Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)  рассчитана на обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (ТНР) с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ТНР предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим (далее – ФФН) или фонетическим недоразвитием (далее – ФН) речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

Все рабочие программы АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) составлены с учётом речевого режима и коррекции психических процессов, спланирована лексическая работа по обогащению речи понятиями и терминами, специальные упражнения на развитие памяти, воображения, снятия эмоционального напряжения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.

Цель АООП НОО (вариант 5.1) – формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Задачи, реализуемые при получении НОО:

-   становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

- создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

- формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;

- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.     

            Помимо реализации общих задач НОО АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает решение специальных задач:

-  своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении;

- определение особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных уровнем их речевого развития;

- определение особенностей организации образовательной деятельности для категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой речевого нарушения развития и степенью его выраженности;

- коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учётом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-   реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся. Хочу такой сайт

АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Структура АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает

           ·           пояснительную записку;

           ·           планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО;

           ·           систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

           ·           программу формирования универсальных учебных действий;

           ·           программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

           ·           программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;

           ·           программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

           ·           программу коррекционной работы;

           ·           программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.

             В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, эти патогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022067 Директор/Заведующий Осипенко Ирина Валентиновна Дата подписания документа 16.10.2023 11:09:30 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».