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и
организационного обеспечения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.03.2021
Дата обновления: 02.03.2021
Дата публикации: 02.03.2021