Психологическая служба

20.10.2023

225760_760x500.jpg

Счастье-какое оно?


Что такое счастье? Счастье – это состояние наивысшей удовлетворенности условиями своего существования. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Человек может быть счастлив тогда, когда в жизни все, всегда и везде ладится. На вопрос «что такое счастье?» каждый человек отвечает по-разному. Почему так происходит? Потому что у каждого свои критерии «счастливого» состояния.

Понятие счастья многогранно. В нем выделяется несколько аспектов:

– везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы;

– состояние радости, эмоциональной возвышенности;

– обладание высшими благами, достижение высокого положения;

– состояние морального и физического удовлетворения.

Быть счастливым (сильно или долго) - это умение, которым можно овладеть. Как любое

умение, счастье предполагает способности (бывает и талант быть счастливым), отработку умения,

формирование навыка ("Я уже увереннее в счастье") и переход навыка в привычку.

Пока нет наработанного навыка, счастье как переживание радости случайно, неустойчиво и

ситуативно. В неудачном варианте может выработаться умение, навык и привычка быть

несчастным. В удачном варианте счастье, как способ существования, становится привычкой.

«Счастье - не трудная цель, а естественный способ передвижения».

Учитесь быть не только успешными, но и умеющими быть счастливыми!

 

9 основных советов от Марка Твена

о том, как организовать себе счастливую жизнь

 

«Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого,

но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не

слышит стука»

1. Живите в ладу с собой.

«Человек не может быть доволен жизнью, если он недоволен собой».

Если вы недовольны собой, своим поведением и действиями, то, скорее всего, почти всѐ время

вы будете страдать от чувства общего дискомфорта. С другой стороны, если вы довольны собой, вы

будете спокойны и у вас будет внутренняя свобода для того, чтобы делать то, что вы действительно

хотите делать. Вы должны дать себе одобрение разрешить себе быть тем, кем вы на самом деле

хотите быть. Не ищите одобрения у других людей. Ищите одобрения у самого себя.

2. Возможно, вы сами себя мысленно ограничиваете.

То, чем мы себя ограничиваем, в большинстве случаев существует только у нас в мозгу.

Например, мы можем думать, что окружающих нас людей раздражает, что рост у нас не такой, как

надо, или что у нас неподходящий возраст или что у нас мало волос на голове. Но это существует

только тогда, когда вы считаем, что оно существует. Потому что, в таком случае, вы начинаете

чувствовать себя неловко и волноваться о том, что подумают о вас люди.

3. Расслабьтесь и развлекайтесь.

«Юмор – это величайший дар, данный человечеству».

Юмор и смех – это поразительные орудия. Они могут обратить любую серьѐзную ситуацию во

что-то, над чем можно посмеяться. Они всегда и везде могут улучшить настроение.

4. Откиньте гнев.

«Гнев – это кислота, которая больше вредит сосуду, в котором она храниться, чем тем, на кого

она выливается».

5. Не считайте, что вам все всё должны.

«Не провозглашайте всем вокруг о том, что мир перед вами в долгу. Мир вам ничего не должен.

Он был и до вас».

6. Если вы делаете что-то по-своему, будьте готовы, что вас не поймут.

«Человек, у которого есть новые идеи, будет считаться чудаком, до тех пор, пока его идеи не

будут иметь успех».

7. Расставляйте акценты так, как вам того хочется.

То, на что вы обращаете первостепенное внимание, во многом определяет то, что будет

происходить. Вы можете погрязнуть на своих проблемах и создать самому себе образ страдальца и

жертвы. Или вы можете сделать акцент на чѐм-то положительном, что вы извлекли из той или иной

ситуации или полностью сконцентрироваться на чѐм-либо ещѐ.

8. Не слишком думайте над тем, как почувствовать себя хорошо.

«Лучший способ воспрянуть духом самому – это попытаться приободрить кого-то ещѐ».

9. Делайте то, что вам хочется делать.

«Лет через 20 вы больше будете жалеть о том, что вы не сделали, чем о том, что сделали.

Поэтому поднимайте якоря и уплывайте из тихой гавани. Ловите попутный ветер в свои паруса.

Пользуйтесь. Мечтайте. Делайте открытия».

  

Анкета счастья. На каком уровне счастья Вы?

 

Оцените каждое из состояний по шкале от 1 до 5 баллов:

1. Неправда

2. Практически нет

3. Незначительно

4. В основном это так

5. Точно

1. Я часто ощущаю себя счастливым и удовлетворенным без какой-либо на то причины.

1 2 3 4 5

2. Я живу настоящим моментом.

1 2 3 4 5

3. Я ощущаю себя живым, бодрым и энергичным.

1 2 3 4 5

4. Я испытываю состояние глубокого спокойствия и благостности.

1 2 3 4 5

5. Жизнь для меня - это необыкновенное приключение.

1 2 3 4 5

6. Я не позволяю неприятным ситуациям влиять на меня.

1 2 3 4 5Хочу такой сайт

7. Я с энтузиазмом смотрю на свои дела.

1 2 3 4 5

8. Я часто смеюсь и радуюсь.

1 2 3 4 5

9. Я верю в то, что мир расположен ко мне дружелюбно.

1 2 3 4 5

10. Во всем, что происходит, я для себя нахожу урок или подарок судьбы.

1 2 3 4 5

11. Я умею выкидывать из головы лишнее и прощать.

1 2 3 4 5

12. Я себя люблю.

1 2 3 4 5

13. В каждом человеке я ищу что-то хорошее.

1 2 3 4 5

14. Я меняю в жизни то, что можно изменить и принимаю то, что изменить нельзя.

1 2 3 4 5

15. Я окружаю себя людьми, которые меня поддерживают.

1 2 3 4 5

16. Я не осуждаю других и не жалуюсь.

1 2 3 4 5

17. Негативные мысли не омрачают мою жизнь.

1 2 3 4 5

18. Я ощущаю благодарность.

1 2 3 4 5

19. Я чувствую связь с чем-то большим.

1 2 3 4 5

20. Я чувствую, что понимание целей вдохновляет меня.

1 2 3 4 5

 

Подсчет баллов:

Если вы набрали 80-100 баллов, вы в значительной степени ощущаете "счастье без причины".

Если вы набрали 60-79 баллов, то у вас хорошие показатели "счастья без причины.

Если вы набрали 40-59 баллов, то в вашей жизни есть проблески "счастья без причины".

Если вы набрали меньше 40 баллов, то у вас очень небольшой опыт "счастья без причины".




номофобия-зависимость

Зависимость от ГАДЖЕТОВ. Как быть?


Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки – давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн - это будет скучно.

Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Причина проста, полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка играя компьютерные игры или живя в онлайн получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность и когда его много приводит часто к переутомлению. Ребенок играя устает. По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.

Ребенок проживая жизнь в Инстаграм, в ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман». Нужна доза и он ее требует, а родители дают!

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ПРОВОДИТ ВРЕМЕНИ В ОНЛАЙН:

- становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
- агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
- появляется бессонница;
- падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
-становится рассеянным;
- слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое);
- реальность становится черно- белая, теряется интерес к жизни;
- становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности;
- не умеет общаться;
- становится не интересным для других;
- появляются проблемы со зрением и позвоночником;
- не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
- мало двигается;
- ослабляется иммунитет;
- формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
- формируется ЗАВИСИМОСТЬ.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:
- Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЬЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.
- 30 -40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
- За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
- золотое время укладывания ребенка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину. (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
- Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости играя в обычные и интересные дворовые и настольные игры.
- Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам. (формируется ценность того, что я могу).
- И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость)
- Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга)
- Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким)
- Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя)
- Родителям быть примером свободного человека (дети подражают).

!!! (Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне)

Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать: «ДА» своим детям намного чаще, но иногда сказать: «НЕТ» - это лучшее что мы можем сделать для своего ребенка. Осмысленные ограничения – создают безопасность для вашего ребенка.


ustraivaem_na_rabotu_podrostka_1.jpg

Психологическая служба в школе - просмотреть



Формирование

Формирование жизнестойкости детей и подростков


Понятие «жизнестойкость» характеризует психологическую выносливость человека и служит показателем его психического здоровья. Экспериментально выявлено, что жизнестойкость - основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам. Совладание с проблемами может идти по двум путям – либо по активному (жизнестойкое совладание, согласно С. Мадди), либо по пассивному (инфантильность, стремление плыть по течению).

Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врождённым качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно: семье и воспитанию детей.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьёзных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Учёные выявили связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

  • стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, частые переезды, и пр.
  • ощущения предназначения в жизни;
  • воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов.

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  • недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  • отсутствие чувства предназначенности;
  • недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойкость ребёнка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребёнок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребёнка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

1.     Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринуждённо как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2.     Уверенны в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3.     Независимость. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние и влияние других людей (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

4.     Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5.     Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищённости.

Воспитание жизнестойкости требует от родителей определенных мер воспитания, основанных на следующих принципах:

  • Создание защищённой среды с ощущением постоянства, где ребёнок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы, жестокое обращение. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  • Помощь ребёнку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  • Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
  • Поощрение самостоятельности ребёнка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищённости и любви.
  • Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
  • Предоставление ребёнку возможности открыто выражать свои чувства.
  • Обучение ребёнка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребёнок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  • Поощрение активности ребёнка.
  • Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
  • Обучение ребёнка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
  • Помощь ребёнку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  • Поощрение веры ребёнка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  • Помощь в определении, как и где ребёнок может попросить помощь в случае необходимости.
  • Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом.


Исходя из сказанного, становится ясным, что в детском возрасте необходимо развитие, в первую очередь, навыков интеллектуальной деятельности:


  • позитивный анализ трудных ситуаций жизни;
  • ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса;
  • расширение кругозора, внутренней культуры;
  • коммуникативных навыков: социальная поддержка; просьбы; умение сказать «нет»;
  • адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику;
  • навыков совладающего поведения: самопринятие и самоуважение; уверенность в себе;
  • волевые усилия.


ЗАПИСЬ2.png


Как уменьшить тревожность в период эпидемии -  просмотреть






Как уменьшить тревожность в период эпидемии.pdf (скачать) (посмотреть)
Психологическая служба в школе.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».